Статья:

Управление затратами на качество страхования

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чиркова Ю.А. Управление затратами на качество страхования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(24).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление затратами на качество страхования

Чиркова Юлия Андреевна
студент, Казанский национальный исследовательский технологический уни-верситет, РФ, г. Казань

 

Увеличение объема продаж в страховании в отличие от производственной сферы происходит быстрее, так как нет необходимости покупать дополнительные станки, оборудование и так далее. Повлияет это на первом этапе только на увеличение нагрузки на сотрудников страховых организаций (на рынке не просто найти необходимое количество профессионалов или тем более подготовить их). Последнее естественным образом скажется на объеме внимания, уделяемого каждому страхователю, и здесь появляется реальная опасность осуществления расширения объема продаж за счет снижения требований к качеству страховой деятельности.

Исходя из свойств, присущих страховой услуге под качеством следует понимать меру того, насколько хорошо уровень предоставляемых услуг соответствует ожиданиям потребителя. Поэтому представляется важным определение критериев, используемых потребителями для оценки качества услуги.

Естественно, что оценка качества страховой услуги на первом этапе своеобразна, так как страховщик здесь пассивен. До наступления страхового случая страховщик, кроме оценки страхового риска и выдачи полиса, ничего не делает. В связи с тем, что на первом этапе преследуется цель спокойствия, выражающаяся в "надежде на страховщика", то и вопрос качества страховой услуги на этом этапе переносится в сферу "надежности страховщика". Достижение цели спокойствия начинается еще до вступления договора страхования в силу. Именно тогда происходит поиск наиболее надежного страховщика. Разумеется, поиск не ограничивается исследованием финансовых показателей страховых организаций. Потребитель выбирает и по цене, и по конкретным элементам страхового продукта (условия страховой сделки), но именно надежность страховщика – первоочередная характеристика, поскольку именно она отвечает за качество страховой услуги до наступления страхового случая. Здесь, безусловно, важно влияние фирменного наименования страховой организации и ее деловой репутации. Качество страховой услуги, следовательно, на первом этапе ее реализации основывается на "качестве страховщика" в смысле оцениваемой потребителем его надежности, известности, авторитетности.

На втором этапе реализации услуги мы можем оценить качество с помощью традиционного понимания, так как здесь есть реальные действия страховщика. На этом этапе потребность страхователя заключается в защите его интереса путем осуществления страховой выплаты с учетом возможностей законодательства (если закон страховщику запрещает производить выплату, то это не говорит о некачественности самой страховой услуги). В целом качество услуги после страхового случая не будет иметь недостатков, если страховщик надлежащим образом выполнит свои обязательства. Итогом расследования страхового случая будет либо страховая выплата, либо отказ в выплате. Если страховщик производит страховую выплату в необходимом размере и в надлежащий срок, то следует говорить о соответствии страховой услуги требованиям качества. Если есть претензии к сроку выплаты либо ее размеру, то страховая услуга некачественная. Если страховщик обоснованно отказал в страховой выплате, то услуга качественная, т.к. удовлетворение потребности потребителя (потребность получить страховую выплату) невозможно, если у объекта нет такого свойства, которое такую бы потребность удовлетворило.

В соответствии классификацией Джурана-Фейгенбаума у страховой организации для анализа качества также можно выделить затраты на предупреждение и контроль дефектов [1] .

Под затратами на предупреждение дефектов понимают стоимость всех мероприятий, направленных на предупреждение низкого качества товаров и услуг. Примерами таких мероприятий страховой компании может быть планирование системы качества, разработки программы качества и подготовка специалистов в области качества.

Расходы на контроль и оценку качества включают затраты, связанные с оценками или проверками продукции, подтверждающими их соответствие стандартам качества и требованиям технических условий. Показателями такой категории будет зарплата кадров по качеству, анализ и отчет о результатах контроля по качеству страховых отделов, оценка будущих страховых резервов.

Также выделяют затраты на ликвидацию последствий отказов, подразделяющиеся на внешние и внутренние.

Примером внутренних отказов страховой организации будут ошибочные актуарные расчеты, потери в виду неактуальной клиентской базы и некорректное применение понижающих коэффициентов (льготы постоянным клиентам).

Затратами же, связанными с внешними отказами, будут жалобы потребителей, возникающие дополнительные гарантийные обязательства (оплата труд за сверхурочные работы, повторные консультации и исправления).

Критерии оценки качества — показатели для оценки качества работы системы организации. Такими примерами в страховой организации может выступить: общее число заключенных договоров страхования за год и средняя страховая сумма на одного застрахованного; число страховых случаев, заявленных претензий, выплат, отказов в выплатах, доля отказов в общем количестве заявленных убытков, а также абсолютное число некомпенсированных потерь за год; сроки и качество проведения экспертиз по страховым случаям [2].

Первым критерием был показатель количества заключенных договоров страхования за какой-либо период. Основными мероприятиями по улучшению данного показателя будет уменьшение срока урегулирование убытков и перечислений средств путём изменений в нормативных документах; повышение квалификации менеджеров по продажам; развитие рекламного сектора, а также введение новых льгот и скидок при пролонгации договоров.

Вторым критерием было число страховых случаев, заявленных претензий, выплат, отказов в выплатах, доля отказов в общем количестве заявленных убытков, а также абсолютное число некомпенсированных потерь за год. Мероприятиями относительно количества страховых выплат можно урегулировать только более тщательным отбором потребителей данных услуг. Количество претензий можно снизить введением в практику повторных консультаций с клиентами. Число некомпенсированных потерь можно уменьшить путём увеличения страховой суммы или же экономической нейтрализации рисков.

