Личностные детерминанты профессиональной успешности управленцев
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(158)
Личностные детерминанты профессиональной успешности управленцев
Профессия управленца в первую очередь ассоциируется у всех с успехом, престижем и высоким доходом. Многие мечтают оказаться «у руля» и мало кто задумывается над тем, действительно ли эта деятельность подходит ему. Данная статья посвящена описанию профессии управленца, а также личностных качеств, с помощью которых можно добиться наилучших результатов и личной и профессиональной эффективности. Также автором предложены рекомендации по развитию качеств успешного управленца.
Менеджер (управленец) – это специалист, от которого зависит успех деятельности организации, отдела или реализации того или иного проекта. Эта профессия сложна, многогранна и требует от человека сочетания множества личностных качеств, навыков и умений [1, с. 380]. Назначение управленческого труда в первую очередь заключается в обеспечении целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников какого-либо трудового процесса, так и группы людей по решению стоящих перед ними задач.
Управление как трудовой процесс не предполагает создание материальных ценностей или услуг. Его специфика состоит в том, что оно осуществляется над действиями, потенциальными способностями и поведением людей выполняющих те или иные функции в производстве материальных и духовных благ. Предметом управления является информация о состоянии управляемого объекта в данный момент, а результатом управления выступают соответствующие решения и действия, необходимые для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных перед ним целей и задач. Именно поэтому результаты деятельности руководителя должны оцениваться по влиянию на деятельность всего трудового коллектива [2, с. 39].
Характер деятельности руководителя весьма разнообразен. Управленец должен уметь совмещать роли организатора, администратора, специалиста, наставника и общественного деятеля. Организаторская функция управления заключается в осуществлении деятельности направленной на достижении поставленных перед коллективом целей и выбором рациональных решений. Как администратор, управленец использует административные методы воздействия на подчиненных и контролирует ход выполнения поставленных задач [3, c. 53]. Как специалист, руководитель конкретно определяет, что и как необходимо сделать. В роли наставника руководитель делегирует полномочия, разделяет обязанности, координирует и организует совместную деятельность и взаимодействие в команде, помогает своим подчиненным достичь карьерного и профессионального роста. Как общественный деятель, управленец намечает важные контрольные, обучающие или культурно-воспитательные мероприятия.
Таким образом, профессия управленца представляет собой сложную структурную деятельность, которая включает в себя несколько различных и самостоятельных механизмов воздействия на объект, таких как воспитание, обучение, руководство, координация, контроль, психологическая работа и многие другие.
В связи с этим руководитель на постоянной основе обязан принимать самостоятельные и обоснованные решения, выбирать наиболее оптимальный вариант действий в сложных, критических ситуациях и достигать своих профессиональных целей при помощи различных способов, связанных с каждым из выделенных видов деятельности. Эта способность проявляется в умении соотнести индивидуальные ценности и профессиональные возможности со спецификой конкретной ситуации [5, c. 48].
Именно в ситуациях, когда руководитель вынужден действовать в условиях неопределенности, полагаясь не столько на свои профессиональные умения (так как чаще всего только профессионализма в управлении недостаточно), сколько на личностные качества и способности. Именно в подобных ситуациях самостоятельного и свободного выбора проявляется личность руководителя.
Личностные переменные, оказываются более надежными факторами эффективного руководства. Эффективность и возможность реализации управленческих функций зависит от наличия тех или иных личностных качеств и особенностей [4, c. 150].
Хороший руководитель должен иметь способность вести за собой других людей, обладать харизматичностью. Харизматичные личности, как правило, отличаются также и направленностью. Управленец, обладающий направленностью «на других» проявляет высокий интерес к тем людям, которых он ведет за собой. Для достижения общей цели он должен учитывать цели и желания своих подчиненных, и соответственно корректировать в соответствии с полученной информацией свою деятельность.
Также управленец должен быть ответственным. Лидер должен принимать решения, понимать к какому результату они могут привести и отвечать за последствия. Также лидеру должно быть важно, куда заведет команду его влияние, будут ли достигнуты коллективные и индивидуальные цели доверившихся ему людей [3, c. 54].
Коммуникабельность – ещё одна черта, без которой не обойтись управленцу. Коммуникабельные люди легче заводят знакомства, находят общий язык с окружающими. Они могут моментально подстроиться под чужой образ мыслей, найти общую тему для разговора, проникнуться чувствами другого человека, понять его логику.
