Статья:

Развитие внутриводного туризма как фактор регионального развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лисьев М.Е. Развитие внутриводного туризма как фактор регионального развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81620 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие внутриводного туризма как фактор регионального развития

Лисьев Максим Евгеньевич
магистрант Высшей школы экономики, управления и права, Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Степанова Вера Владимировна
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, Директор НОЦ "Социально-экономическое развитие Северо-Арктического региона", РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. Актуальность данной темы заключается в том, что у Архангельской области большие возможности для развития и реализации проектов связанных с открытием новых водных маршрутов, поскольку Архангельская область соединена разветвленной сетью водных путей. Сочетание речного и морского туризма выгодно отличает Архангельскую область как дестинацию в условиях конкурентной борьбы за туристские потоки. Цель исследования – проанализировать современное состояние водного туризма в Архангельской области и дать рекомендации по развитию речного , морского туризма. Гипотеза исследования – речной, морской туризм может привлечь дополнительные турпотоки в регион и способствовать становлению Архангельской области как одного из центра развития речного туризма в России. Комплекс проблем достаточно широкий - от доработки нормативно-правовых актов , до создания причальной инфраструктуры города. И хотя водный туризм испытывает сильное влияние сезонного фактора, развитие данного вида туризма может способствовать не только укреплению привлекательного имиджа Архангельской с исконно историческими корнями, но и способствовать появлению новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

 

Ключевые слова: туризм, водный туризм, круиз, речной туризм, морской туризм, яхтинг, водный маршрут.

 

Развитие внутриводных путей в нашей стране играет ключевую роль, оказывает влияние в том числе на развитии водного туризма, сообщения с отдалёнными территориями, увеличение товарооборота населенными пунктами, обеспечения «Северного завоза».

Рассматривая первопричины появления туризма, можно с уверенностью говорить об одной из главных и естественной потребностью человека познавать окружающий мир во всем его многообразии. Цель- туризма гармоничный комплекс развитии мест, с преобладанием бережного отношения к истории и культуры, с одновременным ростом самосознания и патриотизма.

Архангельская область как крупнейший туристский центр в регионе обладает выгодным геополитическим положением и имеет большую историю с мощным туристским рекреационным потенциалом, что создает уникальные условия для развития внутреннего и морского туризма.

Архангельск — первый морской порт России, «ворота в Арктику», становится не только одним из центром научного освоения арктической территории, но и аттрактивным центром привлечения туристской деятельности по северным маршрутам. Здесь сохранились уникальные памятники деревянного и каменного зодчества. Одним из главным украшением города является пятикилометровая набережная Северной Двины, заповедная пешеходная улица Чумбарова- Лучинского «Архангельский Арбат». Среди факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, можно отметить дефицит морских судов круизного класса и специализированного автотранспорта для перевозки туристов. Архангельск – колыбель русского флота. 18 августа 1693 года в историографии считается днём основания Соломбальской верфи под городом Архангельском. Учёные считают дату условной, однако отмечают, что именно это событие положило начало массовому морскому судостроению в России, это является визитной карточкой Архангельска. Архангельская область уникальна строительством судов типа карбас, историческая ценность которых тесно связанно с освоением Арктики. На сегодняшний день у области большие возможности для развития новых водных маршрутов, потому что Архангельская область имеет множество поселений расположенных по берегам моря, рек., наличия островных территорий.

Водный туризм при должном внимании со стороны руководства региона и активной позиции бизнес-сообщества , на основе государственно-частного партнерства может придать больший стимул развитию отрасли и соответственно развитию экономики города Архангельска и Архангельской области . Задачи эффективного использования существующего флота, его реновации и строительства новых судов, проблем незадействованного потенциала , можно решить с помощью создания следующих точек роста – центра развития речного и морского рынка. Архангельск может стать одним из таких центров. Здесь сосредоточены кадровые ресурсы (в городе работают учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для сферы сервиса и туризма, кадров для флота) и промышленные предприятия судостроительной и судоремонтного профиля. Однако состояние инфраструктуры водного туризма в городе требует соответствующих изменений, равно как и повышения качество оказываемых услуг. Вопросы развития водного туризма в Архангельской области невозможно решать без учета социокультурных, экономических, инфраструктурных, политических и социальных аспектов. Способствовать поиску оптимальных решений поможет изучение российского и европейского подходов к развитию водного туризма.

