Статья:

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(339)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Лиханская Е.В. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 30(339). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/339/177091 (дата обращения: 28.09.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Лиханская Екатерина Владимировна
магистрант, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна
Малиновский Игорь Борисович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Государственный университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию имеющихся проблем и определения основных направлений совершенствования деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в области защиты жилищных прав несовершеннолетних. Рассматриваются ключевые аспекты данной проблемы, включая существующие пробелы законодательства, недостаточную эффективность взаимодействия между различными государственными муниципальными структурами, а также указывается на необходимость повышения квалификации сотрудников прокуратуры. Особое внимание в статье уделено вопросам профилактики нарушений жилищных прав несовершеннолетних, обеспечению своевременного реагирования на такие нарушения и повышению качества надзорной деятельности прокурора. Статья предназначена для специалистов в области права, работников правоохранительных органов, преподавателей и студентов юридических факультетов, интересующихся вопросами укрепления законности и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: несовершеннолетние, права несовершеннолетних, защита прав несовершеннолетних, жилищные права несовершеннолетних, совершенствования деятельности органов прокуратуры, пробелы законодательства.

 

Реализация жилищных прав несовершеннолетних в Российской Федерации является одним из важнейших направлений социальной политики государства. Конституцией РФ [1], а также рядом федеральных законов гарантируется право каждого гражданина, в том числе ребенка, на жилье. Однако на практике обеспечение этих прав сталкивается с рядом проблем, связанных с нарушением жилищных прав несовершеннолетних. В этих условиях особую роль играет прокурорский надзор, как форма обеспечения законности и защиты прав и законных интересов детей.

Прокуратура уполномочена контролировать соблюдение прав несовершеннолетних на всех этапах реализации жилищных правоотношений, включая приватизацию, куплю-продажу, аренду и использование жилых помещений.

«Вопросам повышения эффективности прокурорского надзора в настоящее время в научных работах уделено большое внимание. Нахождение средств для усиления и повышения эффективности прокурорского надзора на сегодняшний день является одной из важнейших задач юридической науки» [5, с.26].

Одной из ключевых проблем на начальных этапах реагирования является отсутствие своевременной информации о нарушениях прав и интересов несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства не всегда оперативно информируют прокуратуру о случаях отчуждения жилых помещений, где зарегистрированы дети. Это свидетельствует также и о пробелах в области координации между органами власти. Отсутствие эффективного взаимодействия между различными государственными и муниципальными структурами ведет к существенному снижению эффективности прокурорского надзора в данной области. Часто органы местного самоуправления, суды и правоохранительные органы действуют разрозненно, что не обеспечивает своевременность реагирования на правонарушения в данной сфере и снижает качество рассмотрения подобного рода дел.

Данная проблема частично вытекает из существующих пробелов действующего законодательства, таких как недостаточная эффективность правовой базы, регулирующая защиту жилищных прав несовершеннолетних. Законы и иные нормативные акты часто содержат противоречия и пробелы, что затрудняет применение норм права на практике. Например, отсутствие четких критериев определения жилого помещения, пригодного для проживания ребенка, приводит к различным толкованиям и злоупотреблениям.

В свою очередь, недостаточный уровень осведомленности родителей и самих несовершеннолетних о своих правах также является серьезной проблемой. Многие граждане не знают, куда обращаться в случае нарушения их жилищных прав, и как защитить интересы своего ребенка. Это создает условия для произвола чиновников и недобросовестных действий представителей органов власти, а также приводит к недостаточной правовой защищенности несовершеннолетних при нарушении их жилищных прав. Часто родители или опекуны не способны обеспечить надлежащие условия для жизни, что приводит к ухудшению жилищных условий детей. Прокуроры сталкиваются с трудностями в выявлении таких нарушений и принятии мер. Здесь следует отметить наличие случаев исключения несовершеннолетних из числа участников приватизации, а также отчуждения жилья без согласия органов опеки, что является явным нарушением прав несовершеннолетних и ведёт к нарушению их законных прав и интересов.

Основываясь на анализе вышеуказанных проблем можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что некоторые прокуроры не обладают достаточным уровнем знаний в области жилищного законодательства и особенностей защиты прав несовершеннолетних, что при наличии большого объема проверок и недостатка кадрового состава снижают эффективность надзорной деятельности. Ограниченный кадровый состав и недостаточное финансирование негативно сказываются на качестве исполнения функций прокуратурой в данной области. Нередко сотрудники перегружены повседневной текучкой, что влияет на скорость и качество проверки обращений граждан.

