Статья:

Психологическое сопровождение и работа педагога - психолога при адаптации ребенка к детскому саду

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Латыпова И.Г., Мамедова Л.В. Психологическое сопровождение и работа педагога - психолога при адаптации ребенка к детскому саду // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62021 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическое сопровождение и работа педагога - психолога при адаптации ребенка к детскому саду

Латыпова Ирина Григорьевна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К Аммосова в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. в данной статье рассматривается психологическое сопровождение и работа педагога - психолога при адаптации ребенка к детскому саду.

 

Ключевые слова: адаптация, психологическое сопровождение, педагог - психолог.

 

В жизни каждой семьи наступает момент, когда малышу необходимо идти в детский садик. Для большинства мам, пап, бабушек и дедушек, которые переживают за то, как пройдет этот новый этап в жизни ребенка, он становится настоящим испытанием. Они тревожатся о том, как ребенок будет чувствовать себя в новом для него месте. Для педагога тоже происходит момент адаптации к новым детям и родителям. Воспитатель присматривается и тоже привыкает, определяет для себя особенности общения с каждым конкретным ребенком, учитывая все его особенности.

Адаптация в переводе с латинского означает - приспособление. По причине того, что дети младшего дошкольного возраста плохо адаптируются, основной задачей взрослых является помощь в этот период. Коллектив детского сада хорошо понимает насколько важно уделять этой проблеме внимание. В период адаптации ребенка в ДОУ, осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Педагог - психолог по мимо работы с ребенком, осуществляет консультирование и помощь педагогам и родителям малыша.

Для того что бы сохранить психологический комфорт всех участников образовательного процесса необходимо правильно организовать комфортные условия и благоприятный психологический климат. Важным условием является так же организация комфортного режима адаптации для детей, родителей и педагогов.

Начальный этап обязательно включает в себя консультацию для педагогов на тему «Особенности работы воспитателя в период адаптации ребенка к ДОУ». Очень большая работа ведется с семьей малыша. Для родителей проводится собрание, на котором кроме вопроса подготовки к поступлению в детский сад психолог большое внимание уделяет теме процесса адаптации. На таком собрании родители знакомятся с организационными моментами  жизни детей в ДОУ, психолог рассказывает о том, что в саду работают люди заинтересованные в том, что бы дети чувствовали себя комфортно. Так же родители получают информацию о том, что они могут сделать для того, что бы процесс адаптации ребенка протекал как можно спокойнее.

«Переход ребенка из комфортных для него условий, в совершенно новые и незнакомые, является большим стрессом. Что бы привыкание малыша прошло максимально безболезненно, переход из семьи в садик должен быть плавным» [1]. Психолог и педагог разъясняют родителям как важно дать малышу привыкнуть к новым условиям. Необходимо оставлять ребенка в первые дни не более чем на один - два часа, постепенно увеличивая время пребывания в группе.

Групповой график адаптации составляется таким образом, что каждому ребенку, который впервые пришел в садик, уделяется внимание. Смена режимных моментов тоже тяжело переживается ребенком, поэтому психолог советует соблюдать их дома. Это очень поможет в период адаптации.

Педагог - психолог предложит родителям заполнить анкету с целью изучения прогноза адаптации, социально-психологического статуса семьи и индивидуальных особенностей ребенка. Памятки, которые подготавливаются специально для родителей, тоже очень полезны для изучения, так как в них информация доносится в краткой и доступной форме. Они очень информативны. «Беседуя с родителями психолог выясняет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, имеет возможность заранее дать рекомендации родителям, отвечает на их вопросы» [2].

Первые дни - самые трудные. Незнакомое место, много незнакомых людей. Возможно, до прихода в садик малыша не будили так рано. Была возможность поспать подольше, не совсем четко соблюдались режимные моменты. Игрушки принадлежали только малышу, не приходилось делить их ни с кем, исключение конечно составляют семьи, где есть более одного ребенка, но и в этом случае, игрушки, как правило, у каждого свои. В адаптационный период педагог под руководством педагога - психолога проводит игры, основная задача которых наладить доверительные отношения с детьми. Инициатором любой игры всегда выступает взрослый, в садике этим человеком является воспитатель,  главное условие, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Конечно, очень важно учитывать его желание, не стоит настаивать. Иногда ребенку требуется возможность просто понаблюдать за другими участниками игры.

Во время адаптационного периода педагог каждый день знакомит родителей с успехами и неудачами их ребенка, рассказывает о его самочувствии, а также обговаривает время пребывания ребенка в детском саду на следующий день. Конечно, идеальным вариантом является легкая адаптация, но, к сожалению, это происходит не всегда. Задача взрослых сделать все для того, чтобы максимально сгладить острые углы этого процесса.

В период наблюдения за адаптацией воспитатели, психолог и другие специалисты ДОУ фиксируют результаты в «Карте наблюдения за ребенком в период адаптации». В нее вносятся: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, отношение ребенка к игрушкам, взаимодействие с воспитателем и своими сверстниками, речевая и двигательная активность, поведение в момент расставания и встречи с родителями.

Организация адаптационного периода, щадящий режим, тесное взаимодействие семьи и работников ДОУ позволяет эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации.

 

Список литературы: 
1. «Сама в садик я ходила» Е.П.Арнаутова, К.Р.Овсепян, Москва «Карапуз» 2004;
2. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Роньжина А.С., М.: Книголюб, 2003;