Статья:

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(281)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Студнева Н.В. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 14(281). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/281/147089 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Студнева Наталия Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет, РФ, г. Магнитогорск
Руслякова Екатерина Евгеньевна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет, РФ, г. Магнитогорск

 

Аннотация. В данной статье исследуется влияние семейных отношений на уровень агрессивности подростков. Рассматривается взаимосвязь между стилем воспитания, образцами поведения в семье, эмоциональной поддержкой и конфликтами в семейной среде с проявлением агрессивности у подростков.

 

Ключевые слова: Семейные отношения, агрессивность, подростки, конфликты в семье, стиль воспитания, коммуникация в семье.

 

Семейные отношения играют ключевую роль в формировании личности подростков и их поведенческих характеристик. Один из аспектов, который привлекает большое внимание исследователей - это влияние семейной среды на уровень агрессивности у подростков. В данной статье мы рассмотрим, какие факторы в семье могут способствовать или, наоборот, снижать уровень агрессивности подростков, и каким образом эти отношения могут повлиять на их дальнейшее развитие. При проведении первого этапа анализа, мы использовали количественные и качественные методы для оценки полученных данных. Для проведения исследования нами была использована наиболее распространенная классификация стилей семейных отношений и воспитания, разработанная автором Грэйс Крайг.

В результате проведенного эксперимента, с помощью методики «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной, мы разделили всех респондентов на группы, соответствующие конкретным стилям семейных отношений. В ходе нашего эксперимента, проведённого на практике, выяснилось, что семейные отношения напрямую влияют на агрессивность в подростковом возрасте признаки агрессивности (враждебность, физическая и предметная агрессия, негативная самооценка и самоагрессия, раздражение, чувство вины, агрессивность) наиболее отчетливо проявляются в семьях с индифферентным стилем отношений, а авторитетный стиль семейных отношений уменьшает степень агрессивности подростков и способствует развитию гармоничной личности. В семьях, которые имеют авторитетный стиль в отношениях между членами семьи, родители могут сочетать низкую степень строгости и враждебности с интересом к жизни своих детей, что способствует уменьшению проявления агрессии у последних. Принятие родительского авторитета и контроля способствует доверительным детско-родительским отношениям. У подростков из таких семей часто наблюдается вербальная агрессия, которая направлена на самоутверждение или защиту своего мнения среди других детей.

Отличительной чертой родителей, которые придерживаются либерального подхода в семейных взаимоотношениях, является свобода и независимость каждого члена семьи. Важными аспектами либерального стиля отношений являются уважение личности, поддержка саморазвития и самоопределения каждого члена семьи. Тем не менее, либеральный стиль отношений также имеет свои минусы: отсутствие границ и структуры: Излишняя свобода и независимость могут привести к тому, что дети не научатся уважать правила и границы, что может привести к проблемам с поведением и дисциплиной. А из-за проблем в установлении авторитета, подростки начинают вести себя агрессивно, как с родителями, так и со сверстниками.

Придерживаясь авторитарному стилю в отношениях с детьми, родители из таких семей стараются следовать социальным нормам и оказывают сильное давление на своих детей. Но подростки, выросшие в таких семьях, зачастую проявляют сопротивление этому принуждению, что может привести к вербальной агрессии. Такие семьи характеризуются тем, что в отношениях между родителями и детьми преобладает установка правил, при их нарушении родители могут применить наказание вплоть до физического насилия. Это может привести к формированию агрессивности у подростков.

Высокий уровень агрессии у подростков, проживающих в семьях с индифферентным стилем семейных отношений, может быть обусловлен эмоциональным отвержением со стороны родителей и их враждебностью.  Отсутствие внимания, интереса и эмоциональной родительской опоры приводит к тому, что дети предоставлены сами себе, и чаще всего получают воспитание и жизненные уроки вне родительского дома. Высокий уровень саморазрушения в поведении подростков может представлять собой значительную опасность для их здоровья, так как они используют различные способы снятия эмоциональной боли, например «селфхарм» и различные самоповреждения, которые, по их мнению, избавляют от душевной боли. Такое поведение приводит к суицидальному риску. В качестве оказания психологической помощи подросткам и их семьям была разработана программа психологической коррекции, включающая в себя блоки работы с родителями, детьми и совместные занятия.

Основной задачей, стоящей перед психокоррекционной программой, является уменьшение уровня агрессивности подростков, а также изменение родительских установок, которые формируют негативные эмоциональные реакции у детей.

Задачи программы:

1. Гармонизация семейных взаимоотношений

2. Снижение уровня агрессивности подростков

3.Ликвидация негативных установок родителей, связанных с воспитанием детей и отношению к ним.

После оказания подросткам и их родителям психологической помощи, была проведена повторная психодиагностика экспериментальной группы. По итогам, следует выделить получившиеся результаты, свидетельствующие о прогрессивной динамике снижения агрессивного поведения у подростков (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Показатели по уровню вида агрессии по методике Л.Г. Почебут в экспериментальной группе до и после психокоррекции (средние значения)

 

После проведения программы психологической помощи значительно понизились показатели по всем шкалам, мы видим высокий уровень значимости в приложении 3,1.  Снижение вербальной агрессии (4) может привести к улучшению коммуникации, способствует более эффективному общению и взаимопониманию между людьми. Это может привести к улучшению отношений, разрешению конфликтов и созданию более гармоничной атмосферы в общении. Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта повлияли на уровень эмоциональной агрессии (3,1).   Контроль над ней требует умения понимать свои эмоции и реакции, а также учитывать чувства других людей.  Таким образом, снижение данных показателей агрессии может привести к улучшению качества взаимодействия детей и родителей, их отношений и общего благополучия как на личном, так и на социальном уровне. Программа психологической коррекции зарекомендовала свою результативность в отношении подростковой агрессивности и семейных отношений.

 

Список литературы: 
1. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – 512 с.
2. Гуров, В.Н. Социальная работа школы и семьи / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 192 с.
3. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райе. – СПб.: Питер. – 2000, - с. 303-315.