Статья:

Информационное обеспечение анализа баланса и характеристика его методов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Огнева О.А. Информационное обеспечение анализа баланса и характеристика его методов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81529 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Информационное обеспечение анализа баланса и характеристика его методов

Огнева Ольга Анатольевна
магистрант, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург
Нечеухина Надежда Семеновна
научный руководитель, д-р. экон. наук, доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита, ФГБОУ ВО Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Актуальность темы статьи, состоит в том, что высокоразвитая система финансового учета и отчетности  дает возможность принятия грамотных финансовых решений. Чтобы определить информационное обеспечение для проведения анализа необходимо ознакомиться с системой показателей, которые можно разделить на внешние (вне организации) и внутренние (на предприятии).

Направления внешних показателей:

  • показатели, характеризующие фондовый рынок и денежные инструменты. Их необходимость состоит в принятии решений по вложениям, формированию портфеля ценных бумаг;
  • показатели деятельности конкурентов: банки, страховые, поставщики и покупатели. Эти показатели находятся в открытом доступе;
  • нормативно-регулирующие показатели (функционирование  финансового рынка, деятельность предприятия). Прописанные законом и обязательны к исполнению.

Направления внутренних показателей:

  • показатели финансовой деятельности и состояния в целом;
  • показатели финансовых результатов по подразделениям;
  • нормативно-плановые показатели.

В завершении учета для внешних пользователей составляет особый блок информации публикуемой отчетности: налоговая, статистическая, бухгалтерская.

Информационная база сведений по характеру:

  • правовая (закон о рынке ценных бумаг);
  • финансово-нормативная (законы МинФина и ЦБ РФ);
  • бухгалтерский учет и отчетность (сведения для анализа);
  • статистическая информация (публикуемые данные);
  • несистемная информация (аудиторские заключения).

Уровни финансовой информации:

  • законодательный (ФЗ, постановления, указы);
  • нормативный (положения, стандарты);
  • методический (акты и указания);
  • организационный (приказы, распоряжения).

В составе документов регулирующих бухгалтерский учет следует выделить учетную политику (организационный уровень информации). В ней утверждаются такие аспекты как формы первичных документов, внутренняя отчетность, порядок проведения инвентаризации, методы оценки активов, документооборот, контроль за операциями [1, с.125].

Главным источником информации является бухгалтерская отчетность, она включает в себя:

  • баланс (состав имущества и капитала);
  • отчет о финансовых результатах (формирование и состав прибыли);
  • отчет о движении капитала (структура капитала);
  • отчет о движении денежных средств (потоки денежных средств);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (дополнительная информация);
  • отчет о целевом использовании полученных средств;
  • табличную форму пояснений.

Малые предприниматели и общественные организации имеют возможность представлять данные не по всем формам отчетности (приказ Минфина).

Корпорации и холдинги обязаны формировать консолидированную отчетность вместе с отчетами материнской компании.  Такая отчетность показывает потенциал корпоративной группы и выполняет функцию о принятии решений определенными пользователями.

Налоговая отчетность (декларации по налогу на прибыль, имуществу, транспорту, НДС и акцизам) сдается в соответствии с НК РФ и предназначена для аккумулирования средств в бюджете страны.

Статистическая отчетность несет данные об инвестициях, финансовом состоянии, использовании денежных средств организации [3, с.250].

Существуют внутренние и внешние  пользователи бухгалтерской отчетности. К внешним пользователям можно отнести пользователей с прямым финансовым интересом (банк, налоговая, инвестор). И с непрямым интересом (партнер, работники, профсоюз, администрация, биржа, консультанты, аналитики, статистика). Внутренними пользователями можно назвать собственников, руководителей фирм, которые имеют доступ к публикуемой отчетности и информации, представляющей коммерческую тайну. Внешние пользователи выступают в лице инвесторов, они имеют доступ лишь к публикуемой информации, т.е. отчетности. Целью инвесторов является получение прибыли на вложенные средства [4, с.60].