Проблемы, с которыми сталкивается прокурорский надзор в сфере реализации жилищных прав несовершеннолетних, требуют, таким образом, комплексного подхода и системных решений. По нашему мнению, следует обратить внимание на повышение правовой грамотности, создание специализированных подразделений, усиление взаимодействия с другими органами и активное вовлечение общества в процесс контроля за соблюдением прав несовершеннолетних. Только путем совместной работы всех заинтересованных сторон можно достичь положительных результатов и обеспечить защиту жилищных прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

В этой связи, следует более детально разобрать основные направления совершенствования прокурорского надзора.

Можно выделить следующие направления:

Укрепление правовой базы.

Укрепление правовой базы является одним из ключевых способов повышения эффективности прокурорского надзора в области защиты жилищных прав несовершеннолетних. Оно предполагает создание четкой законодательной основы, позволяющей органам прокуратуры своевременно выявлять нарушения, пресекать их и привлекать виновных лиц к ответственности.

Основополагающим нормативным актом, регулирующим жилищные права детей, является Конституция Российской Федерации [1], закрепляющая право каждого гражданина на жилище. Важную роль играют также Семейный кодекс РФ [2], Гражданский кодекс РФ [3] и Жилищный кодекс РФ [4]. Однако даже наличие столь обширной законодательной базы требует постоянного совершенствования и дополнения новыми нормами, поскольку условия жизни общества постоянно меняются, возникают новые виды правонарушений и преступлений.

Основные направления совершенствования законодательства:

1. Уточнение содержания правовых норм: Необходимо детально прописывать механизмы защиты жилищных прав несовершеннолетних в ситуациях развода родителей, лишения их родительских прав, передачи имущества ребенка третьим лицам и других значимых жизненных событиях.

2. Детальное регулирование порядка принятия решений органами опеки и попечительства: Законодательно закрепить строгий порядок согласования сделок с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним, обязательность участия органов опеки в принятии решения о распоряжении имуществом.

3. Повышение прозрачности процесса рассмотрения подобного рода дел. Так же необходимо законодательно закрепить обязанность судебных органов уведомлять прокуратуру обо всех делах, связанных с защитой жилищных прав несовершеннолетних, обеспечивая доступ надзорных органов ко всей необходимой документации.

4. Установление жестких санкций: Предусмотреть ужесточение негативных правовых последствий за нарушение жилищных прав несовершеннолетних, включая повышенную ответственность должностных лиц и юридических лиц.

Укрепление правовой базы — процесс непрерывный, зависящий от многих факторов, включая изменения социальной среды, развитие экономики и политики государства. Создание действенной системы контроля и учета соблюдения жилищного законодательства обеспечит надежную защиту прав несовершеннолетних и создаст предпосылки для эффективного функционирования института прокурорского надзора в данной области.

Таким образом, укрепление правовой базы должно включать в себя изменение действующего законодательства, включающее разработку новых нормативных актов, предусматривающих детальное регулирование механизмов защиты, повышение квалификации специалистов и широкое информирование общественности о существующих правах и обязанностях. Только комплексный подход сможет обеспечить реальную защиту жилищных прав несовершеннолетних и снизить количество случаев ущемления их законных прав и интересов.

Повышение уровня информированности.

Повышение уровня информированности заинтересованных лиц играет ключевую роль в улучшении прокурорского надзора в сфере реализации жилищных прав несовершеннолетних. Данный метод направлен на обеспечение доступности информации гражданам и специалистам, вовлеченным в процессы защиты жилищных прав несовершеннолетних. Эффективная информационная политика позволяет оперативно реагировать на возможные правонарушения, улучшать качество взаимодействия между гражданами, муниципальными и государственными структурами, повышать доверие общества к правоохранительным органам.

Основные причины низкой информированности граждан включают в себя:

- недостаточное знание законодательства,

- сложность процедуры оформления права на недвижимость,

- слабое взаимодействие между различными ведомствами,

- недостаточность профилактических мероприятий.

Эти факторы приводят к возникновению ситуаций, когда родители или дети оказываются лишены возможности защитить свои жилищные права и интересы вовремя либо правильно воспользоваться предоставленными законом правами.

