Статья:

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Михайлова Е.А. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 4(313). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/313/158580 (дата обращения: 06.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Михайлова Евгения Андреевна
магистрант, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург
Клишков Владимир Борисович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры криминологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Должностные лица органов внутренних дел (полиции) по оценкам исследователей и согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ о количестве осужденных за взяточничество в разрезе их трудовой деятельности, наиболее подвержены коррупции, в том числе, из-за особенностей их служебной деятельности.

Под профилактикой правонарушений в общеправовом значении, согласно ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», понимается «совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения». О том, что профилактика может быть общей и индивидуальной также следует из содержания данного правового акта.

Среди мер по профилактике коррупции, установленных в ст. 6 Закона о противодействии коррупции только формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению относится к мерам профилактики коррупционных преступлений.

Таким образом, можно говорить о двух направлениях профилактической работы, осуществляемой органами внутренних дел:

  • в рамках деятельности подразделений экономической безопасности и противодействии коррупции (далее – подразделения ЭбиПК) и иных подразделений органов внутренних дел (подразделения пропаганды безопасности дорожного движения, подразделения пропаганды в структуре управлений по контроле за оборотом наркотиков; управления/отделы/группы информации и общественных связей, подразделения органов предварительного расследования);
  • в рамках морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел и иных мер, реализуемых внутри системы МВД России.

В первом случае применяются следующие меры профилактики коррупционных преступлений:

  1. Должностные лица подразделений ЭБиПК;
  • вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иные уполномоченные органы, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности;
  • проводят оперативно-разыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления экономической и коррупционной направленности, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • участвуют в освещении средствами массовой информации деятельности и результатов работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.
  1. Подразделениям пропаганды Госавтоинспекции организуют мероприятия по доведению актуальной информации до участников дорожного движения, в том числе об ответственности за дачу взятку инспекторам ГИБДД.
  2. В структуре подразделений по контролю за оборотом наркотиков есть отделы по взаимодействию с СМИ и институтами гражданского общества. В рамках их деятельности проводятся мероприятия, преимущественно, в образовательных учреждениях, по распространению актуальной информации о воздействии наркотических средств, об ответственности за их оборот, а также об ответственности за попытку дачи взятки сотруднику за не привлечение к уголовной либо административной ответственности).
  3. Управления/отделы/группы информации и общественных связей выполняют функции пресс-службы:
  • осуществляют публикации и обновление материалов о противодействии коррупции, размещенных на сайтах МВД России, и в социальных сетях;
  • выступают с репортажами о деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия коррупции.
  1. Должностные лица подразделения органов внутренних дел в ходе расследования уголовного дела вносят представления, как одни из мер профилактики коррупции. Они, согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ подлежат рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.

Во-втором случае меры профилактики применяются внутри системы МВД России и реализуются в следующих направлениях:

  • в рамках установленной системы отбора и приема кандидатов на службу;
  • при проведении антикоррупционной экспертизы;
  • в рамках ведомственного контроля и организации инспектирования, контрольной и целевой проверки;
  • в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников органов внутренних дел;
  • в рамках морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Например, введение декларационной компании – обязанностью всего государственного аппарата, является достаточно простой и одновременно эффективной мерой профилактики коррупции. С одной стороны, должностное лицо органов внутренних дел, нарушившее данное предписание, подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности за коррупционное правонарушениес наложением на него дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения, тем самым, создавая правовые основания для применения мер юридической ответственности в отношении допустивших нарушения сотрудников, с другой стороны, позволяет объективно оценить расходы и доходы должностного лица, и провести, в случае необходимости, служебную проверку на предмет установления дополнительного источника финансирования. Помимо этого, данное предписание является пассивным средством предупреждения коррупции, поскольку осознание неизбежности раскрытия доходов, расходов, способно изменить саму концепцию мышления сотрудников органов внутренних дел, для некоторых из которых сохранение должности может быть важнее, чем участие в коррупционной деятельности, и стать условием для отказа от дальнейшего коррупционного поведения. Не исключено, что данная императивная норма, способна привести к отказу от коррупционного поведения уголовно-правового характера.

В этом смысле, например, антикоррупционная экспертиза в качестве одной из мер по профилактике коррупции, которая, на первый взгляд выполняет ряд важных функций (контрольную, превентивную, информационную), сама по себе, по справедливому утверждению К.В. Ломакиной, не является «панацеей в борьбе с коррупцией», а ее результаты – лишь рекомендацией по рассмотрению законопроекта либо правового акта на предмет устранения коррупциогенного фактора. Другими словами, выявленные в ходе антикоррупционной экспертизы коррупциогенные факторы в рамках того механизма антикоррупционной экспертизы, который действует сейчас, не подлежат обязательному устранению, в том смысле, что заключение по результатам антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и не имеет императивного воздействия.

В рамках морально-психологической подготовки сотрудников, в соответствии с п. 20. 6 приказа МВД России от 25.12.2020 «Об организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» применяются меры воспитального воздействия с целью «выработки у сотрудников устойчивых навыков служебного поведения, основанных на строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, требований служебной этики, антикоррупционных стандартов».

На этапе отбора и приема на службу проводятся проверочные мероприятия, проверки на профессиональную пригодность, психофизиологические исследования и тестирования. Для вновь вступивших в ряды органов внутренних дел предусмотрено обучение в центре профессиональной подготовки. Каждая из названных мер признаны минимизировать коррупционное поведение в органах внутренних дел.

Ведомственный контроль видится тем средством, реализация которого направлена на обеспечение (путем достижения максимального соответствия между требуемым порядком организации деятельности и ее реальной практикой осуществления) режима законности и соблюдения правовых предписаний в отношении осуществляемых видов деятельности. Ведомственный контроль в МВД России имеет многоэтапную систему проверки, которая ориентирована главным образом на совершенствование оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России.

В заключении следует отметить, что только комплексный подход к противодействию коррупции, с учетом отраслевой и региональной специфики, а не борьба с отдельными ее проявлениями, способны оказать воздействие на причины и условия коррупции.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2009. – № 7.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Парламентская газета» от 2 декабря 2011 г. № 52-53.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // Парламентская газета. – 2008. – № 90.
5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательств Российской Федерации. – 2016. – № 26 (часть I). – Ст. 3851.
6. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1992 № 361 «О борьбе в системе государственной службы» // Российская газета. – 1992. – № 80 (утратил силу).
7. Ефремова А.А. Преступления коррупционной направленности и коррупционные преступления: подходы к пониманию / А.А. Ефремова // Актуальные проблемы развития российского законодательства и практика его применения: Сборник научных статей по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ижевск, 15–16 ноября 2022 года. – Ижевск: Ижевский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2022. – С. 440-444.
8. Кокорев А.Н. Федеральный закон «О противодействии коррупции» как правовая основа борьбы с коррупцией и перспективы его совершенствования / А.Н. Кокорев, С.Н. Прудников // Криминологический журнал. – 2021. – № 3. – С. 44-49.
9. Конвенция организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=201035447 (дата обращения: 20.06.2024).
10. Проект Федерального закона «Основы антикоррупционной политики». Интернет портал «Общественный антикоррупционный комитет» // URL: http://stopcorruption.ru/item_332.htm (дата обращения: 20.06.2024).
11. Законопроект № 148067-3 «О противодействии коррупции». Интернет портал «Система обеспечения законодательной деятельности» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/148067-3 (дата обращения: 20.06.2024).