Статья:

ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Быстрова Ю.В. ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101180 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИНАМИКА МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Быстрова Юлия Владимировна
студент, Педагогический институт имени В. Г. Белинского Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

Формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития и становления личности. Они связаны с самосознанием, оценкой собственного «Я» в системе общественных отношений. В последнее время наблюдается рост интереса к мотивации как неотъемлемой части деятельности человека. На мой взгляд, правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем, а также её успешного освоения. Изучение профессиональной мотивации студентов педагогических вузов позволит решать задачи увеличения эффективности педагогической деятельности психологически обоснованно. К тому же профессионально-педагогическая мотивация в процессе подготовки студента в вузе остается всё ещё малоизученной. Этим объясняется актуальность данного исследования.

Проблема формирования профессиональной деятельности и её мотивации широко освещалась как в нашей стране, так и за рубежом. Этому вопросу посвящены труды отечественных (Л. С. Выготский, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.) и зарубежных авторов (Д. Макклелланд, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

В самом общем плане мотив, а следовательно мотивацию, можно рассматривать как то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [4].

Профессиональная мотивация личности, которая формируется в системе вузовского образования, представляет собой совокупность потребностей, отношений, интересов, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Принятие студентом целей и задач обучения как личностно значимых являются выражением высокой мотивированности студента [3, c. 116]. Актуальные потребности, отраженные в сознании (получить высшее образование, приобрести основу для дальнейшего саморазвития и профессионального развития, повысить свой социальный статус в будущем и т. д.), побуждают и направляют студента к освоению будущей профессии. От уровня сформированной профессиональной мотивации зависит развитие профессиональных компетенций [1].

В связи с этим, отдельного внимания заслуживает проблема мотивации студентов педагогических ВУЗов. По данным В. С. Собкина, основными профессиональными мотивами студентов педагогических ВУЗов являются следующие: «желание стать специалистом», «стремление к саморазвитию», «желание получить новые знания» и мотивы, связанные с социальными достижениями («получение диплома о высшем образовании», «получение определенного социального статуса после окончания вуза»). Наиболее значимыми мотивами для поступления студентов в педагогический вуз являются такие, как желание получить высшее образование, интерес к профессии [2, c. 41].

На основе проанализированного теоретического материала было выдвинуто предположение, что мотивация выбора профессии явление не статичное, а динамичное, изменяющееся с течением времени.

Исходя из этого предположения была поставлена цель исследования – изучить динамику мотивации выбора профессии на примере студентов педагогического ВУЗа. В исследовании приняли участие студенты 3 и 5 курса Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. В исследовании участвовали 10 студентов третьего курса и 10 студентов пятого курса направления подготовки «Педагогическое образование», специальности «Русский язык. Литература» Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета.

В ходе исследования были использованы 2 методики: методика, позволяющая определить ведущий тип мотивации при выборе профессии – «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, и методика, адаптированная Н. П. Фетискиным, – «Самооценка профессионально-педагогической мотивации», с помощью которой можно определить, на какой ступени мотивационной лестницы находится исследуемый.

Согласно методике «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, на исследованном этапе овладения профессией студенты 3 курса в меньшей степени склонны руководствоваться внутренними индивидуально-значимыми мотивами (40%), нежели студенты 5 курса (90%). Стоит отметить, что студенты третьего курса в равной степени отдают предпочтение внутренним социально-значимым мотивам и внешним положительным мотивам. У студентов 5 курса превалирует склонность ко внешней положительной мотивации (70%). В меньшей степени студенты 3 и 5 курса руководствуются в выборе профессии внешними отрицательными мотивами (10% и 30% соответственно). В случаях равного соотношения мотивов можно говорить об отсутствии приоритетной мотивационной сферы.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что на разных этапах обучения происходит переоценка мотивов выбора профессии, что ведет к индивидуализации подходов в их определении. Доминирующую роль играют такие факторы самосознания как общественная и личная значимость будущей профессиональной деятельности; удовлетворение, которое будет приносить работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, возможность осуществлять профессиональную деятельность с удовольствием. В то же время, компоненты внешней мотивации (заработок, стремление к престижу, карьерный рост, боязнь, неудачи, осуждения, и т.д.) были менее определяющими в выборе профессии по сравнению с внутренними, что указывает либо на устойчивую тенденцию в стремлении стать профессионалом в своём деле, в соответствии с внутренними личностными устремлениями и реализовать свой творческий потенциал, либо на недооценку внешних мотивационных факторов, позволяющих в полной мере реализовывать планы следования намеченной цели.