Для устранения вышеуказанных проблем и повышения общего уровня информированности населения и государственных служащих нами предлагается осуществление ряда конкретных шагов:

1. Проведение разъяснительной работы.

Организовать регулярные встречи представителей прокуратуры, органов опеки и социальных служб с населением, особенно в регионах с высоким уровнем правонарушений в отношении жилищных прав несовершеннолетних. Такие мероприятия позволят гражданам получать конкретные рекомендации и консультации по имеющимся актуальным проблемам.

2. Использование современных каналов коммуникации.

Активнее применять информационные технологии, такие как официальные веб-сайты прокуратуры, социальные сети, мобильные приложения, тематические каналы на видео хостингах и мессенджерах. Это позволит охватить большую аудиторию и сделать информацию доступной каждому заинтересованному лицу.

3. Разработка учебных материалов и инструкций.

Необходимо создавать учебные пособия, инструкции и памятки, посвящённые порядку действий при различных обстоятельствах, касающихся жилых помещений, в частности, при сделках купли-продажи недвижимости, наследовании, переезде семьи, изменении семейного положения и других важных аспектах. Данные материалы могут распространяться как онлайн, так и офлайн.

4. Профилактика мошенничества и недобросовестных практик

Инициировать общественную кампанию против нелегальных схем продажи жилья, принадлежащего несовершеннолетним, оформления фальшивых доверенностей и других видов злоупотреблений, связанных с собственностью на жилые помещения. Информировать население о способах распознавания опасных предложений и рискованных операций.

«Нередки случаи, когда в то время как несовершеннолетний находиться в детском доме, его сотрудники, опекуны несовершеннолетнего, исходя из материальной заинтересованности, заключают договор аренды жилой площади несовершеннолетнего. Безусловно, такая ситуация не имеет ничего общего с законными действиями, необходимо выработать законодательные инструменты, пресекающие подобные случаи. Законодательно должны быть установлены меры ответственности для лиц, которые умышленно идут на совершение действий, нарушающих жилищные права несовершеннолетних» [6, с.37].

5. Поддержка правозащитных организаций.

Следует предоставлять дополнительные ресурсы некоммерческим организациям, специализирующимся на защите жилищных прав несовершеннолетних, поддерживать сотрудничество с ними, делиться опытом и совместно проводить мониторинговые исследования состояния дел в регионе.

Повышение уровня информированности общества способствует снижению числа нарушений закона, связанных с жилищными правами несовершеннолетних. Чем больше граждане знают о своих правах и механизмах их защиты, тем эффективнее действует система прокурорского надзора. Обеспечение свободного доступа к качественной и актуальной информации помогает сократить бюрократию, предотвратить неправомерные сделки и усилить позиции правосудия в вопросах охраны жилищных интересов детей.

Улучшение взаимодействия между государственными органами.

На сегодняшний день многие проблемы связаны именно с несогласованностью действий различных ведомств, что создает трудности в своевременном выявлении и устранении нарушений.

Также «необходимо активизировать работу органов прокуратуры, в сфере совершенствования прокурорского надзора за сотрудниками органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [7, с.71].

Чтобы устранить указанные недостатки и повысить эффективность взаимодействия государственных и муниципальных органов, рекомендуется принять следующие меры - необходимо разработать и утвердить нормы, устанавливающие чёткую процедуру межведомственного сотрудничества в данной области. Важно предусмотреть механизм оперативной связи между прокуратурами, судебными инстанциями, органами опеки и иными заинтересованными организациями.

Формирование единой цифровой платформы, обеспечивающей быструю передачу данных между всеми участниками юридического процесса. Например, введение электронных регистров сделок с недвижимым имуществом, находящейся в собственности несовершеннолетних, сделает возможным автоматическое уведомление соответствующих органов о любых изменениях статуса жилой площади. Организация регулярных совещаний представителей разных ведомств, обсуждение проблемных вопросов и выработка согласованной стратегии противодействия нарушению жилищных прав. Формирование рабочих групп позволит лучше понимать специфику деятельности каждой структуры и находить эффективные пути взаимодействия. Необходимо также обеспечить проведение регулярных курсов повышения квалификации для сотрудников правоохранительных органов, судей и органов опеки. Особое внимание необходимо уделить изучению особенностей и тонкостей работы с делами, связанными с нарушением жилищных прав несовершеннолетних.

