Статья:

Формирование эмоциональной устойчивости

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Пустынцева М.С. Формирование эмоциональной устойчивости // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование эмоциональной устойчивости

Пустынцева Маргарита Сергеевна
студент, Кемеровский государственный университет, РФ, г.Кемерово
Михайлова Татьяна Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Кемеровский государственный университет, РФ, г.Кемерово

 

Происходящие в нашей жизни события и перемены способствуют увеличению уровня психоэмоционального напряжения. Данная работа актуальна тем, что наш стремительно несущийся вперед 21 век ждет от человека твердой эмоциональной устойчивости. В тесных рамках бешенного ритма жизни и обязанностей, упавших на плечи, повышается раздражительность и уровень напряжения. Всё это рано или поздно приводит к «взрыву», который влечет за собой психические расстройства, депрессию, раздражительность, агрессию, не покидающее чувство тревоги.

Исследования в сфере эмоциональной устойчивости помогают рассмотреть разные методики, которые способны показать уровень эмоциональной устойчивости и также помочь повысить устойчивость к факторам-раздражителям.

Проблема эмоциональной устойчивости стоит остро в подростковом возрасте (школьники) и молодежной среде (студенты). Данная возрастная категория прибывает в частых тревогах, связанных с учебным процессом, экзаменами, недосыпом, увлечением компьютерными играми, взаимоотношениями с людьми, поиском себя и другими факторами. Исследования последних лет показали, что более 80% подростков находятся в состоянии эмоционального напряжения.

В данной работе мы рассмотрим некоторые понятия эмоциональной устойчивости и проведем поиск рецепта способного помочь людям стать менее зависимыми от «эмоциональных тисков».

Впервые понятие эмоциональной устойчивости и неустойчивости ввел немецкий психолог Ганс Юрген Айзек. Этот термин ученый трактовал как устойчивость по отношению к внешним раздражителям и сохранение спокойствия, а неустойчивость- результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. [2,c.559]

В нашей, отечественной психологии, термин «эмоциональная устойчивость» появился при изучении поведения человека в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в авиационной психологии, инженерной и психологии спорта. У истоков была теория К.К. Платонова, опирающаяся на теорию Г.Ю.Айзека.[4]

Значимый вклад в психологию эмоциональной устойчивости внес Л.М.Аболин, считавший, что эмоциональная устойчивость- это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные процессы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели.[4]

В исследованиях отечественных психологов эмоциональная устойчивость является профессиональным качеством и влияет на успех выполнения какого-либо задания.[3]

Зарубежные ученые использовали термин «стрессоустойчивость» и при его описании опирались на следующие показатели:

– ощущение контроля над своей жизнью;

– состояние вовлеченности в деятельность, отношения с другими людьми и с самим собой;

– оценивание происходящих в жизни изменений скорее как вызова, а не как угрозы.

Иностранные психологи считают, что человек, имеющий психологическую устойчивость, владеет нужным запасом ресурсов для сопротивления стрессовым воздействиям.[1,c.560]

Теперь, когда ознакомились с объяснениями термина «эмоциональная устойчивость», становится интересно, какое количество устойчивых и неустойчивых к неблагоприятным эмоциональным факторам окружает нас. Для этого был проведен тест, состоящий из 10 вопросов, автором которого является психотерапевт высшей категории Тарасов Евгений Александрович. Тестирование проводилось среди студентов третьего курса в количестве 100 человек. Результаты оценивались следующим образом:

-7 баллов означает, что у вас высокий уровень эмоциональной устойчивости, базирующийся на стабильной психике. Вам, скорее всего, не страшны никакие эмоциональные стрессы. Вот только «не почивайте на лаврах» - поддерживайте свою нервную систему в том же прекрасном состоянии любыми доступными вам способами;

-от 8 до 9 баллов: вы  достаточно уравновешены, с чем вас нельзя не поздравить! Вы адекватно реагируете на большинство стрессовых ситуаций. У вас средний уровень эмоциональной устойчивости, то есть та норма, которая свойственна большинству людей;

-от 15 до 20 баллов: вас характеризует повышенный уровень эмоциональности. Вам следует овладевать приемами и навыками психической саморегуляции, а возможно (хотя бы иногда), принимать и успокаивающие сборы трав;

-от 21 до 25 баллов: вам присуща очень высокая степень эмоциональной возбудимости. Наверняка у вас крайне низкий уровень психологической защиты, ваши нервы "обнажены". По-видимому, порой вам просто необходимо прибегать к помощи транквилизаторов. Однако лучше всего вам могут помочь справиться с эмоциональной незащищенностью специалисты-психологи или даже психотерапевты.

Результаты были таковы: 47 студентов набрали от 21 до 25 баллов и имеют высокую степень эмоциональной возбудимости, 31 студент страдает повышенным уровнем эмоциональности (15-20 баллов), 20 студентов достаточно уравновешены (8-9 баллов) и только 2 имеют уровень высокой эмоциональной устойчивости.

Мы считаем, что данные результаты вполне ожидаемы, так как студенты относятся к категории людей, страдающей эмоциональным дисбалансом.

Несомненно, уметь регулировать свой эмоциональный поток нужно, но это не всегда получается. В ситуация, когда эмоциональная нагрузка велика, нужно уметь находить способы расслабится, уйти от напряжения и отвлечься. Такие простые способы , как употребление травяных отваров, успокоительных, медитация, просмотр любимых фильмов, занятие любимым делом и тому подобное, должны помочь справиться с накопившимся негативом. Но, если же ситуация уже запущена, нужно обратиться к специалисту.

В заключении хотелось бы отметить, что, безусловно, данная тема очень интересна для изучения. Все люди разные и следовательно все по-разному реагируют на негативные факторы. Поэтому решение проблемы у каждого будет практически индивидуальным. Самое главное- стараться быть оптимистом. Стараться видеть светлые стороны в тумане из проблем. Если вы хотите быть по-настоящему стойкой личностью, нужно уметь находить баланс и концентрироваться только на положительных моментах.

 

Список литературы:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.
2. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. М.: Вече, 2003. Т. 1. 559 с.
3. Рогачева Т.В. Современные подходы к понятию «Психологическая устойчивость» // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2011. № 1. C. 75-84.
4. Cтатья «Эмоциональная устойчивость как психологический феномен».-[Электронный ресурс]-Режим доступа.- URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2016-4/4-shirokostupova.pdf/ (Дата обращения 27.11.18)
5. Cтатья «Формирование эмоциональной устойчивости у студентов».-[Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-emotsionalnoy-ustoychivosti-studentov/ (Дата обращения 27.11.18)