Для более полного анализа мотивационной сферы студента была использована также методика самооценки профессионально-педагогической мотивации, адаптированная Н. П. Фетискиным.

Полученные данные представлены на Рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровни профессионально-педагогической мотивации студентов-педагогов (средние значения)

 

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что студенты 3 и 5 курса продемонстрировали уровень профессионально-педагогической мотивации равный 9,15 и 9 баллам соответственно, что согласно методике отвечает «среднему уровню мотивации».

При этом также можно было заметить некоторую специфику, характерную для каждой «ступени» этой мотивационной лестницы. Наибольшее значение было выявлено по шкале «показная заинтересованность» (3 курс – 10,9 баллов, 5 курс – 10,4 баллов), что свидетельствует о том, что такой мотив в рамках теста является ведущим в выборе профессии. При этом обращает на себя внимание значение показателя «функциональный интерес» (3 курс – 10 баллов, 5 курс – 9,4 балла), что закономерно отражает ориентацию студентов на сам процесс получения выбранной профессии в стенах высшего учебного заведения. Примечательны другое значение – «развивающейся любознательности» (3 курс – 10,1 балла, 5 курс – 9,7 баллов). Это свидетельствует о стремлении к освоению профессии. Позитивным моментом в этой «мотивационной лестнице» студентов выглядят сравнительно низкие значения «равнодушного отношения» (3 курс – 6,4 балла, 5 курс – 7,8 баллов), которые  свидетельствовали бы об отсутствии стремления к овладению педагогической специальностью. Показатель «эпизодическое любопытство» в большей мере характерен для студентов 3 курса (9,2 балла), чем для студентов 5 курса (7,6 баллов). Этот вид мотивационной структуры свидетельствует о наличии резерва для развития профессиональной мотивации и требует целенаправленной работы со стороны преподавателей. В завершение следует обратить внимание на шкалу «профессиональная потребность», в которой представлены невысокие показатели по сравнению с другими шкалами (3 курс – 8,3 балла, 5 курс – 9,3 балла). Это можно объяснить тем, что развитие этой высшей ступени профессиональной мотивации требует воплощения в какой-либо практической деятельности, поэтому у студентов 5 курса этот показатель несколько выше. В целом, как уже отмечалось, показатели студентов третьего и пятого курса находятся на среднем уровне, что свидетельствует об их заинтересованности в профессиональной педагогической деятельности и стремлении расти и развиваться в будущем.

Таким образом, в результате проведённого исследования было выявлено, что с течением времени наблюдается определённое изменение мотивации у студентов разных курсов. Динамика мотивации свидетельствует о том, что студенты 5 курса более склонны руководствоваться внутренними мотивами в выборе профессии, нежели студенты третьего курса, а также у старших курсов более ярко выражена потребность в изучении педагогики и овладении профессией и педагогическим мастерством. У студентов третьего курса педагогического университета профессионально-педагогическая мотивация находится еще на стадии формирования, по сравнению со студентами 5 курса, поэтому важным  представляется решение противоречия между мотивационной основой актуально осуществляемой учебной деятельности студента и его будущей профессиональной деятельностью.

Можно говорить о том, что проблема влияния мотивации на профессиональную, в том числе педагогическую, деятельность, имеет благоприятные перспективы изучения и развития.

 

Список литературы:
1. Зонова В. Е. Исследование профессиональной мотивации студентов педагогического ВУЗа [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и разработки. – 2016. –  № 6 (6). – С. 255-257. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27385729 (дата обращения: 20.20.2021).
2. Клепцова Е. Ю., Рубцова Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 32. – С. 60–66.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: Знание, 2006. – 308 с.
4. Строкун С. А. Структура мотивационной сферы студента в исследованиях зарубежных и отечественных психологов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-motivatsionnoy-sfery-studenta-v-issledovaniyah-zarubezhnyh-i-otechestvennyh-psihologov (дата обращения: 17.10.2021).