Статья:

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Албогачиева Л.М. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122461 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Албогачиева Лейла Магомедовна
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Барахоева Елизавета Абубукаровна
научный руководитель, старший преподаватель, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

Право на образование закреплено в Конституции Российской Федерации, и оно является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В Конституции РФ не содержится понятия право на «среднее профессиональное образование» и соответственно не раскрывает ее содержания.

Правовой основой права на среднее профессиональное образование прежде всего является Конституция РФ. В ней закрепляется возможность получения среднего профессионального образования в ч.2 ст.43.

Следующим основным актом который закрепляет данное право является  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации».  В пункте 7 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ используется термин «право на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования», а в частях 3 и 4 статьи 78 - «право на получение среднего профессионального образования». Следует обратить внимание, что ни в Законе об образовании, ни в иных нормативных правовых актах не содержится законного определения права на среднее профессиональное образование. Что примечательно, относительно ч.2.ст 43, она гарантируют общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, при этом остальные права, входящие в состав конституционного права на образование, закрепляются в нормах отраслевого законодательства и, следовательно, являются отраслевыми.

Реализация права на среднее профессиональное образование позволяет обеспечить достойное существование и свободное развитие человека, так как способствует приобретению им квалификации по профессии или специальности среднего профессионального образования, требующейся для осуществления им трудовой деятельности и получения соответствующих материальных благ (вознаграждения за свой труд).

Как уже отмечалось выше, право на среднее профессиональное образование не закрепляется в Конституции, но гарантируется его общедоступность и бесплатность, и закрепляется право данного права, что позволяет нам утверждать, что это не прямое закрепление права на среднее профессиональное образование. Данная позиция строится на точке зрения профессора М.В.Баглая, который отмечает, что то или иное конституционное право или свобода в Конституции может быть закреплено по-разному, то есть использование формулировки «имеет право», «гарантируется». Применительно к рассматриваемому праву, с помощью формулировки «имеет право на ...» в части 1 статьи 43 Конституции РФ закреплено право на образование. В части 2 статьи 43 Конституции РФ как гарантия закреплено право на среднее профессиональное образование.

Л.Д. Воеводин, придерживается той же позиции и считает, что следует различать права, прямо сформулированные Конституцией, и права, косвенно вытекающие из ее положений.

Субъектом (носителем) конституционного права на среднее профессиональное образование является каждый человек (личность), независимо от наличия у него гражданства РФ [2], такую точку зрения мы обосновываем на основании Закона об образовании, а именно ст.78.

Полная конституционная правосубъектность наступает с момента достижения лицом возраста 18 лет, что следует из статьи 60 Конституции РФ [1]. Субъекты конституционного права на среднее профессиональное образование, достигшие совершеннолетия, обладают полной конституционной правосубъектностью, так как могут не только иметь его (конституционная правоспособность), но и собственными действиями его осуществлять (конституционная дееспособность).

С учетом содержания части 2 ст.68 Закона об образовании [2]к  освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего ( малолетние, не достигшие 14 лет) или среднего общего образования (несовершеннолетние, в возрасте от 14 до 18 лет) , если иное не установлено законом, что является ограничением по данному праву. Эти лица, могут еще до момента преодоления указанного ограничения начать собирать информацию о данном праве, путях и способах его реализации.

Вместе с тем для непосредственной реализации права на среднее профессиональное образование необходимо также обладать конституционной дееспособностью, которая в отношении изучаемого права может наступить ранее 18 лет.

Таким образом, среди субъектов конституционного права на среднее профессиональное образование по критерию правосубъектности можно выделить: лиц, обладающих конституционной правоспособностью (малолетние); лиц, обладающих конституционной правоспособностью и частичной конституционной дееспособностью (несовершеннолетние); лиц, обладающих полной конституционной правосубъектностью (совершеннолетние).

Лица со специальным правовым статусом также являются субъектом исследуемого права. К ним относятся: дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, инвалиды, дети с девиациями и с ограниченными возможностями здоровья [6].

Cубъектом (носителем) конституционного права на среднее профессиональное образование является каждый человек (личность), независимо от наличия у него гражданства РФ, это вытекает из ст.78 Закона об образовании  «Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, из содержания которой следует , что право на среднее профессиональное образование имеют не только граждане РФ, но и лица без гражданства, иностранные граждане [2].

По мнению  Н.И. Матузова, сущность субъективных прав в значительной мере определяется их объектом - определенным благом, в отношении которого лицу (субъекту) «предоставляется известная правовая возможность» [5,c.188]. Применительно к изучаемому конституционному праву таким благом выступает среднее профессиональное образование, возможностью получения которого наделяется субъект данного права.

Объектом конституционного права на среднее профессиональное образование является среднее профессиональное образование в значении, отраженном в сформулированном определении данного понятия М.А.Задориной. Она предлагает следующее определение «среднее профессиональное образование-это уровень профессионального образования, направленный на приобретение квалификации квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена в процессе овладения совокупностью систематизированных знаний, умений, навыков и компетенций в объеме и в порядке, предусмотренном федеральными государственными образовательными стандартами и образовательными программами соответствующего уровня, профессии и специальности. Она так же предлагает данное определение включить в статью 2 Федерального закона № 273-ФЗ, дополнив ее пунктом 12.1.С данным определением считаем нужным согласиться [4].

М.А.Задорина , предложила широкое содержательное определение на рассматриваемого право. «конституционное право на среднее профессиональное образование представляется возможным определить как закрепленное в Конституции РФ субъективное право человека (личности), представляющее собой гарантированную и защищаемую государством возможность получения и использования знаний, умений, навыков и компетенций в целях профессионального, интеллектуального и культурного развития личности, подготовки к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с квалификацией квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена, с учетом интересов общества и государства» [4,c.45].

Можно предположить что было бы верно подводя итоги и на  основании предложенного определения Задориной М.А. понятия «конституционного права на среднее профессиональное образование» и  точек зрения других авторов относительно данного исследуемого права,  анализа законодательства, определить следующее определение: конституционное право на среднее профессиональное образование это субъективное право субъекта (носителя) конституционного права на среднее профессиональное образование , независимо от наличия или отсутствия у него гражданства РФ, закрепленное в Конституции РФ, обладающего конституционной правосубъектностью».

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// КонсультантПлюс,2022
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// КоснультантПлюс,2022.
3. Воеводин, Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан / Л.Д. Воеводин. М.: Московский гос. ун-т, 1972.
4. Задорина М.А. Конституционное право на среднее профессиональное образование в Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис….кан.юрид.наук.М., 2018.
5. Матузов, Н.П. Субъективные права граждан СССР / Н.П. Матузов. Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1966. 
6. Матюшева Т.Н. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением-субъекты права на образование со специальным социальным статусом // Право и образование. 2011. № 3. С. 20-28.