Развитие водного туризма будет эффективно при учете ряда факторов: выявление и учет мотивации потребителей, решение проблем инфраструктурного характера, совершенствование системы подготовки кадров, контроль качества сервиса, совершенствование туристского продукта на основе использования регионального и международного опыта.

Необходимо учесть , что развитие водного туризма включает в себя привлечение туристического потока из зарубежных стран . Архангельская область является одним из регионов, имеющих возможность реализовать такую уникальную возможность. В сущности, к таким регионам можно отнести Мурманскую область , Ямало-Ненецкий . Территория российской Арктики — это объекты, скорее, для экстремального туризма, тогда как побережье более теплых Баренцева и Белого морей могут привлечь внимание даже тех туристов, которые привыкли к комфорту. К тому же они большую часть года свободны для безледокольного плавания, что положительно сказывается на себестоимости проекта.

Проблемы речного и морского туризма

В годы СССР МОРСКОЙ ТУРИЗМ как вид бизнеса был невозможен в силу стратегической роли арктического региона страны. Доступ к берегам Белого моря в целях туризма был затруднен. Ситуация изменилась в начале 2003 года, когда в Архангельский порт вошло первое круизное судно «Explorer» с иностранными туристами. С тех пор область приняла 26 иностранных круизных судов, на которых прибыли около 8 тыс. человек из Норвегии, Швеции, Германии, США и других стран. Таким образом, задел масштабному проекту дан, но этот задел составляет лишь небольшую часть от реальных возможностей. Мировой круизный рынок в последнее время обретает вторую жизнь в связи с появлением большого спроса со стороны стран Азии и других регионов. Следовательно возникает потребность в дополнительных маршрутах, и Архангельская область с ее экзотическими поморскими селениями и оригинальными северными ландшафтами претендует стать одним из украшений круиза вдоль побережья Северной Европы. Интерес к экспедиционным турам с посещением не только Архангельска и Соловков, но и некоторых населенных пунктов на побережье Белого моря подталкивает к разработке отдельного пакета предложений для круизных операторов и судовладельцев.. В настоящее время разработана концепция развития морского круизного туризма в Архангельской области до 2020 года. Концепция предполагает выделение на основе пространственного планирования и концентрации туристских ресурсов шести перспективных туристско-рекреационных зон Архангельской области: 1. Туристско-рекреационная зона с объединением Онежского и Приморского муниципальных районов Архангельской области, города Архангельска, города Северодвинска и города Новодвинска. 2. Туристско-рекреационная зона с объединением Устьянского и Вельского муниципальных районов Архангельской области. 3. Туристско-рекреационная зона с объединением Каргопольского, Плесецкого, Коношского и Няндомского муниципальных районов Архангельской области. 4. Туристско-рекреационная зона с объединением Котласского, Красноборского, Ленского, Вилегодского и Верхнетоемского муниципальных районов Архангельской области, города Котласа, города Сольвычегодска, города Коряжмы. 13 5. Туристско-рекреационная зона Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципальных районов Архангельской области. 6. Туристско-рекреационная зона с объединением Холмогорского, Виноградовского и Шенкурского муниципальных районов Архангельской области. Одной из главных проблем в реализации данного проекта является отсутствие соответствующих причалов для постоянной швартовки больших туристических судов. Кроме того, затормаживает развитие этого бизнеса длительное согласование процедуры захода судов в порты, законодательные ограничения для плавания иностранных судов во внутренних водах России и др. Одним из первых результатов реализации концепции стало подписание соглашение АТМС с ООО «Атлантис Лайн Морские Круизы». В соответствие с этим соглашением обе стороны, подписавшие его, начали активную работу по продвижению экскурсионных программ в Архангельской области на российский и международный круизные рынки. Таким образом, «промоушен» проекта на рынке уже осуществляется, теперь дело за результатами . Основными целевыми показателями концепции развития круизного туризма являются: достижение в 2016 году 15 заходов пассажирских судов, а в 2020 году приблизительно 30 заходов . В пересчете на людей — это 40-60 тыс. человек в год.

