Статья:

Обучаемость человека в состоянии сна

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Милькис А.Д. Обучаемость человека в состоянии сна // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/146037 (дата обращения: 15.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучаемость человека в состоянии сна

Милькис Ангелина Дмитриевна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Нещерет Наталья Николаевна
научный руководитель, ст. преподаватель, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Целью данной статьи является исследование возможности обучения в процессе сна. Исходя из актуальности данной темы и наличия противоречивых исследований, проведен анализ отечественных и зарубежных источников. Основными источниками данных исследований были научные статьи в области нейропсихологии и образовательных наук. В результате проведенного анализа были получены выводы и рекомендации для дальнейших исследований в данной области.

 

1. Введение

Сон – это естественное состояние для каждого человека, и вопрос о возможности обучения во сне является актуальным. Достаточно многие из нас хотели изучить какую-то важную информацию, не затрачивая на это больших ресурсов – ведь не всегда есть время и желание, будь то языки или любые другие полезные навыки. Но возможно ли это?

Такого рода методика обучения имеет своё название – гипнопедия.

Цель данной статьи – изучить научные исследования, чтобы ответить на вопрос: можно ли обучаться во сне?

2. История гипнопедии.

История развития гипнопедии начинается с древнегреческих жрецов и буддийских монахов, которые считали сон средством донесения смысла священных писаний до своих учеников.

После, уже в начале XX века, руководители радистов военно-морской базы Пенсакола во Флориде во время сна надевали на подопечных наушники, дабы они заучивали азбуку Морзе.

В 1923 году в США была зафиксирована первая попытка практического применения методики гипнопедии, которую осуществил писатель-фантаст Джек Финней. В 1927 году бизнесмен Алоис Бенджамин Салигер смог изобрести «психотелефон», с помощью которого решил, что естественный сон сам по себе идентичен гипнотическому. В 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс посредством ЭЭГ (электроэнцефалографии) выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно» [5].

Методика обучения во время сна является новым и уникальным подходом, который исследует возможность улучшения когнитивных процессов и запоминания информации во время сна. С помощью специальных техник и аудиозаписей, разработанных специалистами в области нейрофизиологии и обучения, можно создать оптимальные условия для усвоения знаний во время сна.

Главной особенностью этой методики является то, что она опирается на способность мозга продолжать обрабатывать информацию во время сна. Используя звуки, музыку или специальные спокойные голосовые инструкции, можно активировать определенные мозговые волны, связанные с обучением и памятью, чтобы усилить процесс усвоения новой информации.

Однако, необходимо отметить, что методика обучения во время сна все ещё является предметом дальнейших исследований и не является универсальным решением для всех. Каждый человек имеет индивидуальные особенности сна и реакцию на различные стимулы. Поэтому перед применением этой методики рекомендуется проконсультироваться с профессионалами в данной области.

4. Ограничения в обучении во сне

Обучение во сне имеет свои ограничения. Отличие от обучения наяву заключается в осознанности и контроле процесса обучения. Во сне мы менее осознаны и не способны контролировать процессы обучения так же, как в бодрствующем состоянии [7]. Это может ограничить возможность активного участия и получения обратной связи.

2. Эффективность обучения во сне

В качестве первого отечественного источника я приведу опыты А.М. Свядоща, который обнаружил, что мозг не только способен настраиваться во сне, но и способен воспринимать и запоминать более сложные звуковые последовательности, такие как слова и речь, а не только простые звуковые сигналы, такие как сигнал будильника. Это означает, что мозг способен обрабатывать и запоминать информацию даже во время сна. Но такую способность необходимо было развивать с помощью проведения аутогенных тренировок в течение трёх месяцев, что, тем не менее, не всегда давало желанных результатов [3].

Вторым отечественным источником является крупное исследование группы В.П. Зухаря, многочисленные опыты которой затрагивали ввод информации во сне самого разнообразного характера, при этом все имели хорошие результаты. Примером могут послужить первые массовые гипнопедические эксперименты по методике Л.А. Близниченко [1] (для ввода информации он использовал первые две фазы сна), которые проводились в 1963-1964 годах в Киевском высшем инженерном радиотехническом училище (КВИРТУ), а также в других учебных учреждениях. Обучение языкам во время сна проводилось по определённой схеме.

Сначала от 20:45 до 21:30 – проводится вечерний урок, 15 минут на водные процедуры, после – студенты укладываются в постель. Рядом с постелью тумбочка; на ней расположен динамик, который в 21:45 голос методиста Лидии Яковлевны Гарбуз произносит новые слова, словосочетания и базисные модели (от 35 до 70). Студенты слушают, повторяют за динамиком, прочитывают ту же информацию, но на листках.

В 22:00 студенты откладывают листки, свет выключается, программа продолжает звучать, однако озвучиваемый текст уже повторяется. В 22:05 уровень громкости записи снижается. С 22:15 до 22:35 громкость постепенно снижается до минимальной. В 22:55 программа выключается.

