ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЕЙ С ЗПР
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЕЙ С ЗПР
На данный момент одной из наиболее известных и распространённых детских патологий является ЗПР, что доказывается проведенным анализом статистических данных Е. А. Кочетовой (научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО). По данным её статистических данных об образовании детей с ОВЗ в 2019/20 уч. г. по 85 субъектам Российской Федерации – именно дети с ЗПР являются самой многочисленной нозологической группой, составляющей около 40% от всей популяции детей с ОВЗ и инвалидностью [2, с. 38].
Н. В Микляева под ЗПР понимает: «Неравномерность формирования психических функций (причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов)» [3].
ЗПР у детей – это слабое отклонение в психическом развитии ребенка, которое занимает промежуточное положение между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют такое состояние более медленным созреванием психики ребенка.
Иными словами ЗПР – это задержка, вызванная органической или функциональной недостаточностью (ЦНС) и проявляющаяся в повреждении и недоразвитии отдельных психических процессов (приводящая к их неравномерному формированию, в следствии чего младший школьник не прекращает находиться в кругу дошкольных игровых интересов.
С каждым годом растёт тенденция к неблагоприятным социально-психолого-педагогических условиям, в которых находятся дети с ЗПР. Такие семьи характеризуются некомпетентностью родителей в вопросах нормы развития детей, конфликтными ситуациями и жестоким обращением и т.д. Подобная гнетущая атмосфера лишь усугубляет непростую сложившуюся ситуацию. Л.Э. Абдуллина отмечает, что зачастую родители не могут самостоятельно, без помощи специалистов справиться с проблемами воспитания и обучения особых детей, что может быть связано с закрытостью семьи от общества или низкой педагогической компетентностью [1]. Не имея глубоких познаний о природе ЗПР, родители не могут адекватно оценивать возможности детей, не всегда осознают трудности детей в обучении. В последствии это приводит к тому, что родители начинают испытывать чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями с детьми, находящимися в статусе ОВЗ, очень непросто. Несмотря на это важно наладить процесс реализации поддержки родителей, таким образом, чтобы были задействованы все специалисты, работающие с данным ребёнком.
Среди направлений работы с родителями выделяют обучение родителей практическим приемам коррекции, профилактику эмоционального выгорания, путём формирования умений психологической защиты и самовосстановления. Помимо этого необходимо повышать психолого-педагогическую грамотность родителей и оптимизировать их детско-родительские отношения. Для этого необходимо использовать следующие формы организации помощи семьям:
1. Индивидуальные формы взаимодействия, включающие методы беседы и консультации, как отдельно с учителями и специалистами, так и совместно. Данные методы позволяют продемонстрировать полную картину личности ребёнка, решать конфликтные ситуации, обучать родителей новым вариантам взаимодействий с детьми, как в целях коррекции нарушений, так и улучшения микроклимата в семье.
2. Коллективные формы работы включают общие и классные родительские собрания, позволяющие информировать родителей, решать организационные вопросы и обсуждать содержание коррекционно-образовательной работы.
Метод «День открытых дверей» наиболее удачен в случаях необходимости познакомить родителей со школой, рассказать о направлениях и условиях её работы.
В ходе работы было замечено, что родителям нравятся тематические доклады, плановые консультации и семинары, направленные на практическую сторону вопроса. Иными словами, демонстрация игр, отрывков с занятиями позволяет родителям доступно получить информацию и не заскучать во время прослушивания. Проведение различных тематических детских праздников и развлечений, включающий непосредственное участие родителей и детей, благоприятно сказывается на их психоэмоциональном состоянии и поддерживает позитивный микроклимат в классах и в семье
Также можно выделить следующие методы: круглые столы, тренинги, родительские вечера, семейные клубы, мастер-классы, релаксации.
3. Наглядно-информационные формы, представляют собой информационные стенды (стационарные и передвижные) и тематические выставки, позволяющие привлекать родителей красочным оформлением и актуальной, краткой и доступной информацией. Данные методы позволят проинформировать родителей об организации коррекционно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностях детей в письменной форме.
Выставки детских работ по календарно-тематическому планированию позволят привлечь и активировать интерес родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
А вариант открытых занятия классного руководителя и специалистов послужат в качестве наглядной демонстрации реальных умений и навыков ребёнка, а также способов решения затруднительных ситуаций, возникающих в процессе деятельности детей.
В последнее время набирают популярность различные группы в социальных сетях, которые можно пополнять и изучать в любое удобное время, а также комментировать. Нельзя не акцентировать внимание на том, что родители такие же индивидуальные личности, как и их дети. Совокупность вышеперечисленных методов и форм покажет, что родители не одни, найдут единомышленников и, на примере других семей, будут принимать активное участие в развитии ребёнка.
Таким образом, можно сказать, что авторитетом и главным воспитателем для детей, являются родители, поэтому важно стимулировать и вдохновлять их на работу при помощи вышеупомянутых методов и форм. Взаимодействие родителей и детей с ЗПР требует особого подхода и внимания, а чтобы вовремя помочь своим детям, им необходимо работать в дружном тандеме со специалистами.