Следует шире привлекать общественные организации и независимых экспертов к процессу анализа состояния защиты жилищных прав несовершеннолетних. Их участие повысит объективность оценки и привлечёт дополнительное внимание к имеющимся проблемам в данной области.

Несмотря на очевидные преимущества улучшения взаимодействия, существуют некоторые потенциальные сложности:

- Высокая стоимость внедрения цифровых платформ и технических решений.

- Необходимость длительного периода адаптации к новым условиям работы.

- Риск утечки конфиденциальной информации при передаче данных между разными структурами.

Тем не менее, позитивный эффект от налаживания тесного взаимодействия, по нашему мнению, значительно превысит затраты и временные неудобства.

Улучшение взаимодействия между государственными и муниципальными органами способно существенно укрепить систему защиты жилищных прав несовершеннолетних, сделав её более эффективной и предсказуемой. Такое улучшение станет залогом успешной реализации функций прокурорского надзора и общей гарантии стабильности жилищных условий детей.

Обучение прокуроров.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности прокурорского надзора в сфере реализации жилищных прав несовершеннолетних является постоянное совершенствование профессионального образования и повышение квалификации прокурорских работников. Качественное обучение позволит сотрудникам прокуратуры эффективно исполнять свои обязанности, быстро выявлять нарушения и принимать обоснованные правовые решения.

Жилищные права и интересы несовершеннолетних представляют собой сложную область, включающую элементы гражданского, административного, семейного и жилищного законодательства. Работа с такими случаями требует глубокого понимания содержания правовых норм, знание сложившейся практики судебной защиты, наличие опыта работы с уязвимыми категориями граждан и обладания навыками общения с несовершеннолетними и их семьями.

К сожалению, практика показывает, что далеко не каждый сотрудник прокуратуры обладает достаточным объемом знаний и навыков для качественного ведения дел, связанных с нарушениями жилищных прав несовершеннолетних. Отсюда возникает насущная необходимость систематического повышения профессиональной подготовки, что включает следующие важные компоненты:

1. Профессиональные курсы и программы.

Государство должно организовать специальные курсы повышения квалификации для сотрудников прокуратуры, направленные на изучение изменений в законодательстве, практику судебного разбирательства, психологию общения с подростками и родителями, методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.

2. Практическая стажировка.

Для молодых специалистов необходимо предусмотреть практическую стажировку в органах опеки и попечительства, судах, Росреестре и других учреждениях, непосредственно работающих с вопросами соблюдения жилищных прав несовершеннолетних. Такая стажировка позволит приобрести опыт реальной работы и сформировать понимание реальных потребностей подопечных.

3. Методическое сопровождение.

Создание специализированных методик, сборников рекомендаций и пособий по работе с жилищными проблемами несовершеннолетних. Эти издания должны регулярно обновляются и используются сотрудниками прокуратуры в повседневной практике.

4. Участие в конференциях и семинарах.

Необходимо расширить участие в профессиональных мероприятиях, что способствует расширению кругозора сотрудников, знакомит их с передовыми технологиями и методами работы, стимулирует обмен положительными примерами и лучшими практиками.

5. Применение дистанционных форматов обучения.

Внедрение современных цифровые инструментов позволит организовать удаленное обучение, использовать интерактивные занятия, тестирование и проверку знаний, что сделает подготовку более гибкой и удобной для занятых сотрудников.

Отсутствие специализированных подразделений.

Одной из основных проблем, негативно влияющих на эффективность прокурорского надзора в сфере реализации жилищных прав несовершеннолетних, является отсутствие специализированных подразделений, специально предназначенных для защиты интересов несовершеннолетних в области жилищных правоотношений. Эта проблема усугубляется сложностью самой сферы регулирования жилищных отношений, необходимостью комплексного подхода и высокой ответственностью, связанной с обеспечением прав наиболее уязвимой категории граждан.

Решить проблему нехватки специализированных подразделений возможно несколькими путями:

1. Формирование региональных центров поддержки.

Развертывание специализированных территориальных отделений прокуратуры, задача которых заключается в обеспечении реализации жилищных прав несовершеннолетних. Центры будут заниматься приемом обращений, проведением проверок и подготовкой претензий и исков в суд.