В 6:00 запись снова начинает звучать на минимальной громкости, которая повышается до максимальной до 6:20. В 6:25 включается свет.

Такая схема обучения продолжалась в течение 39 занятий, продолжались они обычно два месяца. За такой срок студенты смогли усвоить 1600 слов, словосочетаний и идиоматических выражений. Было доказано, что эта информация усваивалась в основном ночью, а не перед сном, так как в начале экспериментов в КВИРТУ давались контрольные слова, которые ночью не проговаривались.

Тем не менее, результат выражался не только количественно, но и качественно: итогом была высокая техника чтения, перевода, быстрой речи и также чёткой английской артикуляции. Повторная проверка знаний студентов спустя 8 месяцев даёт не менее положительные результаты – процент воспроизведённых лексических единиц был равен от 98,1 до 100 [2].

В одном из зарубежных исследований 1956 года при передаче новой информации во время сна было обнаружено появление альфа-ритма на ЭЭГ, появление которого положительно соотносилось с последующим успешным воспроизведением этой информации после пробуждения [5]. Однако, уже в другом исследовании 1971 года, выяснилось, что активация альфа-ритма представляет собой «ЭЭГ, характерной для состояния бодрствования, т.е. с доминированием частот ЭЭГ от 8 Гц и выше» [7], соответственно, этот факт интерпретировался как факт пробуждения в процессе обучения. В результате этих исследований не было обнаружено никаких значимых улучшений в изучении новой информации в состоянии сна.

Сон человека состоит из двух фаз: фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Эти фазы сменяют друг друга, а также создают циклы.

Во время REM-фазы мозг человека производит консолидацию новых впечатлений и информации, которые он получил в сознательном состоянии, в долговременную память. Соответственно, вследствие этого большинство каналов внешней информации в период сна перекрываются, за исключением такой информации, которая чрезмерно убедительна или важна для конкретного человека (например, когда спящего зовут по его имени), однако примечателен тот факт, что доступ к передаче сенсорных сигналов не полностью закрыт. Некоторые звуки в состоянии бодрствования могут восприниматься таламусом (отдел головного мозга, отвечающий за передачу сенсорной и двигательной информации от органов чувств к соответствующим областям коры больших полушарий, а также отвечает за регуляцию уровня сознания, процессов сна и бодрствования, концентрации внимания), а запахи всегда поступают в кору именно потому, что обонятельный тракт – единственный путь, обходящий таламус. Поэтому некоторые ученые второго зарубежного исследования применили эти факты; они использовали рефлекс, при котором во время перцепции приятного запаха человек втягивает воздух ноздрями с большей силой, в отличие от неприятного. После сочетания приятных и неприятных запахов с разными звуковыми тонами, исследователи проигрывали эти же тоны в чистом виде, то есть, без учёта запахов. Опыт привёл к занимательному результату: при проигрыше тонов, которые ранее сочетались с приятным запахом, испытуемые сильнее втягивали воздух как во сне, так и в бодрствующем состоянии, сами об этом не догадываясь [4].

5. Заключение

На основе проведенного анализа актуальных исследований был сделан вывод, что в настоящее время отсутствуют однозначные доказательства возможности обучения во сне. Дальнейшие исследования в данной области должны быть более структурированными и стандартизированными, чтобы получить достоверные и воспроизводимые результаты. Это позволит определить конкретные методы и условия, при которых обучение во сне может стать реальностью.

 

Список литературы:
1. Близниченко, Л.А., (1966). Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна. [Книга] Киев: Наукова думка. – 147 с.
2. Константиновский Ж. Гипнопедия / Константиновский Ж. // «Медицинская энциклопедия». – [Электронный ресурс] – URL: https://mediinfa.ru/article/psychology/gipnopedija (дата обращения: 30.01.2024).
3. Свядощ, А. М., (1940). Восприятие речи во время естественного сна // Тезисы к диссертации А. М. Свядоща на соискание ученой степени кандидата медицинских наук; [Книга] I Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова. II Психиатрическая клиника. - Ленинград: [без издательства]. - 3 с.
4. Anthony, J.W., Gobel, E.W., O’Hare, J.K., Reber, P.J., & Paller, K.A. (2012). Cued memory reactivation during sleep influences skill learning. Nature neuroscience, 15:1114-16.
5. Emmons, W.H., & Simon, C.W. (1956). The Non-Recall of Material Presented during Sleep. JSTOR, 69(1), 76-81.
6. Lehmann D., Koukkou M. Learning and EEG during Sleep in Humans // Sleep: Physiology, Biochemistry, Psychology, Pharmacology, Clinical Implications. 1st Europ. Congr. Sleep Res. (Basel, 1972). Basel: Karger, 1973. P. 43—47.
7. Ruby, P. M., Bloemen, O. J., Delfosse, M., & Degueldre, C. (2008). Consciousness regained: disentangling mechanisms, brain systems, and behavioral responses. Journal of cognitive neuroscience, 20(3), 567-577.