Статья:

Музыка как специфический объект авторского права

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Скворцов В.С. Музыка как специфический объект авторского права // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81639 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Музыка как специфический объект авторского права

Скворцов Виктор Сергеевич
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Фаст Ольга Федоровна
научный руководитель, канд. юрид наук, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Современное Российское авторское право осуществляет защиту объектов авторского права вне зависимости от их значения, способа выражения или любых иных законных характеристик. Под такое положение попадают абсолютно все объекты авторского права будь то произведение науки, интегральная схема или музыкальное произведение. 

Но объективно нужно понимать, что объект, не имеющий физического воплощения охранять и защищать намного сложнее, нежели объект, имеющий такое воплощение.

Нематериальные произведения могут быть забыты авторами по прошествии большого количества времени, если они не использовались. Другой же стороной становится перенос такого произведения на материальный носитель, в связи с этим правовое регулирование в области авторского права долгое время совершенствовалось в направлении охраны и защиты произведений, которые получили материальное воплощение [2].

В ст. 1259 ГК РФ содержится положение, согласно которому объектом охраны авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.  

Для уяснения сути объекта авторского права имеет огромное, если не ключевое значение понятие произведения. Это связано с тем, что создание произведения по сути своей является творческим процессом, а его результат не всегда возможно сопоставить с уже имеющимися терминами и явлениями. Из этого исходит, что для дефиниции термина «произведение» во многом будет ограничивать его значение, ставя во главу угла лишь определенные признаки. могут выдвигать на первый план лишь некоторые его характеристики.

Все это еще больше усугубляется тем, что в настоящее время не существует законодательно установленного определения музыкального произведения.

Данная терминология разработана лишь теорией авторского права, что создает определенные сложности в правовой охране музыкальных произведений. 

С чем же это связано? Все довольно просто и банально. С развитием сети Интернет и появлением доступа к простым способам копирования и распространения информации музыкальные произведения зачастую становятся общественным достоянием задолго до изъявления такого желания автором. Но, несомненно, нужно понимать, о каких способах использования музыкальных произведений идет речь.

Способов использования музыкальных произведений довольно много, мы затронем лишь наиболее популярные из них.

Рингтоны -это мелодия, воспроизводимая сотовым телефоном, при получении им входящего звонка или сообщения. Соответственно, классифицировать рингтоны по жанрам практически невозможно, так как они соответствуют новым веяниям в музыке и культуре. Однако можно упомянуть некоторые виды, такие как: одноголосые, полифонические, длинные и короткие.

Реалтоны — это оцифрованные фонограммы с записью музыкальных произведений с текстом или фрагменты таких фонограмм.

Каждый реалтон содержит три охраняемых объекта авторского права и смежных прав:

  • объект авторского права — музыкальное произведение с текстом (песню), которое, в свою очередь, состоит из музыки (включая аранжировку) и текста (иногда включая перевод);
  • объект смежного права — исполнение (пение, игра на музыкальных инструментах, декламация и т. д.);
  • объект смежного права — фонограмму. [5]

К тому же нельзя забывать о произведениях, получаемых в результате переработки первоначального произведения в новый вид. К способам такого рода созидания можно отнести: аранжировка, ремикс, клубная версия композиции и другое.

В такой ситуации некоторые правоведы советуют разработать единообразный регистрационный порядок, который будет заключаться во введении принципов: укрепления исключительных прав, публичности и открытости. В такой ситуации объекты авторского права в обязательном порядке должны быть зарегистрированы, чтобы имелась реальная возможность доказать свои исключительные права на произведение [3].

Кроме того необходимо отметить положение, содержащееся в п. 3 ст. 1263 ГК РФ, согласно которому во время публичного исполнения или сообщения в эфир либо же по кабельным сетям аудиовизуального произведения только композитор, который является автором данного музыкального произведения сохраняет за собой право на вознаграждение за такого рода использования аудиовизуального произведения.

Остальные авторы лишены такого права.    

Может сложится впечатление, что широкое использование объектов интеллектуальной собственности способствует популяризации определенных авторов и имеет только положительные последствия. Однако в большинстве своем такое использование осуществляется на незаконных основаниях, что приводит к созданию контрафактных копий оригинального произведения и последующей их реализации.

И здесь, несомненно, на одном из лидирующих мест находится незаконное использование музыкальных произведений, путем размещения их в сети Интернет, использовании на сотовых устройствах и сети сотовой связи. Данное явление наносит огромный вред правообладателям, ведь от них уходят доходы от их произведений, с этих доходов могли быть уплачены налоги, что пополнило бы бюджет государства, что создает дополнительную причину, для создания максимально оптимального механизма охраны и защиты авторских прав на музыкальные произведения и не только [4].

Резюмируя все выше сказанное, целесообразно сделать несколько выводов.

Во-первых, необходимо создать реально работающий механизм защиты прав авторов музыкальных произведений.

Во-вторых, необходимо создание и установление на законодательном уровне четкого определения музыкального определения.

В-третьих, необходимо ужесточить наказание за незаконное использование результатов интеллектуальной собственности, особенно таких уязвимых, как музыкальные произведения.

 

Список литературы:
1. Гражданской кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (в ред. от 18.07.2019 N 177-ФЗ.)
2. Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046
3. Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.
4. Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С.102-104
5. Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28