СПОСОБЫ ВЫХОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ НА НОВЫЕ РЫНКИ
Конференция: CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СПОСОБЫ ВЫХОДА АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ НА НОВЫЕ РЫНКИ
Стремление укрепить свои позиции на мировом рынке играет важную роль в стратегиях ведущих автомобильных транснациональных компаний. Непрерывное усиленное влияние процесса глобализации способно привести к тому, что ТНК оказались главными действующими лицами на сегодняшний день в мировой экономике [3]. Автомобильная промышленность не является исключением, и ее развитие в значительной степени зависит от стратегий транснациональных компаний [7]. В связи с этим в статье в качестве предмета исследования выступают производственные стратегий автомобильных ТНК и их влияние на структуру мирового производства [7].
Для глобальных стратегий автомобильных ТНК ключевым элементом выступает процесса интернационализации и его интенсификация. Этот процесс связан с выбором неосвоенных внешних рынков и способов выхода на них.
Запуск нового проекта связан с углубленным анализом большого количества факторов. Необходимо понимать, что одной непродуманное решение может повлечь за собой значительные материальные затраты. Как правило, риски диверсифицируются так, чтобы падение спроса на рынке одной страны могло быть уравновешено ростом спроса в другой. Как видно из данных таблицы, при выходе на новые рынки компания используют несколько способов. Выбор способа зависит от объема необходимых инвестиций, наличия или отсутствия иностранных партнеров и формата производства автомобилей (завод полного цикла или только сборка).
Таблица
Способы выхода на новые рынки, используемые автомобильными компаниями [2]
Тип |
Неинвестиционные методы |
Инвестиционные методы |
Самостоятельный выход |
Экспорт |
Greenfield-проект Brownfield-проект |
Выход при участии партнера |
Контрактная сборка |
Стратегический альянс (в т.ч. СП) Слияние и поглощение |
Способы выхода на рынок, используемые ТНК , представленные в таблице, основаны на трех принципиально различных методах. Автомобильные транснациональные компании могут либо предоставлять готовую продукцию, либо собирать ее на месте, либо сочетать эти две стратегии. В тоже время принято постоянно менять стратегии и переходить от неинвестиционных к инвестиционным методам.
При выходе на внешний рынок перед каждой компанией стоит выбор: адаптироваться к условиям конкретного внешнего рынка или применить стандартизированный глобальный подход.
Процесс выбора формы выхода предприятия на внешний рынок является предметом анализа во многих научных работах. Например, Х.Горг считает, что стратегия освоения нового рынка всецело зависит от специфики национального бизнеса [2]. Имеет значение, как трансформировалась его структура после выхода на рынок зарубежной фирмы, от того какие технологические различия имеются у иностранных и национальных компаний и т.д. [5]. Ключевую роль играют здесь дополнительные затраты, которые на себя берет иностранная фирма. П. Бакли и М. Кассон как дополнительные затраты рассматривают [4]: маркетинговые затраты, затраты на адаптацию своей продукции к характеристикам нового рынка и т.д.
Наиболее интересным обычно является выбор между тремя инвестиционными стратегиями: создание greenfield-предприятия, слияние и поглощение, совместное предприятие [1, с.35]. В большинстве случае, авторы проводят сравнительны анализ только двух методов из трех. Среди научных исследований, связанных с анализом альтернативных инвестиционных стратегий автомобильных ТНК, выделяется работа А. Скакуновой [6]. Рассматривая механизм выбора компанией своей стратегии автор опирается на ряд внутренних и внешних факторов и их сочетание.
В контексте текущего исследования следует также отметить, что исследователи часто проводят отдельный анализ ключевых факторов при выборе новых рынков и методов их освоения. Но, по мнению Ю.A. Барониной, этот выбор определяется одними и теми же факторами, но в разной степени, в качестве ключевых выступают такие как, корпоративные, отраслевые и страновые.
При определении нового географического вектора автомобильные компании в основном учитывают такие факторы, как объем потенциального рынка и темпы роста спроса. Это особенно важно для методов инвестирования, которые сопряжены с большими финансовыми затратами и производят значительный объем продукции. Здесь компании всегда придерживаются принципа «производство следует за рынком».
В заключение следует сказать, что стратегия интернационализации, которая на данном этапе играет важную роль в глобальных стратегиях развития всех транснациональных компаний, требует выбора новых зарубежных рынков и методов проникновения на них. Неправильные решения могут привести к значительным материальным затратам. Как правило, диверсификация рисков устанавливается таким образом, чтобы потенциальный спад рынка одной страны мог быть сбалансирован ростом рынка другой страны. В условиях жесткой конкуренции автомобильные компании выходят на новые рынки и стремятся достичь максимальной эффективности производства за счет расширения масштабов производства и стандартизации. Для достижения этих целей компаниям необходимо выбирать различные методы с точки зрения требуемого объема инвестиций, наличия или отсутствия партнеров и формы производства автомобилей (только заводы полного цикла или сборки).
Таким образом, было определено, что стратегия освоения новых рынков по всему миру и выбор методов производства определяются факторами рядом страновых, отраслевых и корпоративных факторов. Среди которых наибольшую роль играют ожидаемый спрос, особенности внутреннего законодательства и стабильность политической ситуации.