АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ). ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(285)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ). ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
CURRENT ISSUES IN RECOGNIZING AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR AS INSOLVENT (BANKRUPT). PROPOSALS FOR AMENDMENTS TO THE LEGISLATION
Shavarsh Sargsyan
Master’s degree student of Odintsovo branch of MGIMO University, Russia, Odintsovo
Аннотация. Статья рассматривает актуальные проблемы, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). В статье описываются существующие последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом, также предлагается внести изменения в действующее законодательство для усовершенствования процедуры банкротства.
Abstract. The article addresses the current issues related to the recognition of an individual entrepreneur as insolvent (bankrupt). It describes the existing consequences of recognizing an individual entrepreneur as bankrupt and proposes amendments to the current legislation to improve the bankruptcy procedure.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель; несостоятельность; банкротство; последствия банкротства; изменение законодательства.
Keywords: individual entrepreneur; insolvency; bankruptcy; consequences of bankruptcy; amendments of legislation.
Существует распространенное мнение, что банкротство позволяет индивидуальному предпринимателю начать жизнь с чистого листа. Хотя банкротство и позволяет должнику освободиться от долговых обязанностей, но данная процедура также и имеет негативные последствия, о которых часто не говорят организации, предлагающие списать долги за несколько месяцев.
Последствия признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) указаны в двух статьях Закона о банкротстве: 213.30 и 216. В статье 213.30 указаны общие последствия банкротства для индивидуальных предпринимателей и граждан, в то время как статья 216 дополняет вышеуказанную статью для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 213.30 Закона о банкротстве индивидуальный предприниматель после его признания банкротом обязан:
- При заключении кредитного договора или договора займа обязан в течение 5 лет уведомлять сторон по такого рода договорам о том, что он был признан банкротом;
- В отношении гражданина, признанного банкротом, не может быть возбуждено новое банкротное дело в течение 5 лет после завершения первой процедуры. В случае повторного признания должника банкротом в течение указанного времени, должник не может быть освобожден от требований по завершению новой процедуры. В случае нехватки средств для погашения задолженности перед новыми кредиторы, тем выдаются исполнительные листы и требования удовлетворяются в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Лицо, признанное банкротом, не может занимать какие-либо должности в органах управления юридического лица или иным образом принимать участие в управлении юридическим лицом в течение 3 лет с даты завершения банкротного дела;
- Лицо, признанное несостоятельным, не вправе в течение 10 лет с даты завершения банкротного дела занимать должности в органах управления кредитной организации или иным образом участвовать в управлении кредитной организации;
- В течение пяти лет с даты завершения банкротной процедуры должник не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями. [3]
Статья 216 вышеуказанного закона дополняет те последствия, которые изложены выше следующими положениями:
- С момента признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) утрачивает силу его государственная регистрация в качестве ИП;
- С даты признания ИП несостоятельным (банкротом) аннулируются выданные ИП лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;
- Индивидуальному предпринимателю, который признан банкротом, запрещается регистрироваться в качестве ИП в течение 5 лет с момента завершения банкротной процедуры;
- Для индивидуального предпринимателя увеличен срок, с 3 лет до 5, в течение которого, после признания его банкротом, тот не вправе занимать руководящие должности в органах управления юридического лица. [4]
Несмотря на то обстоятельство, что четко прослеживаются цели, ввиду которых законодателем установлены вышеуказанные меры, на наш взгляд некоторые из них являются чрезмерно суровыми по отношению к несостоятельному предпринимателю. Да, устанавливая четкие сроки и столь суровые правовые последствия, законодатель стремится обезопасить сферу предпринимательства от недобросовестных лиц и создать благоприятную атмосферу для развития бизнеса. Однако, не следует забывать, что несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя не всегда является последствием принятых предпринимателем решений. Существует множество различных внешних факторов, которое в значительной мере влияют на предпринимателей, и на которые те не могут каким-либо образом воздействовать. В это же время, при наличии такого рода факторов, неподконтрольных предпринимателям, государство не только не оказывает поддержку, но и создает дополнительное давление, устанавливая настолько строгие правовые последствия.