Научно-экспедиционный туризм В Архангельскую область и Ненецкий АО входят ряд экзотических островных территорий, которые мало доступны для круизных судов, но они могут стать привлекательными целевыми объектами для нерядовых туристов. При этом под «нерядовыми» подразумеваются не столько туристы материально обеспеченные, сколько специально настроенные на Арктику, или более изысканные ценители северных ландшафтов, которые могут поступиться частью комфорта и даже частью безопасности ради новых знаний и новых ощущений. На самом деле, в России и в мире таких «романтиков» осталось еще довольно много. Научно-экспедиционный туризм отличается от экстремального наличием минимального, но достаточного комфорта, а от круизного тем, что количество потребителей этих услуг меньше, используемые плавсредства также не велики (вместимостью до 100 человек), но, вместе с тем, стоимость таких услуг в расчете на человека выше, а поэтому объемы доходов могут быть сопоставимы с доходами от круизного туризма. Цитата Президетнта: круизной компании «Пасифик Нетворк» Сергей Фролов( - Россия открывает доступ к уникальным туристическим ресурсам Русской Арктики)

Уже сегодня мы можем организовывать круизы по Северному морскому пути. Это уникальнейшая практика. Отмечу, что речь идет именно о научно-экспедиционном туризме, а не о лайнерах с ресторанами и казино. Экспедиционный туризм – это небольшие суда, чаще всего с 50-80 пассажирами. Мы понимаем, что Соловецкие острова – это не место для развлекательных круизов. Целевыми территориальными объектами такого вида туризма являются, прежде всего, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, поселения вдоль берегов Белого моря . Сюда же можно добавить Соловки, так как этот архипелаг не рассчитан на большую антропогенную нагрузку, а поэтому мало пригоден для использования в рамках развития масштабного круизного туризма. Развитию научно-экспедиционного туризма также препятствует ряд проблем, одной из которых является замусоренность островов техническими отходами прошлых лет.

Эта проблема сейчас решается на федеральном уровне. Активное участие в организации очистки северных территорий принимают также правительства Архангельской области и Ненецкого АО

Однако реконструкция причальных комплексов Красной пристани и морского-речного вокзала требует значительных инвестиций, вложений огромного количества финансовых средств, которых пока нет у ФГУП «Росморпорт», ответственного ведомства за обустройство причалов. Практически прекращены морские круизы из Архангельска. На Соловки изредка ходит грузовой теплоход «Беломорье» (в пути трое суток), который может взять на борт только 10 пассажиров. В перспективе возможно увеличение потока иностранных туристов на Соловки, если восстановить морской круиз из порта Кандалакша, действовавший в советское время. В Кандалакшу туристы смогут прибывать автобусами со стороны российско-финского пункта пропуска Салла. Правительство Архангельской области 16 июля 2013 года одобрило Стратегию развития Соловецкого архипелага как уникального объекта духовного, историко-культурного и природного наследия, а 11 октября 2013 года утвердило Государственную программу Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага (2014-2019 годы)»[7]. РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ СТРАТЕГИЯ развития Соловецкого архипелага уникального объекта, духовного, историко-культурного и природного наследия, как самостоятельного компонента Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года включающая в себя пункт предоставления захода судов а порт Онега и Соловки и предоставления нахождения туристов без виз 72 часа.

