Статья:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Солдатенко В.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125545 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ЖАЛОБ

Солдатенко Виктория Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Телятицкая Татьяна Валерьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Обращения граждан являются формой демократии, которая способствует укреплению конституционного правопорядка, гарантирует права и свободы человека и гражданина, повышает эффективность деятельности государственного аппарата. Законодательство в данной сфере несовершенно и требует подробного законодательного урегулирования для единообразного применения в сфере обеспечения и реализации права граждан на обращение.

Анализ норм ПИКоАП показывает, что вопрос, связанный с формой подачи жалоб в административном процессе, не решен однозначно.

Следует отметить, что само понятие жалобы, закрепленное в ст. 1.4 ПИКоАП, не содержит в себе указаний на возможные формы ее подачи в рамках административного процесса. Понятие жалобы в указанной статье сформулировано как требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов, нарушенных при осуществлении административного процесса. Конкретного указания на форму, в которой может быть выражено данное требование, в статье не имеется [1].

Однако из отдельных норм ПИКоАП прослеживается, что общим посылом законодателя в административном процессе признается правило, по которому жалобы должны быть облечены в письменную форму.

Согласно п. 5 ст. 7.2 ПИКоАП жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, либо его представителем. В отдельных случаях к ней должен прилагаться документ, подтверждающий полномочия защитника или представителя (п. 6 ст. 7.2 ПИКоАП).

Таким образом, применительно к жалобам, подача и рассмотрение которых регламентированы главой 7 ПИКоАП, можно сделать вывод о том, что они должны подаваться заявителями в письменном виде либо, как вариант, по аналогии с устными заявлениями о совершении правонарушений (ч. 2 ст. 9.2 ПИКоАП) заноситься должностными лицами в протокол в случае их подачи в устной форме.

Согласно п. 7 ст. 7.2 ПИКоАП, жалоба, не соответствующая требованиям, предусмотренным частями 4–6 настоящей статьи, считается поданной, но возвращается государственным органом, судом, прокурором, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу, для устранения недостатков. Главой 7 ПИКоАП не предусмотрены какие-либо требования к форме и содержанию таких жалоб, также не требуется оплата госпошлины [3]. Государственной пошлиной признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий (п. 2 ст. 6 Налогового кодекса Республики Беларусь) [2]. Государственная пошлина взимается исключительно за предоставление плательщику юридически значимых действий [4, с. 315].

Согласно п. 3 ст. 13.2 ПИКоАП, к жалобе, поданной защитником или представителем, прилагается документ, подтверждающий их полномочия. К жалобе, поданной в суд, прилагается документ, подтверждающий уплату в установленных порядке и размере государственной пошлины, за исключением случая, когда государственная пошлина уплачена посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве указан в жалобе или сообщен иным способом при подаче жалобы. Жалоба, не соответствующая требованиям, предусмотренным частями 1–3 указанной статьи, считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, лицу, подавшему жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба считается неподанной (п. 4 ст. 13.2 ПИКоАП).

Таким образом, если жалоба не подписана заявителем, она считается поданной, но возвращается должностным лицом (судом, органом), уполномоченным рассматривать жалобу, с назначением срока для устранения недостатков. В случае пропуска назначенного срока жалоба расценивается как не поданная.

Подать электронную жалобу в любой орган или организацию возможно посредством портала «обращения.бел», выбрав в разделе «Вид обращения» строку «Жалоба». При этом, для подачи электронной жалобы, заявителю следует лишь зарегистрироваться на портале, подписать жалобу невозможно. Также отсутствует раздел, позволяющий указать на уплату госпошлины, при этом подать жалобу в суд посредством портала возможно.

В связи с этим возникают вопросы: будет ли признана поданной без нарушений законодательства электронная жалоба без подписи заявителя, если нарушение п. 5 ст. 7.2 и п. 3 ст. 13.2 ПИКоАП влечет за собой возвращение жалобы? Будет ли признана поданной в силу данной нормы электронная жалоба заявителя (к примеру, о несогласии с постановлением по делу об административном правонарушении, направленная в установленный срок в суд), соответственно, без приложения квитанции об уплате госпошлины либо без указания номера операции в ЕРИП? Как в таком случае жалоба должна быть возвращена заявителю для устранения недостатков, одним из которых в рассматриваемой ситуации следует считать электронную форму ее подачи?

Исходя из вышеизложенного представляется возможным ограничить подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении письменной формой подачи и изложить название ст. 13.2 ПИКоАП в следующей редакции «Содержание и форма жалобы на постановление по делу об административном правонарушении», изменив требования статьи в соответствии с её названием.

Что касается обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс в электронной форме, то, исходя из того, что в данном случае не требуется оплата госпошлины, следует дополнить п. 5 ст. 7.2 ПИКоАП следующим требованием: «В случае подачи электронной жалобы подпись заявителя либо его представителя не требуется». Данная формулировка устранит противоречие между п. 5 и п. 7 ст. 7.2 ПИКоАП и явно укажет, что, поданная посредством портала «обращения.бел» жалоба, не подлежит возвращению за отсутствием в ней подписи заявителя либо его представителя.

 

Список литературы:
1. Киреева, Е. Ф. Налоговые пространства в условиях экономической интеграции: теория, методология и практика : дис. ... д-ра. экон. наук : 08.00.10 / Е. Ф. Киреева. – Минск, 2004. – 354 л.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) [Электронный ресурс] : 29 дек. 2009 г. № 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г.// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 6 янв. 2021 г. № 92-З: принят Палатой представителей 18 дек. 2020 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 2020 г.// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.
4. Ярмош, Е. П. Досудебное урегулирование налоговых споров в Республике Беларусь : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / Е. П. Ярмош. – Минск, 2012. – 145 л.