Третьим критерием выступали сроки и качество проведения экспертиз по страховым случаям. Простыми мероприятиями для улучшения данного критерия будут введением в практику альтернативной внутренней нормативной базы (ниже сроков проведения экспертизы по законодательным нормам), наём большего количества компетентных сотрудников, а также повышением эффективности работы персонала.

Для целей оценки качества страхового обслуживания свойства (критерии), присущие страховой услуге, необходимо трансформировать в формализованные требования, что позволит учесть все параметры качества страховой услуги. Предлагается структура системы показателей, отражающих повышающих мероприятий уровня качества обслуживания в страховой организации (смотреть таблица № 1).

Таблица 1.

Система показателей оценки качества страховых услуг

Мероприятия

Отчет

Динамика

Бюджет

Уменьшение срока урегулирования убытков путём изменения нормативных документов

Отчеты данного показателя собираются с отделов продаж, регулируется федеральным законом в зависимости от вида страхования

Характеризуется положительной динамикой со стороны клиентов, однако незначительное уменьшение, в целом, может снизить чистую прибыль организации из-за меньшей ликвидности средств компании.

Главным расходом по данному показателю будет функции эксперта в анализе ущерба путём рассмотрения возмещения и уведомления заявителя. Страховщик должен получить такое уведомление как можно раньше. Соответственно требуется повысить время работы учреждения для рассмотрения заявок, что характеризуется дополнительными затратами в зарплате работникам и в соответствии со средней зарплатой работников в год может составить 15-20% надбавки (около 110 000 рублей в год на работника).

Повышение квалификации менеджеров по продажам

Отчетом будут являться различные сертификаты о повышении сертификации

Положительный эффект здесь будет проявляться в более профессиональной работе сотрудников, однако является дополнительной нагрузкой на сотрудников

Средняя стоимость бизнес-тренингов будет проявляться не столь значительно, если их проводить регулярно 2-3 раза в год большими группами и может составить расход на один отдел продаж в размере 60 000 – 70 000 тысяч рублей.

Развитие рекламного сектора

Отчетом данного показателя будет количество заключенных договоров с различными рекламными секторами

Естественно, большое количество рекламы у любой организации составляет огромный пласт в расходах и имеет только хорошую динамику отклика.

В среднем от нераспределённой прибыли Альфа-страхование тратит около 23% средств, незначительное увеличение будет характеризоваться большими расходами и будет зависит от текущего финансового положения. Требует захвата большего количества средств СМИ и в целом, составляет 3-4% на страховую сумму от каждого договора. Поэтом увеличение рекламы составит дополнительную нагрузку на прибыль с каждого договора на 700-800 рублей.

Более тщательный отбор потребителей

Отчетом данного показателя будет регулирование нормативных документов в области внутренних характеристик потребителя

Достаточно сложно просчитать динамику изменений при небольших структурных коррективах, однако серьёзные требования приведут к оттоку клиентов

Не несет серьёзных “внешних” затрат, так как регулируется очень оперативно от конъектуры рынка, однако если сильно изменить требования, то организация будет нести упущенную выгода в виде дополнительной прибыли.

Повторные консультации с клиентами

Отчетом данного показателя будут дополнительные консультации

Имеет только положительный отклик со стороны клиентов, так как повышает имидж организации

Несет также нагрузку на работников, возможно, даже в виде дополнительных человека-чесов, а значит в повышении зарплаты. В среднем может составить надбавку в размере 6000-7000 рублей на сотрудника.

Увеличение страховой суммы

Отчетом будут изменения нормативных документов

Самый неординарный метод, просчитать динамику данного показателя можно только в годовом отчете

Изменение актуарных расчетов никак не повлияет на явные затраты, однако при большей стоимости договоров страховщик будет терять прибыль.

Внедрение альтернативной внутренней базы

Отчетом будет пополнение базы клиентов путем покупки её у сторонних организаций или же её совместной организации с синдикатом страхователей

Имеет положительный отклик для организации “проходных договоров”, то есть договоров со сниженным рисков страховой выплаты

Расход здесь по больше ложиться на сотрудников организации в изменении “проходных” требований и не несет в себе серьезных расходов.

Наём большего количества сотрудников

Отчетом здесь будет движение человеческих ресурсов.

Имеет хорошую динамику в разгрузке работы остальных сотрудников

Расходом здесь будет зарплата новым сотрудникам, что в среднем на одного человека составляет примерно 45000 рублей.

Повышение эффективности работы сотрудников

Проверяется в зависимости от области контроля и выбранного способа мониторинга, имеет форму отчетности в видео годовой прибыли на, допустим, отдел продаж.

 Имеет только положительный отклик внутри организации.

Расходом здесь будет внедрение новых технологий качества работы сотрудников и зависит от выбранного метода.

 

Таким образом, на основе анализа можно сделать вывод, что система показателей оценки качества страховых услуг формируется в зависимости от вида оценки и ее целей, а внешняя оценка качества страховых услуг (независимыми экспертами) предполагает комплексный подход к измерению уровня качества страховых услуг и является одним из критериев конкурентоспособности страховщика, тогда как внутренняя оценка качества страховых услуг позволяет страховой организации выявить наиболее уязвимые элементы в процессе предоставления страховой услуги и повысить эффективность своей деятельности в целом.

 

Список литературы:
1. Герасимова Л. Н. Пути совершенствования системы учетного обеспечения управления доходами и расходами страховых компаний / Л. Н. Герасимова, А. В. Иванникова // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 18. - С. 59-66. – То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Консуль-тантПлюс, в локальной сети вуза.
2. Меркулова В. В. Методические подходы к формированию системы показателей оценки качества страховых услуг [Текст] / В. В. Меркулова // Вестник Чувашского университета.-2011.-№1.- С.416-419