Так же необходимо отметить , значимость использования для круизных судов Беломоро-балтийского канала который позволит связать регионов европейской части с водными маршрутами северозаподого региона

Стоит отметить, что Власти Карелии включают план модернизации Беломорско-Балтийского канала в программу социально-экономического развития республики до 2024 года, по сообщению выступления на форуме "Порты Арктики" в Архангельске и.о. министра экономического развития и промышленности Карелии Александр Ломако.

Правительство РФ утвердило программу социально-экономического развития Карелии на 2020-2024 годы и выделяет на это 5 млрд рублей..

"На территории региона Карелии сегодня начала свою реализацию программа социально-экономического развития региона на период до 2024 года, где предусмотрены в составе мероприятий, связанные с разработкой концепции развития Беломорско-Балтийского канала".

Проблемы яхтенного туризма

Непосредственно одним из приоритетных направлений развития туристской отрасли в Архангельской области признан яхтенный туризм.

Парусный спорт в Архангельской области зародился более полутора веков назад, а первые гонки на карбасах (традиционных поморских суднах) состоялись в Архангельске в 1870 году. Для города-порта, города на реке, интерес к маломерным судам был естественным продолжением традиций северных рыбаков и мореходов.

Архангельский речной яхт-клуб поднял флаг 29 августа 1911 года, став третьим в Российской империи после «Невского» в Санкт-Петербурге и «Феодосийского» на Украине. В этом же году в области состоялись первые официальные соревнования по парусному спорту.

На тот момент парусный флот Архангельска насчитывал всего 30 судов, это были старые яхты и швертботы, которые с трудом удалось привести в порядок. Членам клуба приходилось самостоятельно строить новые прогулочные лодки и катера. Благодаря труду энтузиастов, к 1925 году яхт-клуб располагал уже более чем 100 судами, на которых занималось примерно 300 человек.

В 1933 году при яхт-клубе открылась детская водно-техническая станция (ДВТС). Её основателем и первым директором был Владислав Алексеев. Более 500 школьников (в том числе 108 девочек) не только учились ходить на яхтах, но и изучали судомоделирование, механику. На сегодняшний день «Соловецкая регата уже стала брендовым мероприятием, а её продвижение – продвижение имиджа Поморья» Мероприятие собирает около 100 яхтсменов, в том числе из Дании, Германии и Великобритании. В планах организаторов сделать регату ещё масштабнее. Необходимо вовлекать большое количество участников из других стран , однако воплотить мечты в реальность пока не позволяет инфраструктура. У яхт, прибывших на соревнование, возникают проблемы с поиском места стоянки и заправки судна топливом и водой. Это сильно тормозит развитие регаты и переход соревнований на другой уровень. Яхтингу в Архангельске уже более 100 лет. Первая «Соловецкая регата» состоялась в 1974 году и с тех пор стала ежегодной.

«Для парковки» яхт необходима достаточна большая глубина, - рассказывает президент Федерации парусного спорта Архангельской области Андрей Харьговский. – Одно из хороших для этого мест – Красная пристань. Там есть причал, можно подойти, но он предназначен для более больших судов, и там нет возможности бункеровки».

В сезон навигации около 40000 тысяч человек на маломерных судах отдыхают и занимаются туризмом. Их количество могло бы быть значительно больше, но из-за целого ряда проблем город теряет не только долю привлекательности, но и значительную возможную прибыль. Основной проблемой , для развития яхтинга существует ряд барьеров: отсутствие яхтенной инфраструктуры; неудовлетворительное состояние фарватера; отсутствие должного навигационного и гидро-графического обеспечения; законодательные визовые ограничения; плохое регулирование туристской деятельности на региональном и муниципальном уровнях ; низкий уровень безопасности; экономические: низкий средний уровень жизни, который многим не всем позволяет содержать яхту; отсутствие эффективной маркетинговой политики по продвижению города на международном рынке, несоответствие цен качеству услуг. Высокая цена яхтенного отдыха в России объясняется завышенной ценовой политикой яхт-клубов на базирование и техническое обслуживание яхт. Сезонность из-за климатических особенностей, продолжительность яхтенного сезона составляет всего десять недель. Поэтому маломерные суда не могут круглый год оставаться на воде и вынуждены зимовать на суше, в то время как получить текущее техническое обслуживание практически негде. Специализированных яхтенных стоянок где можно без проблем.