Примером может служить ситуация, связанная с пандемией Covid-19 в 2020 году и с наложенными санкциями на Российскую Федерацию в 2022 году. Да, осознавая то обстоятельство, что ввиду внешних факторов, которые не могли были быть предсказаны предпринимателями, Правительство вводило в вышеуказанных случаях моратории на возбуждение банкротных дел. [5] Однако, данными способами не всегда удавалось предотвратить банкротство предпринимателей, на которых сильно повлияли вышеуказанные обстоятельства. Моратории фактически отсрочивали возбуждение банкротных дел, а не способствовали восстановлению платёжеспособности предпринимателей, которые оказались в тяжелой ситуации. Впоследствии, в отношении данных индивидуальных предпринимателей все равно возбуждались банкротные дела и те признавались несостоятельными (банкротами) и сталкивались со всеми суровыми последствиями банкротства в полном объеме.
Следует также отметить, что вышеуказанные обстоятельства были выбраны нами исключительно ввиду массовости данных явлений. Ввиду того обстоятельства, что личность индивидуального предпринимателя неразрывно связана с гражданином, который обладает данным статусом, тяжелое финансовое положение, которое в последствие приводит к банкротству, может не носить такой массовый характер как вышеназванных примерах, а быть сугубо персональными затруднениями, связанными с личной жизнью предпринимателя (болезнь самого предпринимателя или членов семьи; вынужденные переезды; наводнения (пример: наводнение на Урале в 2024 году) итд). Таким образом, банкротство может являться не следствием недобросовестного поведения предпринимателя или допущением каких-либо ошибок, а банальным неудачным стечением обстоятельств, которые неподконтрольны индивидуальному предпринимателю. В таких случаях, на наш взгляд, накладывание на такого лица всего перечня последствий, указанных в Законе о банкротстве, не является уместным.
Запрет обанкротившемуся индивидуальному предпринимателю регистрироваться заново в качестве ИП в течение 5 лет, при условии, что ИП обанкротилось из-за обстоятельств, которые не могли быть им предсказаны и выходили за пределы обычного, не защищает предпринимательскую сферу от угрозы нового банкротства, а наоборот, лишает сферу добросовестного предпринимателя, который развивает отрасль.
Ввиду вышеизложенного, встает логичный вопрос: а справедливо ли, а главное, целесообразно ли применять одинаковые последствия банкротства для всех предпринимателей, не беря во внимание конкретные обстоятельства того или иного дела? На наш взгляд, нет.
Более рациональным кажется разграничение последствий банкротства на основании тех или иных обстоятельств. Например, логичным представляется вариант, когда длительность последствий несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей будет завесить от совокупности факторов: размер задолженности; срок неисполнения обязательств; возможные причины возникновения финансовых затруднений у должника; финансовая и деловая репутация должника; размер суммы, оставшейся после реализации имущества должника; действия и усилия, осуществляемые должником при обнаружении финансовых затруднений.
Такой индивидуализированный подход может способствовать стимулированию добросовестного поведения предпринимателей, поощрению усилий по восстановлению финансовой устойчивости и повышению качества управления финансовыми рисками. Кроме того, это может помочь смягчить негативные последствия банкротства для тех предпринимателей, чьи обстоятельства были чрезвычайными и вне их контроля.
Такое дифференцированное последствий банкротства индивидуальных предпринимателей позволит учитывать конкретные обстоятельства каждого случая, что способствует более справедливому и эффективному функционированию процедур банкротства.
Таким образом, перечень последствий банкротства, указанных в последней редакции Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» явно не является достаточным и не отвечает требованиям времени. В существующую редакцию следует внести изменения, связанные с разграничением «строгости» последствий для обанкротившихся предпринимателей, а также внесением критериев, на основании которого будет решаться какой тяжести последствия будет применяться к тому или иному обанкротившемуся предпринимателю. Наиболее значимыми критериями, на которые следовало бы обратить внимание, следует считать: размер задолженности; размер задолженности, оставшейся после завершения банкротной процедуры; возможные причины возникновения финансовых затруднений и возможность их предотвращения; репутация должника. Такой подход будет способствовать тому, что добросовестные индивидуальные предприниматели, заинтересованные в осуществлении предпринимательской деятельности, смогут быстрее вернуть свой статус ИП и новым бесценным опытом развивать данную сферу.