Статья:

Особенности ценностно-смысловой сферы подростков из малообеспеченных семей

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Фоминова К.А. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков из малообеспеченных семей // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности ценностно-смысловой сферы подростков из малообеспеченных семей

Фоминова Ксения Александровна
магистрант Московского Государственного Психолого Педагогического Университета РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей смысло-жизненных ориентаций и иерархии ценностей подростков, которые воспитываются в малообеспеченных семьях. В исследовании приняло участие 92 подростка, определены особенности ценностно-смысловой сферы подростков из семей с низким уровнем дохода, к которым относятся значимость просоциальных ценностей для достижения положительных изменений в обществе и  осмысленное отношение к процессу собственной жизни.

 

Ключевые слова: ценностная сфера, смысло-жизненные ориентации, малообеспеченность, подростки.

 

Вопросы имущественного расслоения и социального неравенства еще не так давно могли рассматриваться лишь в контексте изучения особенностей развития стран третьего мира, однако сегодня процессы глобализации, мировые экономические кризисы, пандемии, миграция, военные конфликты и смены политических режимов ставят новые актуальные вопросы перед многими «благополучными» странами, в том числе и перед Россией.

О влиянии бедности на дальнейшее развитие подростков много сказано в отечественных и зарубежных социально-психологических исследованиях. Выявлено, что низкий материальный статус семьи влияет на её воспитательный потенциал – возрастают конфликты между родителями, которые накладывают отпечаток на детско-родительские отношения [2].

В таких семьях возрастает агрессия по отношению к ребенку, обесценивается его личность [7; 8; 9].

Находясь в подавленном состоянии, из-за постоянных финансовых проблем, родители транслируют своим детям неэффективные копинг-стратегии – уход от решения проблем, возложение вины за происходящее на других [1].

Подростки из малообеспеченных семей чаще испытывают социальную дезадаптацию, поскольку предпочитают общаться со сверстниками из своего круга,  так как чувствуют себя изгоями, среди более обеспеченных подростков. Так же в семьях с низким уровнем доходов возрастает риск делинквентного поведения подростков, это связанно с несформированностью эмоционально-волевой сферы, социальным пессимизмом подростков [3; 4; 6].

Маргинальность родителей, их низкий социальный статус и недостаточный уровень образования влияет на когнитивное развитие детей: снижается познавательный интерес и мотивация к обучению [5].

В нашем исследовании мы провели сравнительный анализ ценностно- смысловой сферы подростков из разных социально-экономических страт общества. Основной целью было определить влияние низкого социально-экономического статуса семьи на систему ценностей подростка.

Поскольку подростковый возраст является отправной точкой в выстраивании смысло-жизненных ориентиров и формировании планов на будущее, а становление аксиологической сферы является важнейшим звеном в векторе развития личности.

В исследовании ценностно-смысловых ориентаций подростков, в том числе ценностной структуры самосознания, уровня осмысленности жизни, самоотношения и саморуководства, проведенном нами в феврале-марте 2020 года, приняло участие 92 человека, из них 28 девочек - средний возраст 14,0 лет и 64 мальчика - средний возраст 14,4 л, из них 52 подростка из малообеспеченных семей и 40 подростков из семей не испытывающих материальных затруднений.

Все подростки проживают в г. Москва и являются учениками общеобразовательных школ и отличаются уровнем доходов семьи.

Критерием разделения выборки на группы малообеспеченных и обеспеченных послужили государственные стандарты социальных норм, в соответствии с которыми к малообеспеченным относятся семьи, в которых среднедушевой доход ниже или на уровне прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Проведенное исследование позволило выявить особенности ценностно-смысловой сферы подростков из малообеспеченных семей: доминирование просоциальных ценностей и высокий уровень осмысленности жизни при несформированности процесса целеполагания.

В целом картина ценностно-смысловой сферы подростков из малообеспеченных семей является с одной стороны характерной для  данного периода онтогенеза, когда основными интересами становятся приятное времяпровождение, познание нового, обращение внутрь себя и саморефлексия для обретения собственной идентичности.