Заправить яхту и получить соответствующее береговое обслуживание, крайне мало. Аренда маломерных судов без экипажа не практикуется по причине отсутствия специальной подготовки.

Одним из направлений в городе Архангельска могла быть аренда в сфере яхтинга .

Проблемы развития яхтенного туризма невозможно рассматривать в отрыве от развития водного туризма .

Факторы , сдерживающие развитие водного туризма в Архангельской области : отсутствие современной причальной (порто-вой) инфраструктуры для приема и обслуживания судов круизного и прогулочно экскурсионного флота, туристских, прогулочных и спортивных яхт и катеров; плохое навигационное обеспечение (обеспечение безопасности, информационное обеспечение, навигационная обстановка, отсутсвие карт, лоций, пропускные возможности шлюзовой системы и т.д.). Отсутствие системы сопровождения необходимого уровня (аренды яхт, чартерного флота, специально подготовленных гидов для работы на круизных судах, специально разработанного экскурсионного наземного обслуживания для круизных судов, приемных зон).

Причинами такого состояния являются недостаточно четкое правовое положение данного вида туризма, слабая законодательная база, слабая инфраструктура; плохо адаптированные к потребителям «с воды» туристские продукты; отсутствие активного имиджевого позиционирования отдельных районов как территории водного отдыха и туризма.

Таким образом, необходимо скоординировать приоритеты в сфере туризма на нормативном уровне.

Развитие водного туризма и «единого водного туристского пространства», как выше было отмечено, невозможно решать без межрегионального подхода.

Для привлечения иностранных яхтсменов в российские внутренние воды надо разработать трансграничные маршруты в том числе Норвегия – Мурманск – Архангельск.), Произвести повышение информированности о туристских возможностях региона, создание механизма сотрудничества в сфере водного туризма региона . Среди основных проблем выделяется необходимость, во-первых, предоставлять информацию об Архангельской области как технически организовать путешествие, что можно увидеть на маршруте, что посетить, где остановиться, какие службы оказывают поддержку, обеспечивают безопасность, какие есть на маршруте яхтенные стоянки, клубы и т.д. Выпустить специальный специализированный англо-русский разговорник для поддержки иностранных яхтсменов при их общении с диспетчерами на внутренних водах (по аналогии с разговорником для российских судоводителей за рубежом). Необходимо продвижение продукта , так как Это может быть участие в выставках, формирование предложений по услугам, ориентированным на яхтенных туристов. По существу, это разновидность деятельности по продвижению. В-третьих, необходимо создавать и совершенствовать инфраструктуру. Строить яхтенные топливные заправки, причальные стенки, специально рассчитанные на маломерные суда, яхтенные стоянки с возможностью подключения к энергопитанию, воде, бункеровке судов. Обеспечивать ремонтной базой и многим другим.

Рекомендации по развитию водного туризма в Архангельской области (на примере речного туризма) Уникальность Архангельской области как туристской дестинации заключается в том, что область имеет огромный потенциал для развития одновременно нескольких видов водного туризма, восстановления исторического строительства судов , прославленных поморами. Среди приоритетов администрации Архангельской области и Комитета по туризму: разви-тие яхтинга, круизного туризма (морского, речного) и внутригородского экскурсионно-прогулочного. В последнее время делаются попытки привлечь внимание Администрации области к развитию водного транспорта, использования в качестве основного бренда Архангельской области связанной с историей региона . . Направление, на которое следует обратить внимание - это речные круизы.