У всех пользователей интересы владения информацией разные: максимизация отчислений у налоговой, платежеспособность у банков, обеспечение дивидендов у акционеров, сохранение рабочих мест и размер заработной платы у сотрудников, получение статистических данных у статистики.  Внутри предприятия тоже «свои цели» у контрагентов, таких как поставщики, другие предприятия, банки, налоговая, страховая,  фондовая биржа, инвестиционная компания, бюджет, аудиторские фирмы.

Целью руководства является обеспечение стабильности и динамичности развития деятельности. С одной стороны заинтересованность в максимизации финансовых результатов, а с другой - минимизация налоговой базы.

Состав отчетности корректируется с учетом интересов пользователей, программа для анализа может быть более или менее полной [2, с.195].

Практика  анализа финансовой отчетности выработала 7 основных методов анализа.

Горизонтальный анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, т.е. это расчет и оценка абсолютных и относительных отклонений фактического уровня показателя от базисного (базисным может быть план данного года, факт предыдущего года, норматив, средний уровень).

Вертикальные (структурный) анализ – это определение удельного веса каждой составляющей показателя, в общем, характеризует структуру показателя.

Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда (основной тенденции изменения показателя). С помощью тренда определяются возможные значения показателя в будущих периодах и строятся прогнозы в отношении финансового состояния в перспективе. Проводиться с помощью расчетов темпа роста и прироста показателей за ряд лет.

Метод финансовых коэффициентов – его методика включает расчет различных финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия на начало и конец периода. Полученные коэффициенты сравниваются с нормативом, а также анализируется динамика за период.

Группы финансовых коэффициентов:

  • платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость;
  • прибыльность или рентабельность;
  • эффективность использования капитала;
  • деловая активность;
  • вероятность несостоятельности.

Преимущество метода финансовых коэффициентов:

  • простота и оперативность расчета;
  • возможность выявить тенденции в изменении финансового результата;
  • возможность сопоставить показатели предприятия с другими организациями. 

Сравнительный (пространственный) анализ – это сравнение показателей финансового состояния и финансовых результатов организации с показателями конкурентов или со среднеотраслевыми показателями.

Факторный анализ – методика измерения влияния факторов на результативный показатель.

Экспертные методы используются в случаях, когда нельзя опереться на физические явления, они основаны на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Пример, экспертная оценка стоимости имущества [5, с.382].

Изученные в статье материалы позволяют сделать вывод о том, что в ходе анализа решаются такие задачи как: эффективность использования оборотных средств, оценка платежеспособности предприятия, анализ состояния расчетов, оценка риска банкротства, оценка рентабельности предприятия, принятие мер по укреплению финансового состояния. С помощью анализа отчетности пользователи получают возможность: оценить положение партнера, избежать выдачи кредита ненадежным кредиторам, принять решение о целесообразности ведения дел с данной организацией, диагностировать банкротство.

 

Список литературы:
1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской (финансовой отчетности). Практикум. Гриф УМО РФ Москва: Дело и сервис (ДиС). 2017-143 с.
2. Жилкина  А. Н. Финансовый анализ: учебник и практикум для прикладного бакалавриата: для студентов вузов обучающихся по экономическим направлениям и специальностям // А.Н. Жилкина. – Москва: Юрайт, 2016. – 285 с. 
3. Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансовой отчетности: учебник //- Москва: Финансы и статистика, 2018. – 368 с. 
4. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие // Канке А.А., Кошевая И.П., - 2-е изд., исп. И доп. – Москва: ИД ФОРУМ. НИЦ ИНФРА-М. 2017. – 288 с.
5. Ковалев В.В. Анализ баланса: научное издание // В.В. Ковалев, Вит. В Ковалев.-изд. 4-е перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2016. – 913 с. 
6. Рудь Н.Ю., Пискуненко К.А., Сидорова А.А., Нечеухина Н.С. Бухгалтерский баланс, его анализ и использование для оценки финансового состояния предприятия // XI Всероссийская молодежная научно-практическая конференция, Курск, 2019. - С. 380-384.