2. Профессиональная специализация сотрудников.

Назначение опытных сотрудников, ответственными за работу с нарушениями жилищных прав несовершеннолетних. Специалисты должны пройти дополнительную подготовку и обладать полномочиями действовать оперативно и самостоятельно для решения возникающих проблем.

3. Техническое оснащение и цифровая поддержка.

Создание автоматизированных рабочих мест, внедрение компьютерных систем управления данными и использование электронной почты помогут ускорить обработку запросов и обеспечить надлежащий контроль над исполнением поручений

4. Привлечение общественных организаций.

Общественные объединения, защищающие права детей, должны стать помощниками специализированных подразделений, предлагая реальную помощь в проведении экспертиз, консультаций и посредничестве в сложных случаях.

5. Международное сотрудничество.

Использование опыта зарубежных стран в формировании специализированных органов может обеспечить заимствование лучших практик и методов организации работы в данной области.

При успешном создании специализированных подразделений можно ожидать следующих результатов:

-Уменьшение сроков реагирования на заявления и жалобы.

-Оптимизация процесса рассмотрения дел и устранение волокиты.

-Рост удовлетворённости заявителей качеством предоставляемых услуг.

-Стимул для активизации общественной активности и гражданской инициативы.

Отсутствие специализированных подразделений существенно осложняет реализацию полномочий органов прокуратуры в сфере защиты жилищных прав несовершеннолетних. Восполнение этого пробела посредством формирования профильных центров, расширения компетенции сотрудников и модернизации технической базы позволит значительно повысить качество прокурорского надзора и гарантировать неуклонность соблюдения конституционного права на жилье для несовершеннолетних.

Повышение уровня правовой грамотности.

«Решение жилищного вопроса является основополагающим жизненным аспектом для любого человека. Поэтому психоэмоциональное восприятие каждым гражданином своей возможности беспрепятственно реализовывать жилищные права является одним из элементов законности» [8, с.63].

Проведение регулярных информационно-просветительных мероприятий среди населения позволит повысить осведомленность граждан о порядке защиты жилищных прав как родителей, так и их детей. Организация семинаров и консультаций повысит доверие граждан к органам власти и снизит количество нарушений.

Мониторинг и анализ ситуации.

Необходимо разработать программы мониторинга и анализа нарушений жилищных прав несовершеннолетних, что поможет выявить наиболее острые проблемы и своевременно принять меры по их устранению. Прокурорский надзор в данной области является важнейшим элементом механизма защиты жилищных прав несовершеннолетних в России. Несмотря на достигнутые в настоящее время результаты, данная система нуждается в дальнейшей модернизации. Только при условии комплексного подхода, включающего нормативное, организационное и кадровое совершенствование, возможно гарантировать полноценную реализацию жилищных прав каждого ребенка. Таким образом можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что прокурорский надзор в сфере защиты жилищных прав несовершеннолетних сталкивается с рядом серьезных проблем, связанных с несовершенством существующей законодательной базы, низким уровнем информированности граждан и отсутствием должного взаимодействия между различными ведомствами. Решение указанных проблем требует комплексного подхода, включающего усовершенствование законодательства, повышение квалификации сотрудников и выделение необходимых ресурсов. Только при условии совместного участия государства и общества возможно создание эффективных механизмов защиты жилищных прав несовершеннолетних в России.

Разрешение выявленных проблем и реализация предложенных направлений совершенствования существующего механизма обеспечения защиты жилищных прав несовершеннолетних смогут существенно повысить уровень прокурорского надзора в данной области.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЗ: [принят Государственной Думой 29 декабря 1995 года: одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года]. – [4–е изд.]. – М.: Ось, 2001.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ. 1994.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации» (ЖК РФ) от 29.12.2004 №188-ФЗ (редакция от 23.07.2025).
5. Евсеева Екатерина Владимировна Пути повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Legal Bulletin . 2018. №3-4. 
6. Чубукина Анастасия Евгеньевна Правовое регулирование жилищных прав несовершеннолетних // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. №102. 
7. Дмитриева М. О. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних // Вестник магистратуры. 2022. №11-4 (134). 
8. Щепетков В. В. Теоретико-правовые аспекты деятельности органов прокуратуры по защите жилищных прав граждан и оценка ее эффективности // Искусство правоведения. The art of law. 2025. №1.