На сегодняшний день Развитие Беломоро-балтийского канала, морского пути от берегов Финляндии , Мурманск , и тд . позволит поставить вопрос, возможно ли увеличить судозаходы и как сделать круизы из других городов еще более привлекательными для потребителей? И как возможно использовать речные круизы для привлечения туристов в наш город, «задержать» туристов в городе либо до начала круиза, либо после. Решение поставленных задач предполагает, что развитие водного туризма в Архангельской области требует комплексного подхода как на федеральном, так и на местном уровне.

Превращение Архангельска в Арктический центр речного туризма , яхтенного туризма России невозможен без решения ряда инфра-структурных проблем. Необходим соотстветсвующий речной вокзал, который будет совмещать в себе обширный спектр услуг , так как начало круиза начинается в «чистом поле», да и самим туропе-раторам удобнее иметь офис на вокзале – отправной точке круиза. Для водного туризма характерна ярко выраженная сезонность и необходимость в оставшиеся месяцы заработать на весь год, что вынуждает судовладельцев держать высокие цены на круизы. Проблема сезонности бизнеса проявляется и в необходимости затрат на зимнее хранение судов. Нам необходимо приобрести речные круизные суда «ледового класса» (например, они есть в Скандинавии), которые могут ходить по рекам и озерам вплоть до наступления зимы. Использование судов такого класса могло бы увеличить эксплуатацию круизных теплоходов на водных путях России.

Еще один важный аспект обмеления рек.

Проблемы в области маркетинга требуют меньше затрат и могут быть вписаны уже в существующие маркетинговые проекты Комитета по туризму Архангельской области и Ростуризма.

В первую очередь это участие в международных туристских выставках (

Для увеличения туристского потока необходимы визовые преференции, например, групповым туристам, которые прилетают в Архангельскую область для отправки в речной круиз. Тема упрощения визового режима периодически поднимается в регионах России, связанных с речным круизным туризмом. Действительно, оптимальным решением может стать решение вопроса для въезжающих туристских групп, например, введение безвизового режима для туристских групп, прибывающих в Россию для участия в речном круизе через определённые аэропорты городов - речных круизных центров, или упрощение визовых формальностей по аналогии с китайскими группами, как вариант выдачи виз в аэропорту на основании ваучера принимающего российского туроператора. Однако, в отличие от морских круизов и паромов, в случае речных круизов срок действия льготного пребывания должен быть не менее 15 дней.

Такие визовые послабления смогли бы привлечь туристов прибывать через аэропорт Архангельск. Тем более что Архангельск уже имеет опыт применения практики безвизового пребывания до 72 часов для морских круизных лайнеров.

Необходимо диверсифицировать существующий туристский продукт через предложение новых возможностей. Показать за рубежом значимость поморских моряков , жителей в освоении флота , сделать бренд , по типу «VIKING »      

Необходимо задуматься над использованием туристско-экскурсионных наработок советского периода и их реновации

Водный туризм является перспективным и важным направлением в Архангельской области . Речной круизный туризм должен быть в наибольшем приоритете у правительства Архангельска как вид туризма, который может обеспечить городу рост туристского въездного и внутреннего потока.

 

Список литературы:
1. Ассоциация туроператоров России (сайт). — URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/32617.htm (дата обращения 28.11.20)
2. Жагина С. Н., Пахомова О. М. Развитие туризма на Европейской части Севера России (на примере Архангельской , Вологодской области и Республики Карелия ) кластерный подход // — 2016. — № 6. — С. 147—153
3. Концепция развития туризма в Архангельской области , утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 02 сентября 2014 года № 351-пп. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pomorland.pro/ региональная /концепция -развития -туризма-в Архангльской области - (дата обращения 20.11.19)