Управленцу также не обойтись без влиятельности – способности воздействовать на мысли и поступки других людей. Влиятельный человек может оказывать внешне незаметное влияние, но существенное. Влиятельный лидер может правильно замотивировать и установить цель для команды.
Организованность также присуща успешному управленцу. Организованный руководитель способен эффективно делегировать обязанности и полномочия и планировать свою профессиональную деятельность. Это качество позволяет эффективно расставлять приоритеты и выполнять ежедневные задачи.
Эмоциональная устойчивость очень важна для управленца. Проявляется эмоциональная устойчивость в основном в двух чертах: в уравновешенности и стрессоустойчивости. Уравновешенный человек способен умеренно реагировать на раздражители и сохранять спокойствие в любой ситуации [6, c. 184].
Избежать эмоциональных реакций невозможно. Однако очень важно, чтобы эмоции не выводили человека из себя и не мешали работе. Повышенная эмоциональность снижает работоспособность и не позволяет в полной мере проявить свои профессиональные способности.
Стрессоустойчивость очень важна не только для руководителей, но и для любого человека, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Стрессоустойчивость предполагает умеренную реакцию на стрессоры, что не позволяет ему подвергнуться психическим расстройствам и снизить свою работоспособность.
Успешный руководитель также должен быть волевым, то есть способным действовать в направлении сознательно постановленной цели и решать задачи, независимо от обстоятельств. Это качество проявляется в сознательном выборе между тем, что важно для достижения цели и тем, что является посторонним. Этот выбор заключается в том, что успешный и эффективный предпочитает не естественно желаемое, а необходимое в данной ситуации. И такие выборы ему приходится делать постоянно.
Также успешный управленец должен отличаться предприимчивостью. Это означает, что он обладает умением использовать различные варианты для достижения цели. Ситуация в бизнесе и управлении постоянно меняется, поэтому нельзя все время ходить по «проторенным тропам». Предприимчивым можно назвать человека, который обладает независимостью и инновационностью. Независимость позволяет управленцу принимать решения самостоятельно. Это не говорит о том, что грамотный руководитель не прислушивается к мнению окружающих. Напротив, он выслушивает всех, конструктивно оценивает позицию и суждения каждого подчиненного, но итоговое решение остается за ним. Инновационность предполагает как поиск и создание абсолютно новых процессов и решений, так и постоянные небольшие усовершенствования [5, c. 48].
Одним из ключевых качеств для управленца является целеустремленность. Целеустремленность проявляется в умении поставить цель, ежедневно решать задачи по достижению этой цели и довести дело до конца. Важнейшие качества, которые включает в себя целеустремленность – это концентрация и настойчивость. Концентрация – это умение сосредоточить силы и ресурсы, и использовать их в направлении достижения цели. Настойчивость позволяет упорно двигаться к цели и доводить всё начатое до конца. Исключением являются те дела, которые больше не принесут никакой пользы, и было принято решение отказаться от них.
Ещё одним немаловажным качеством успешного управленца является надежность (безусловное исполнение взятых на себя обязательств). Надежность проявляется в правильной оценке своих возможностей дать обещание и в случае, если обещание дано, обязательно выполнить его, даже если это сопряжено с возникшими трудностями.
Необходимо также понимать, что ни один человек не обладает всеми необходимыми качествами в достаточной степени. Приведённый список далеко не полный, и большинство этих качеств не являются врожденными. Чтобы стать успешным управленцем нужно много работать над собой и заниматься саморазвитием. Для вырабатывания необходимых навыков необходимо:
- Постоянно анализировать результаты работы и улучшать процессы, тестировать идеи.
- Собирать оценку собственных качеств и навыков от руководителя и подчиненных.
- Найти наставника, брать пример с других эффективных топ-менеджеров и владельцев бизнеса.
- Посещать отраслевые, управленческие и бизнес-конференции.
- Постоянно заниматься самообразованием.
Таким образом, принятие решение о том, чтобы стать руководителем, должно сопровождаться пониманием и признанием себя соответствующих качеств и способностей. Ещё более важно не просто наличие природных способностей к управлению, а стремление развиваться и обучаться, становиться лучше в своем деле. Без работы над собой нельзя стать успешным ни в одном деле, тем более в руководстве.