Статья:

Особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кисличко Т.Р., Пекуш А.Е. Особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста

Кисличко Татьяна Романовна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Пекуш Ангелина Евгеньевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кольцова Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье выделены особенности гаджетозависимости у детей дошкольного возраста. Проанализировано влияние данной зависимости на психическом развитии ребенка. Даны рекомендации родителям по профилактике гаджетозависимости у детей дошкольного возраста.

Abstract. The article analyzes the features of the entry of electronic devices and technologies into the daily life of the younger generation. The empirical material illustrates the effect of gadgets on the lives of preschool children.

 

Ключевые слова: гаджеты, дети дошкольного возраста, зависимость, электронные устройства, информационное общество.

Keywords: gadgets, preschool children, addiction, electronic devices, information society.

 

Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является приоритетной задачей государства. В последние 10 лет наблюдается тенденция развития зависимого поведения молодежи от различных технических средств. Отсутствие знаний у педагогов и родителей не позволяют оказывать результативное воспитание по профилактике возникновения зависимого поведения.

Сегодня уже практически невозможно представить современного ребёнка без электронной игрушки, планшета, смартфона. Принято считать, что дети информационной эпохи уже рождаются с «мышкой» в руке. Знакомство с электронными устройствами начинается для ребёнка довольно рано. Сначала это различные удобные и функциональные средства, позволяющие маме следить за малышом на расстоянии (видеоняни, видеокамеры и т.п.). Чуть позже появляются различные игрушки, которые помогают маме осуществлять коммуникацию и занимать ребёнка. А потом ребёнок очень быстро осваивает мамин смартфон и папин планшет и органично входит в электронную жизнь семьи. К 4-5 годам современный ребёнок уже уверенно разбирается с множеством устройств: от телефона до компьютера, комфортно чувствует себя в этой электронной среде, зачастую даже увереннее своих старших родственников. 

В связи с развитием инновационных технологий представить нынешнее поколение без современных технических устройств, просто невозможно. Проблема заключается в том, что детям нравится проводить больше времени за компьютерами, телефонами и планшетами, чем заниматься другой деятельностью. Если в семье взрослые так же больше времени проводят с электронными средствами, то зависимость ребенка неизбежна. Поведение родителей считается особо важным в воспитании ребенка. Если 5 лет  назад гаджетозависимостью страдали подростки и старшеклассники, то сегодня дети дошкольного возраста так же становятся зависимы. У родителей и воспитателей эта тема вызывает большой интерес.

Под гаджетом в современном обществе понимается приспособление, которое выполняет определенные задачи, имеют небольшие размеры. Основные гаджеты, которые используются в повседневной жизни каждого человека – это смартфоны, планшеты, мобильные телефоны. Без данной техники ни один человек не представляет свой день. Гаджеты делают нашу жизнь проще и одновременно сложнее.

Проблемой изучения гаджетозависимости занимались такие исследователи, как Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, К. Голдберг, Я.И. Гилинский, С.А. Шапкин, К. Янг. В своих трудах Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский утверждают, что у детей, которые имеют зависимость от гаджетов, возникает сужение интересов за счет того, что их внимание направлено только к техническим новинкам. Дошкольники должны уметь играть с другими детьми, уметь общаться, развивать социальные навыки. Дети, которые большую часть свободного времени проводят за гаджетами, не умеют общаться, задавать вопросы. В свою очередь С.А. Шапкин в своих работах считает, что отрицательное влияние гаджетов очень завышено, если имеется негативный момент, то он выражен в малой форме [5].

На базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79» проводилось исследование, в котором приняли участие родители дошкольников в количестве 25 человек. Родителям задавались вопросы по определению гаджетозависимости их детей.

Так на вопрос «Как вы относитесь к тому, что в ваш ребенок пользуется современными гаджетами, почему?».

60% родителей высказали одобрение по этому поводу. Они считают, что общение их детей с гаджетами позволит обогатить и разнообразить детскую деятельность, обучить чтению, письму, математике. Так же многие родители считаю, что современное общество диктует свои правила и пользование новыми техническими средствами просто необходимо подрастающему поколению.