А с другой стороны, смысло-жизненные ориентации подростков формируются благодаря выделению на первые позиции в иерархии таких ценностей, как признание в обществе, ощущение своей значимости, действенное желание преобразований в социальной жизни.

В то же время подростки из малообеспеченных семей видят себя не пассивными членами социума.

Осмысливая процесс собственной жизни, они стремятся взять управление в свои руки. Им не свойственна позиция социального иждивенчества, деньги как таковые, для них не являются значимыми, а материальные желания у них связаны с учебой в ВУЗе или хорошей работой.

Одними из главных ценностей для них являются социальные преобразования в обществе на благо людей.

Однако, камнем преткновения для малообеспеченных подростков становится процесс самоуправления, как осознанной рефлексии по поводу своих возможностей и понимания плана действия для достижения желаемого, так как они не имеют положительного опыта социальной активности родителей и материальной поддержки, которые могли бы обеспечить переход в другую страту социума, например, за счет получения образования и дальнейшего трудоустройства по желаемой специальности.

Выводы

  1. Аксиологическая сфера подростков из малообеспеченных семей характеризуется осмысленным отношением к собственной жизни, осознанием того, что жизнь зависит от него самого.
  2. Структура ценностей подростков из семей с низким социально-экономическим статусом характеризуется большей значимостью ценностей социального признания и преобразований в обществе на благо людей и меньшим значением ценностей материального достатка.
  3. Эмоционально-ценностная составляющая самосознания малообеспеченных подростков характеризуется ощущением самоценности собственной личности, а также важности мнения окружающих о себе.
  4. Самоуправление, как осознанный процесс целенаправленного изменения себя, не достаточно сформирован у подростков на данном этапе возрастного развития и не позволяет подросткам действенно меняться.
  5. Мотивационные устремления подростков из семей с низким доходом связаны в большей степени с материальными аспектами - получением высшего образования и устройством на работу, а также просоциальными желаниями по изменению жизни общества в лучшую сторону. 

 

Список литературы:
1. Заикина О.Г. Детско-родительские отношения в малоимущих семьях // Вестник магистратуры. - 2018. - № 3-2 (77). - С.76-78.
2. Заяц О.В., Моргун С.Э. Социально-экономические условия формирования семейных конфликтов: американский и отечественный опыт исследований // Теория и практика общественного развития. 2015. - №22. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-usloviya-formirovaniya-semeynyh-konfliktov-amerikanskiy-i-otechestvennyy-opyt-issledovaniy (дата обращения: 26.02.2020).
3. Ибрагимова Э.Ф., Авдеенко А.С., Соболева Е.В. Социально-психологическая работа с малообеспеченными семьями // Вестник СМУС74. - 2017. - №2 (17).  - С. 49-52.
4. Моор Д.Г., Сычева Т.Ю., Пономаренко И.В. Особенности образа «Я» у детей и подростков из неблагополучных семей // Смальта. - 2017. - № 2. - С. 38-44.
5. Рощина Я. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. - 2012. - № 1. – С. 257–277.
6. Свободина А.Н. Особенности детей из малообеспеченных семей в условиях общеобразовательного учреждения // Worldscience: problems and innovations: сборник статей XXI научно-практической конференции. – 2018. – Ч. 4. – С.141-144.
7. G.W. Evans. Childhood poverty and adult psychological well-being // Proceedings of the National Academy of Sciences. - 2016. - № 113 (52) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.pnas.org/content/113/52/14949  (дата обращения: 12.02.2020)
8. Pinquart M., Silbereisen R., Körner A. Associations Between Demand, Control Strategies, and Depression // Swiss Journal of Psychology. - 2010. - Vol. 69. - № 1.
9. E. R. Sowell. Family income, parental education and brain structure in children and adolescents.// E. R. Sowell et al. Children's Hospital Los Angeles Saban Research Institute // ScienceDaily. March 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2015/03/150330112232.htm>. (дата обращения: 12.02.2020)