Статья:

Проблема развития восприятия в младшем школьном возрасте

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Прибыткова Ю.А. Проблема развития восприятия в младшем школьном возрасте // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(41).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема развития восприятия в младшем школьном возрасте

Прибыткова Юлия Алексеевна
Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, г.Оренбург
Неволина Виктория Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры философии ОрГМУ, Оренбургский государственный медицинский университет, Россия, г.Оренбург

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной психологии и педагогики проблема развития восприятия младшего школьника. Описываются сложности восприятия младшим школьником сюжетной картинки. Приводятся стадии восприятия детьми картинки (В. Штерн). Представлены упражнения на развития восприятия младшего школьника.

 

Ключевые слова: развитие восприятия, младший школьный возраст, высшие психические функции, познавательные процессы, игровая деятельность, учебная деятельность, зрительное восприятие, сравнение.

 

Для удовлетворения потребностей в общении, игровой деятельности, обучении, младшему школьнику необходимо воспринимать окружающую действительность, при этом обращая внимание на то, что ему необходимо запомнить, обдумать, высказать. В связи с этим, вполне целесообразно  сделать вывод, что деятельность человека невозможна без участия психических процессов, а психические процессы не только участвуют в деятельности, но и развиваются в ней.

Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов, в том числе и развития восприятия, внесли такие ученые, как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев,  Ж Пиаже,  С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов.

В младшем школьном возрасте высшие психические функции находятся в сензитивном периоде, в это время особо пристальное внимание и стоит уделять развитию восприятия. Для более качественного и эффективного протекания процесса формирования восприятия необходимо сделать этот процесс более организованным и систематическим. Задача педагога должна заключаться не только в создании внешних социальных условий, но так же и в подборе методик, составлении программ, которые будут доступны для детей младшего школьного возраста, интересны им и будут эффективны.

У младшего школьника процесс восприятия ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. В начале обучения они не способны к подетальному рассмотрению предмета, их восприятие отличается малой дифференцированностью. Часто они могут путать предметы, например, цифры 6 и 9, буквы Ш и Щ. Часто ошибкой является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр. Чтобы избежать подобные ошибки учителю нужно научить ребенка сравнивать предметы, находить сходства и различия. Педагогу необходимо помнить, что в младшем школьном возрасте словесное восприятие необходимо сопровождать наглядностью.

При подготовке детей к обучению в школе родителям  стоит обратить внимание на развитие восприятия таких пространственных средств, как форма предмета и цвет, размер.

Дети младшего школьного возраста совершенствуют восприятие сюжетной картины. В этом возрасте дети уже могут устанавливать пространственные связи (ближе - дальше, слева - справа).

Согласно теории В. Штерна, существует три ступени восприятия детьми картинки:

  1. Перечисление (от 2 до 5 лет)
  2. Описание (от 6 до 9-10 лет)
  3. Интерпретация, или объяснение (после 9-10 лет).

Эти ступени зависят от степени развития восприятия и опыта детей[4, c. 236].

Большое внимание педагогу стоит обратить на формулировку вопроса при просмотре ребенком картинки. Если педагог задаст вопрос «Что изображено на картинке?», то ребенок приступит к перечислению предметов. Е вот если будет задан вопрос «Какие события изображены на картинке?», то это уже потребует от ребенка более высокой ступени восприятия, объяснения, сравнения, рассуждения.

В процессе обучения младшего школьника, его «восприятия становится думающим» (Д. Б. Эльконин), а именно:

  1. Более анализирующим;
  2. Более дифференцированным;
  3. Организованным;
  4. Изменяется роль слова в восприятии предметов и явлений[5, c. 249].

Восприятие само собой развиваться не может. В этом процессе главную роль играют педагог и родители, только они могут помочь младшему школьнику организовать деятельность по восприятию явлений, предметов, научить выявлять признаки предметов и их свойства.

По результатам многих психологических исследований одним из эффективных средств развития восприятия является сравнение. При систематическом выполнении заданий такого рода у младшего школьника значительно сокращается число допускаемых ошибок, а восприятие становится осознанным. Упражнения на сравнение можно включать и в игровую деятельность младшего школьника, такие занятия обычно вызывают у детей позитивные эмоции и энтузиазм.

В результате игровой  и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность - в наблюдение.

Одна из главных задач, которая стоит на сегодняшний момент времени стоит перед школой и образованием в целом – это давать ребенку осознанные, прочные знания, всесторонне развивая его.

Развитие зрительного восприятия – одна из наиболее актуальных проблем в обучении младшего школьника. Каждый учитель должен понимать, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что успешное развитие зрительного восприятия, возможно достигнуть только в том случае, если воспитание будет направлено на гармоническое развитие личности младшего школьника.

Зрительное восприятие служит основой успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности. Зрительное восприятие у младших школьников – это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Зрительное восприятие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития младших школьников, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда [2, с.115].

Восприятие предметов и явлений окружающего мира составляет основу познания. Все формы познания строятся на основе образов зрительного восприятия, то есть являются результатом их переработки. Из этого можно сделать вывод, что умственное развитие ребенка невозможно без опоры на зрительное восприятие.

Зрение, в данном случае, становится не просто механизмом сканирования предметов и явлений окружающей действительности, а способом визуально-мыслительной систематизации реальности.

Огромное значение имеет формирование у младшего школьника представлений о сенсорных эталонах. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [1, с. 46].

Восприятие младшего школьника характеризуется узостью, фрагментарностью, ограниченностью знаний об окружающей действительности. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку усовершенствовать восприятие, сформировать недостающие практические действия, то есть сформировать фундамент для дальнейшего развития личности

Упражнение на развитие восприятия формы предметов и соотнесение их по величине:

  • «Отгадай фигуру»

Задание: ребенку предлагается определенный набор геометрических фигур. На доске будут изображения различных предметов: портфель, книга, тетрадь, карандаш, ластик, краски. Ребенку предлагается назвать все изображенные предметы и подобрать для них обобщающее слово. Потом ребенку предлагается закрыть глаза и определить на ощупь какую геометрическую фигуру он держит в руках, ответить на вопросы: Какой предмет похож на квадрат? Из чего он сделан?

Упражнение на развитие цветовосприятия:

  • «Гусеница»

Оборудование: кружки зелёного цвета различные по насыщенности. Задание: разложи кружочки зеленого цвета разных оттенков от самого светлого к самому тёмному.

Упражнение на развитие пространственного расположения предметов, развития глазомера:

  • «Кто (что) где находится?»

Задание: рассмотреть рисунки и рассказать, как расположены предметы относительного заданного, пользуясь полными предложениями, с использованием слов выше – ниже, ближе – дальше, справа – слева. [3, с. 160].

 

Список литературы:
1. Венгер Л.А. Развитие сенсорного восприятия в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 2001. -  46 с.
2. Меликян З.А.Организация зрительного восприятия у младших школьников . – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. -  115 с.
3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение,  2011. – 160 с.
4. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997. – 236 с.
5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. -  249 с.