Статья:

К проблеме исследования Интернет-зависимости у подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Кабанченко Е.А. К проблеме исследования Интернет-зависимости у подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22358 (дата обращения: 25.09.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К проблеме исследования Интернет-зависимости у подростков

Кабанченко Екатерина Александровна
студент, Алтайский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Барнаул

 

Активные исследования в области Интернет-зависимости ведутся с начала 90-х годов. А. В. Минаков распределяет эти исследование по следующим категориям:

1) психологические аспекты коммуникативных процессов в сети (А. Е. Войскунский, А. Жичкина, И. Шевченко, Reid);

2) исследование процессов самопрезентации в сети и идентичности у пользователей компьютерных сетей (Е. П. Белинская; Becker, Donah, Kelly);

3) влияние виртуального взаимодействия на личность (Suler, Turkle);

4) проблема Интернет-зависимости (Young; Griffiths,).

Представляется значимым исследовать Интернет-зависимость подростков, учитывая, что в этом возрасте психика не до конца сформирована, многие психические процессы находятся в активной фазе развития или же продолжают постепенно развиваться. В силу недостаточной сформированности психики, сознания и саморегуляции, подросток легко поддается влиянию, быстро приобретает привычки, что может стать плодотворной почвой для развития Интренет-зависимости или склонности к ней. Во Всемирной паутине подросткам особенно удобно и интересно проводить время со сверстниками, так как там можно легко отделиться от порицаний со стороны. Согласно статистике, в России 89% подростков и молодежи пользуются Интернетом ежедневно, при этом около трети подростков проводят от 3 до 8 часов каждый день, а в выходные это время увеличивается до 5–12 часов.

По данным обзора работ 1996–2006 гг., к особенностям личности, склонной к Интернет-зависимости, относят депрессию, гиперактивность, чувство одиночества, трудности межличностного общения, заниженную самооценку, склонность к поиску ощущений, высокий уровень интеллекта [5]. Следует отметить, что особенности личности интернет-зависимых подростков, а именно проблемы с общением, ощущение одиночества, низкая самооценка, склонность избегать проблемы и ответственность, непринятие себя настоящего, и как следствие, уход от себя настоящего в виртуальный мир, по всей видимости, способствуют как вовлечению в Интернет-аддикцию, так и одновременно выступают факторами риска социальной дезадаптации и перехода в химические формы аддиктивного поведения [3].

Интернет дает возможность уйти от реальности и спрятаться от всех проблем. Во-первых, Интернет позволяет анонимно высказываться, следовательно, создается ощущение безопасности. Во-вторых, человек может создать нового себя, создать новый стиль общения, другую историю своей жизни. В-третьих, Интернет дарит чрезвычайно широкую возможность в поиске нового собеседника, отвечающего практически любым требованиям [1].

К отличительным особенностям общения через Интернет следует отнести анонимность, особенность протекания процессов межличностного восприятия при отсутствие невербальной информации, добровольность и желательность контактов, затрудненность эмоционального компонента общения, при выраженном стремлении к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания), стремление к нетипичному, ненормативному поведению.

Как инструмент общения Интернет используют по следующим причинам:

1) нехватка общения в реальной жизни. При этом если у пользователя появляются возможности для удовлетворения потребностей общения в реальной жизни, то интерес к интернетобщению заметно снижается.

2) возможность реализовать какие-либо качества, роли, эмоции, которые по каким-либо причинам являются фрустрированными в реальной жизни. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется и стремление к эмоциональному наполнению текста. При этом анонимность позволяет о себе любое впечатление по своему выбору. Сказанное затрагивает еще одну важную проблему, которую можно обозначить как проблема идентичности в Интернете, а именно создание так называемых "виртуальные личности", что позволяет описывать себя желаемым образом. Виртуальная личность наделяется именем, часто псевдонимом. Как любое сообщество, культура киберпространства обладает своим собственным набором ценностей, стандартов, языка, символов, к которому приспосабливаются отдельные пользователи. Включаясь в такую группу, человек получает возможности поддержки позитивного образа «Я» за счет позитивной социальной идентичности [7].

Исследования Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой при поддержке «Фонда Развития Интернет» определили потребности, которые подростки удовлетворяют с помощью использования Интернета. К ним отнесли потребность в автономии и самостоятельности, потребность в самореализации и признании, употребление потребности в общении и принадлежности к социальной группе по интересам, в любви; потребность в обладании, познавательные потребности. Так же было выявлено, что в результате использования Интернета возникает иллюзия полного контроля и владения ситуацией, о чем мы говорили ранее [6]. Р. Ф. Теперник в своих работах выявила, что в семьях подростков, у которых диагностируется компьютерная зависимость, прослеживается специфика семейных отношений, которая заключается в том, что матери проявляют либо гиперпротекцию, либо гипопротекцию, а для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Подобные особенности семейных взаимоотношений способствовали возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников [6]. В. Л. Малыгин, Н. С. Хомерики, Е. А. Смирнова выделили факторы риска развития Интернет-зависимости у подростков, к которым отнесли склонность подростков к поиску новых ощущений, тревожность, агрессивность, асоциальные копинг-стратегии, низкую коммуникативную компетентность, эмоциональную отчужденность [7].

Таким образом, в Интернете подростков ждут не только радости общения, но и множество опасностей от вскрытия их анонимных данных до уголовного наказания за противоправные действия. Так же Интернет при неправильном его использовании может влиять на психику подростка, на его социальные и моральные ориентации, на общую культуру в целом. Из-за особенностей своего возраста подросток является уязвимым в отношении этих опасностей и вплоть до возникновения значительных проблем может не осознавать серьёзность ситуации. Подростки не отличаются бдительностью и предусмотрительностью, что может привести к таким проблемам как Интернет-зависимость. В современном мире существует множество соблазнов, которым сложно противостоять подросткам в силу особенностей своего возраста. Пространство Интернета может способствовать как развитию подростка (при правильном использовании), так и порождать проблемы со здоровьем и социальными контактами. До сих пор стоит вопрос о том, формирует ли Интернет риски и прочие формы девиантного поведения или старые уже сформировавшиеся риски и поведение адаптируются в Интернете. Но все сходятся во мнении, что Интернет может быть местом, оказывающим негативное влияние на развитие подростков и их нормальную жизнедеятельность.

 

Список литературы:
1. Баранов А. Е. Интернет-психология. – М.: ИЦ РИОР, 2013. – 264 с. 
2. Башкирова Н. Современный ребенок и его проблемы: детский сад, школа, телевизор, дом, интернет, улица. – СПб. Наука и техника, 2007. – 238 с. 
3. Егоров А. Ю. Особенности личности подростков с Интернет – зависимостью // Вопросы психологического здоровья детей и подростков. – 2005. – №2. – С. 20–25. 
4. Лозинская Д. Интернет. Иллюзия свободы – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/lozinskaya.html (дата обращения: 02.05.17).
5. Солдатова Г.У., Рассказова Е. И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3 (15). – С. 39–51. 
6. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 4. – С. 79–88.
7. Чудова Н. В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический журнал. – 2002. – №1 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://septemberfox.ucoz.ru/biblio/chudova.html (дата обращения: 02.05.17).