Информационное обеспечение анализа баланса и характеристика его методов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Информационное обеспечение анализа баланса и характеристика его методов
Актуальность темы статьи, состоит в том, что высокоразвитая система финансового учета и отчетности дает возможность принятия грамотных финансовых решений. Чтобы определить информационное обеспечение для проведения анализа необходимо ознакомиться с системой показателей, которые можно разделить на внешние (вне организации) и внутренние (на предприятии).
Направления внешних показателей:
- показатели, характеризующие фондовый рынок и денежные инструменты. Их необходимость состоит в принятии решений по вложениям, формированию портфеля ценных бумаг;
- показатели деятельности конкурентов: банки, страховые, поставщики и покупатели. Эти показатели находятся в открытом доступе;
- нормативно-регулирующие показатели (функционирование финансового рынка, деятельность предприятия). Прописанные законом и обязательны к исполнению.
Направления внутренних показателей:
- показатели финансовой деятельности и состояния в целом;
- показатели финансовых результатов по подразделениям;
- нормативно-плановые показатели.
В завершении учета для внешних пользователей составляет особый блок информации публикуемой отчетности: налоговая, статистическая, бухгалтерская.
Информационная база сведений по характеру:
- правовая (закон о рынке ценных бумаг);
- финансово-нормативная (законы МинФина и ЦБ РФ);
- бухгалтерский учет и отчетность (сведения для анализа);
- статистическая информация (публикуемые данные);
- несистемная информация (аудиторские заключения).
Уровни финансовой информации:
- законодательный (ФЗ, постановления, указы);
- нормативный (положения, стандарты);
- методический (акты и указания);
- организационный (приказы, распоряжения).
В составе документов регулирующих бухгалтерский учет следует выделить учетную политику (организационный уровень информации). В ней утверждаются такие аспекты как формы первичных документов, внутренняя отчетность, порядок проведения инвентаризации, методы оценки активов, документооборот, контроль за операциями [1, с.125].
Главным источником информации является бухгалтерская отчетность, она включает в себя:
- баланс (состав имущества и капитала);
- отчет о финансовых результатах (формирование и состав прибыли);
- отчет о движении капитала (структура капитала);
- отчет о движении денежных средств (потоки денежных средств);
- приложение к бухгалтерскому балансу (дополнительная информация);
- отчет о целевом использовании полученных средств;
- табличную форму пояснений.
Малые предприниматели и общественные организации имеют возможность представлять данные не по всем формам отчетности (приказ Минфина).
Корпорации и холдинги обязаны формировать консолидированную отчетность вместе с отчетами материнской компании. Такая отчетность показывает потенциал корпоративной группы и выполняет функцию о принятии решений определенными пользователями.
Налоговая отчетность (декларации по налогу на прибыль, имуществу, транспорту, НДС и акцизам) сдается в соответствии с НК РФ и предназначена для аккумулирования средств в бюджете страны.
Статистическая отчетность несет данные об инвестициях, финансовом состоянии, использовании денежных средств организации [3, с.250].
Существуют внутренние и внешние пользователи бухгалтерской отчетности. К внешним пользователям можно отнести пользователей с прямым финансовым интересом (банк, налоговая, инвестор). И с непрямым интересом (партнер, работники, профсоюз, администрация, биржа, консультанты, аналитики, статистика). Внутренними пользователями можно назвать собственников, руководителей фирм, которые имеют доступ к публикуемой отчетности и информации, представляющей коммерческую тайну. Внешние пользователи выступают в лице инвесторов, они имеют доступ лишь к публикуемой информации, т.е. отчетности. Целью инвесторов является получение прибыли на вложенные средства [4, с.60].
У всех пользователей интересы владения информацией разные: максимизация отчислений у налоговой, платежеспособность у банков, обеспечение дивидендов у акционеров, сохранение рабочих мест и размер заработной платы у сотрудников, получение статистических данных у статистики. Внутри предприятия тоже «свои цели» у контрагентов, таких как поставщики, другие предприятия, банки, налоговая, страховая, фондовая биржа, инвестиционная компания, бюджет, аудиторские фирмы.
Целью руководства является обеспечение стабильности и динамичности развития деятельности. С одной стороны заинтересованность в максимизации финансовых результатов, а с другой - минимизация налоговой базы.
Состав отчетности корректируется с учетом интересов пользователей, программа для анализа может быть более или менее полной [2, с.195].
Практика анализа финансовой отчетности выработала 7 основных методов анализа.
Горизонтальный анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, т.е. это расчет и оценка абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателя от базисного (базисным может быть план данного года, факт предыдущего года, норматив, средний уровень).
Вертикальные (структурный) анализ – это определение удельного веса каждой составляющей показателя, в общем, характеризует структуру показателя.
Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции изменения показателя). С помощью тренда определяются возможные значения показателя в будущих периодах и строятся прогнозы в отношении финансового состояния в перспективе. Проводиться с помощью расчетов темпа роста и прироста показателей за ряд лет.
Метод финансовых коэффициентов – его методика включает расчет различных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия на начало и конец периода. Полученные коэффициенты сравниваются с нормативом, а также анализируется динамика за период.
Группы финансовых коэффициентов:
- платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость;
- прибыльность или рентабельность;
- эффективность использования капитала;
- деловая активность;
- вероятность несостоятельности.
Преимущество метода финансовых коэффициентов:
- простота и оперативность расчета;
- возможность выявить тенденции в изменении финансового результата;
- возможность сопоставить показатели предприятия с другими организациями.
Сравнительный (пространственный) анализ – это сравнение показателей финансового состояния и финансовых результатов организации с показателями конкурентов или со среднеотраслевыми показателями.
Факторный анализ – методика измерения влияния факторов на результативный показатель.
Экспертные методы используются в случаях, когда нельзя опереться на физические явления, они основаны на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Пример, экспертная оценка стоимости имущества [5, с.382].
Изученные в статье материалы позволяют сделать вывод о том, что в ходе анализа решаются такие задачи как: эффективность использования оборотных средств, оценка платежеспособности предприятия, анализ состояния расчетов, оценка риска банкротства, оценка рентабельности предприятия, принятие мер по укреплению финансового состояния. С помощью анализа отчетности пользователи получают возможность: оценить положение партнера, избежать выдачи кредита ненадежным кредиторам, принять решение о целесообразности ведения дел с данной организацией, диагностировать банкротство.