ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)
ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Беспокойство, страх, тревога – неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, восхищение, удивление, печаль. Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временной характер. Детские страхи чаще исчезают бесследно. Страх, несомненно, наиболее опасная эмоция. На биологическом уровне реакция на страх – это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего всплеск гормонов в организме. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций, влекущих за собой выделение данного гормона. Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребёнок растёт и начинает исследовать окружающий мир. Грань между нормальным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой. Страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения. [4]
Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных,конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых пространств и др.
Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно.Например,почему ребёнок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Например,он боится надевать определенные ботиночки,потому что когда-то в них поскользнулся и упал,больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.
Сверхценные страхи – самый распространённый вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребёнка. В 80 % случаев прᡃактикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми. К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, ведьм, оборотней, призраков, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Смерть родителей – также довольно часто встречающаяся разновидность детских страхов, зачастую порожденная самими же взрослыми.
Одни исследователи полагают что страх – одна из первых эмоций, которую испытывает младенец. Многие врачи и психологи считают, что ребенка, проходящего через родовые пути, охватывает запредельный ужас. Другие говорят о том, что говорить, о «настоящем» страхе у детей можно только с 6 месяцев, так как он требует определённого когнитивного развития, включая способность к прогнозированию испытанной однажды опасности. [2]
Мною было проведено исследование среди учащихся начальной школы №71 города Пензы. Задействованы ребята из первого и четвертого класса. Были применены методики: «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова.
Первая методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой. Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом».
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей 6-7 лет (1 класс). Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
В красном домике дети расселили не страшные, на их взгляд, страхи, в черные наоборот. Результаты свидетельствуют о наличии у учеников первого класса определенных видов страха с коэффициентом – 8, что является нормой для данной возрастной категории. Преобладают, медицинские страхи (95%), например, страх уколов, врачей, боязнь заболеть, чуть с меньшими процентами идут боязнь чудовищ, темноты, страшных снов (71%), страх того, что накажут родители (58,6%). Можно сделать вывод о том, что данные страхи вполне соответствуют возрасту учащихся, отклонений от нормы не наблюдается.
Вторая методика «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова проводилась на учащихся 4 класса. Под аффилиацией понимается потребность. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные, из-за этого возникает множество страхов. Результат оказался таков: фактор «стремление к принятию»: высокий уровень показали 47% учащихся; средний уровень - 35% учащихся; низкий уровень - 18% учащихся.
Фактор «страх быть отвергнутым»: высокий уровень показали 26% учащихся; средний уровень - 54% учащихся; низкий уровень - 20% учащихся.
Можно сказать, что типы потребности аффилиации складываются в результате подкреплений, испытываемых в социальных взаимодействиях прежде всего в детстве, так же они могут меняться в течении жизни под влиянием различных факторов. Потребность аффилиации не стабильна, она меняется под влиянием различных факторов. У учащихся четвертого класса страх именно социальный, они боятся быть не понятыми своими ровесниками, стесняются при виде новых знакомых, мальчики трудно находят контакт с девочками, между ними наблюдаются ссоры. Это подтверждает то, что у них начинается подростковый возраст, который является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе. «Многие из этих страхов исчезнут со временем». [1]
Вывод: анализ исследования позволил составить портрет школьников, испытывающих множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, недостаточно общительный. Наличие страхов зависит от многих причин. В процессе исследований было обнаружено, что девочки больше подвержены страхам, нежели мальчики. Но в целом, дети вполне нормально развиваются, их страхи соответствуют их возрасту, и как показывает практика, многие их этих страхов с взрослением исчезнут [3].
Таблица 1.
Результаты страхов 6-7-летних детей по методике «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
Медицинские страхи
|
Страх темноты,сказочных героев |
Страх быть наказанными родителями |
Страх опоздать в школу |
Страх стихийных бедствий, войны |
95% (приблизительно 28 ученика из 30 боятся уколов, зубных врачей) |
71% (приблизительно 21 человек боятся оставаться одни ночью в комнате, смотреть мультфильмы, где присутствуют злодеи) |
58,6% (приблизительно 18 учеников боятся того,что родители будут их ругать за какую-либо провинность) |
100% (все 30 учеников) Этот страх очень актуален в их возрасте |
48% (приблизительно 14 учащихся боятся грозы и т.д.) |
Таблица 2.
Результаты страхов 10-11 летних школьников по методике «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова
Страх оказаться быть последним |
Страх быть отвергнутым |
Страх новых знакомств |
Боязнь сверстников |
85% 26 учащихся боятся того, что будут хуже в учебе, какие-то их действия будут не правильны. |
в среднем 54% 16 учащихся боятся быть отвергнуты взрослыми, сверстниками. |
в среднем 46% 13 учащихся боятся приходить в новую компанию,заводить знакомства. |
в среднем 13 % 4 учащихся боятся того, что сверстники будут над ними смеяться,не воспринимать как друга/подругу. |
Во многом страх зависит от особенностей характера ребенка . В игровой, неформальной обстановке школьники лучше усваивают не только знания, но и навыки. «Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями». [5] Как правило, если врослые удастся найти их общие с детьми страхи, преодоление детских страхов становится гораздо быстрее и легче.