Статья:

Педагогическая психология в системе гуманитарных наук

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Шевелев Н.С., Легкий А.А. Педагогическая психология в системе гуманитарных наук // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 31 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогическая психология в системе гуманитарных наук

Шевелев Николай Сергеевич
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Легкий Артем Андреевич
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Качалова Алевтина Васильевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Чтобы говорить о том, какое место занимает педагогическая психология в системе гуманитарных наук, необходимо понять, что представляет собой эта научная дисциплина, с чем связана и какими методами выражается.

Итак, педагогическая психология – это область в психологической науке, которая изучает методы обучения и воспитания, повышающие результативность реализации задач, стоящих перед педагогом, успешность методов работы педагога, которые будут улучшать психологические аспекты преподавания. Близки к педагогической психологии социальная психология с позиции предмета изучения, а со стороны метода-когнитивная психология.

В истории своего становления педагогическая психология прошла 3 ступени (без учета тезисов античных философов): общедидактический этап (середина XVII – конец XIX веков), этап оформления в самостоятельную область (до начала 50-х годов XX века) и этап разработки теоретических основ психологических теорий обучения (по настоящее время).

Рассмотрим каждый из этих этапов по отдельности.

Первый этап – общедидактический. Началом этого этапа можно считать появление первого существенного труда по педагогике обучения, которым стала работа Яна Амоса Коменского «Великая дидактика». Окончил он её писать в 1632 году. В этом труде впервые предлагалась школьная система, которая была направлена на качественное обучение как можно большего количества учеников. Впервые появляется классно-урочная форма обучения, так же в этом труде содержались принципы, по которым, с точки зрения автора, должно было строиться духовное и нравственное воспитание учеников. Так же на этом этапе важную роль сыграли и работы Песталоцци, Гербарта, Дистервейга, Ушинского, Каптерева, Шацкого.

Второй этап, при котором педагогическая психология оформляется в самостоятельную область знаний, связан с такими знаменитыми учеными как Бине, Пиаже, Кларки, Дьюи, Торндайк, Блонский, Выготский. Именно на этом этапе разрабатывается специальный понятийный аппарат и черты отдельной области психолого-педагогического знания.

Третий этап включает в себя разработку теоретических основ данной области знаний. Он связан с именами Скиннера, Гальперина, Эльконина, Давыдова. Именно в их работах появляется теория педагогической психологии.

Педагогическая психология, как и любая наука, имеет свой предмет и объект. Для более полного понимания этих понятий, разберемся с их значениями.

Объект науки – это то, что существует и без изучения, то есть самостоятельно и независимо, а также может быть изучено различными науками. Он может принимать абсолютно разные формы, например, объектом науки могут выступать различные явления, тела, биологические организмы, а так же абстрактные понятия. Каждый из них может изучать различное число наук, чаще всего это не одна наука, но каждая из них имеет свой предмет, который является тем, что данная наука изучает в объекте. Как пример можно привести два раздела психологии: возрастная психология и педагогическая психология. Они обе имеют один и тот же объект исследования – человека, но вот предмет исследования у них разный. В возрастной психологии – это процессы психического развития человека и личностного формирования от новорожденного до пожилого, для педагогической – прежде всего, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурной составляющей в образовании. Довольно ясно, что близость объектов изучения обусловливает тесную связь между психологией и педагогикой, психологией возрастной и педагогической [1, с. 152].

Что же изучает педагогическая психология? Прежде всего это закономерности познания школьной программы, индивидуальные в них различия, изучает процессы формирования у школьников творческого и самостоятельного мышления, изменения в их психике под воздействием воспитания и обучения. Все это говорит о сложности, неоднородности и многогранности данной науки. В настоящее время педагогическая психология становится более объемным предметом, активно пополняясь новыми знаниями. Например, отечественные ученые в данной области изучают такие сложные и актуальные проблемы как психологические механизмы управления обучением и вообще процессом образования, учебную мотивацию учащихся, индивидуальные психологические факторы, влияющие на успешность обучения, личностные особенности учеников и учителей. Таким образом, педагогическая психология отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися.

Как и у любой науки, у педагогической психологии есть ряд задач, которые она выполняет. В частности можно выделить следующие задачи:

· объяснение процессов обучающего и воспитательного влияния на умственное развитие и развитие личности обучаемого;

· поиск взаимосвязи между степенью умственного развития и уровня развития личности обучающегося и формами, способами обучающего и воспитывающего воздействия;

· определение особенностей администрирования и управления учебной деятельностью учащихся и влияние данных процессов на их умственное, личностное развитие и учебно-познавательную деятельность;

· исследование психологических основ работы учителя, его личностно-психологических и профессиональных качеств;

· выявление психологических основ определения уровня усвоения и их соотнесения с нормативными и психологическими стандартами образования;

· создание психологических основ продолжения улучшения образовательного процесса на всех ступенях системы образования;

· выявление закономерностей, условий усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе выполнения разнообразных задач;

· выявление процессов, закономерностей развивающего образования, в частности развития научного, теоретического мышления.

В каждой науке и в каждой области существуют различные научные методы и педагогическая психология не исключение. Она формирует в себе основную группу научных методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование. В зависимости от уровня научного познания – теоретического или эмпирического - методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.

Наблюдение является одним из ведущих методов исследования человека в рамках педагогической психологии. Наблюдаемый человек не подозревает, что является объектом исследования. На основе полученных результатов выдвигается в дальнейшем анализ.

Эксперимент – как один из самых продуктивных, а значит и один из основных методов исследования в данной сфере. Эксперимент может подразделяться на лабораторный и естественный, в зависимости от места его проведения.

Беседа является самой распространённой ветвью методов изучения человека в разных науках. В эту же ветвь входит интервью, где исследователю открыты возможности для получения различных сведений путём вопросно-ответной формы.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения сведений на основании ответов, относящиеся к основной задаче исследования вопросы. Может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям – репрезентативности и однородности выборки [2, с. 345].

Всё представленное показывает, что педагогическая психология является многоступенчатой областью психологической науки, анализ особенностей содержания и методов изучения которой может оказать внушительную помощь в воплощении и развитии психолого-педагогических целей и задач развивающего и воспитывающего обучения в любой системе образования.

Педагогическая психология включает в себя различные дисциплины, включающая сферы возрастной, общей, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Как и любая сфера науки имеет свою историю развития, и становления на протяжении времени. Её анализ открывает возможности вникнуть в понятие сущности специфики предмета её исследования, целей, задач.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М., 1997. 352 с. 
2. Немов Р.С. Психология Кн. 2. – М.: «ВЛАДОС», 1998. 640 с.