40% ответили отрицательно на данный вопрос, обосновав свой ответ тем, что дошкольный возраст это очень ранний возраст для использования мобильных телефонов и планшетов. Дошкольники должны научится общаться в обществе, развивать моторику, физическое развитие.

На вопрос «Сколько времени вы разрешаете ребенку играть с гаджетами?» 35% ответили, что 1 час в день их ребенок играет в развивающие игры на планшете или смартфоне;30%  не обращали внимание, сколько их ребенок проводит времени за играми;15% родителей разрешают не более 30 минут в день играть с мобильным телефоном;20% родителей не разрешают дошкольникам пользоваться гаджетами.

Таким образом, большая часть современных родителей разрешают своим детям пользоваться гаджетами без ограничения во времени, обосновывая это тем, что дети играют в развивающие игры, учатся считать, алфавит, цвета, формы.

Третий вопрос был задан самим дошкольникам. На вопрос «Почему тебе нравится играть с мобильным телефоном, планшетом?» были получены ответы, которые можно обобщить следующим образом: поиграть в интересные игры; можно посмотреть любимый мультик, послушать сказку или песню.

Результаты опроса детей ДОУ показали, что встреча ребят с гаджетом – это всегда радость. Ребята учатся работать с ним легко, играючи, с удовольствием. Они не испытывают затруднений какого-либо рода или психологического барьера.

Основным негативным моментом частого использования гаджетов является то, что дошкольники не учатся социальному взаимодействию. Крайне опасной становится проблема подмены индивидуально-личностной реальной жизни играющего человека виртуальной реальностью. Ребёнок, много времени проводящий за электронным устройствами, хуже взаимодействует с окружающим миром, «выпадает» из него, начинает испытывать сложности во взаимоотношениях с социальным окружением

Следующий негативный момент это снижение творческой активности субъекта. Электронная игра, какая бы красочная и реалистичная она ни была, не может заменить настоящих материалов, клея, бумаги, кубиков и т.п., то есть не может заменить творчества и фантазии. Виртуальное пространство игры лишает ребёнка творческого поиска, поскольку позволяет ему действовать и существовать только в рамках тех возможностей, которые заложены в программе разработчиками, оперировать теми материалами и инструментами, которые предусмотрены создателями игры, находить решения, исходя из тех опций и предложений, которые ему доступны в соответствующем интерфейсе [2].

Для  профилактики  гаджетозависимости  родителям  можно  дать следующие рекомендации:

1. Установите единые правила. Общение с различными гаджетами не должно превышать 30 минут.

2. Начните с себя, ограничьте время проведения в соц. сетях, играйте вместе с ребенком в различные подвижные и творческие игры.

3. Выбирать игры, которые помогают стимулировать общение.

4. Если ребенок играет с гаджетом, то выбирайте познавательные сказки, мультики, игры.

5. Определите в доме свободные зоны, в которые нельзя приносить гаджеты. Это может быть кухня, спальня, обеденный стол. Дать понять ребенку, что кухня и спальня предназначены для другого.

Таким образом, использование ребенком гаджетов в своей деятельности оказывает существенное  влияние на  различные стороны его психического развития. Использование гаджетов имеет положительные стороны, такие как  умение, пользоваться техническими средства,  обучение и отрицательные, отсутствие социального взаимодействия, снижение творческой активности.

 

Список литературы:
1. Смирнова Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый.  - 2018. - №48.1. - С. 35-36.
2. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ.- М., 2011. - 170 с.
3. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 2013. - №3. – С. 63-70.
4. Глушкова Е. К., Леонова Л. А. и др. Компьютер в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2014. - №10. – С. 44-49.
5. Бабенко С.В., Гилязова С.Р., Ильдерова А.И., Прибытова З.Ф.  Комплексная информатизация дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. - Сатка, 2012. -  43 с.