Статья:

Факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бекетова В.А. Факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/82094 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте

Бекетова Вероника Александровна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

 

Ключевые слова: методики обучения, младшие школьники, учебная деятельность, теоретические аспекты, развитие.

 

По мнению Г. Щукина, учебная деятельность - это деятельность, которая начинается с того, что оценивается ребенок. Осуществление учебной деятельности возможно только в том случае, если ребенок научится управлять своими мыслительными процессами и поведением в целом. Это дает возможность подчинить сиюминутное «желание» необходимому со стороны учителя и школьной дисциплины и способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляется в способности сознательно ставить цели действия и сознательно искать и находить средства для их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

По мнению Д. Б. Эльконина, роль учебной деятельности в младшем школьном возрасте является приоритетной, поскольку, прежде всего, через нее реализуются фундаментальные отношения ребенка с обществом; во-вторых, они формируют как основные личностные качества ребенка школьного возраста, так и индивидуальные психические процессы. Объяснение основных новообразований, возникающих в школьном возрасте, невозможно без анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня.

Ш.А. Амонашвили описал ряд специфических особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

1. Один из парадоксов учебной деятельности заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя - собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка - определенная форма оценки. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности.

2. Вторая особенность учебной деятельности - это приобретение ребенком способности подчинять свою работу в различных классах массе обязательных для всех правил как социально развитой системы. Послушание правилам формирует у ребенка способность регулировать свое поведение и, следовательно, более высокие формы добровольного контроля над ним.

3. К моменту поступления ребенка в школу формирование учебной деятельности только начинается. Процесс и эффективность формирования учебной деятельности зависят от содержания усвоенного материала, конкретной методики обучения и форм организации воспитательной работы школьников. Современная методика обучения арифметике и русскому языку в младших классах школы строится без учета необходимости формирования учебной деятельности.

Как указывал Г.А. Цукерман, формирование учебной деятельности должно быть включено в систему задач, осуществляемых в процессе обучения в начальных классах школы. Ребенка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе.

Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. При традиционных способах обучения формирования познавательной мотивации может и не быть. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве внешней побудительной силы выступает отметка - в школе возникает система принуждения. Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно. Для этого требуются коренные и радикальные изменения содержания обучения в школе.

Учебная деятельность связана, по мнению Б.З. Гильбуха, с усвоением младшими школьниками теоретических знаний, т.е. таких, в которых раскрываются основные отношения изучаемого учебного предмета. Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий.

В.В. Давыдов перечислил основные учебные действия, которым в зависимости от конкретных условий их выполнения соответствуют определенные операции:

- преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

- моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;

- выделение и построение серии частных конкретно- практических задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Л.И. Божович подробно исследовал роль учебной деятельности в развитии психических процессов и личности младшего школьника. Она писала, что в школьном возрасте ребенок впервые, как в школе, так и в семье, становится членом настоящего трудового коллектива, что является главным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и школе является изменение характера его деятельности. Жизнь в коллективе, организованном школой и учителем, приводит к развитию у ребенка сложных социальных чувств и практическому усвоению важнейших норм и правил социального поведения.

Переход к систематическому усвоению знаний в школе - фундаментальный факт, который формирует личность младшего школьника и постепенно перестраивает его познавательные процессы. Учебная деятельность студентов постепенно меняет их отношение к действительности, ставит перед ними теоретические учебно-познавательные задачи, заставляет выходить за рамки явлений вещей в их внутреннюю сущность. В этом упражнении у ребенка развиваются и улучшаются абстрактное логическое мышление, высшие формы восприятия и памяти.

А.К. Маркова, решающая роль школьного образования в развитии психики ребенка зависит как от содержания знаний, так и от характера их усвоения. Систематическое усвоение основ науки обогащает ребенка новыми знаниями, расширяет его кругозор, дает новое содержание его умственной деятельности; Это новое содержание, в свою очередь, меняет характер психических процессов, характер деятельности мозга. Школьный возраст меняет не только то, что ребенок думает и помнит, но и то, как он думает и как запоминает.

По мнению Г.А.Урунтаева, метод познания также имеет большое значение. Школьное образование предъявляет новые требования к ребенку. Во-первых, у ребенка должна быть сознательно поставлена ​​особая цель - учиться. Во-вторых, требуется умение подчинять свои мыслительные процессы этой цели. Школьник не может запомнить только то, что вспоминает на уроке. Он должен уметь активно запоминать, запоминать то, что требуется. Он может быть внимательным только к тем предметам, которые его непосредственно интересуют, которые сами привлекают его внимание. Он должен быть внимателен ко всему, что говорится или делается на уроке.

Школьное образование предъявляет те же требования ко всем остальным психическим процессам: восприятию, мышлению, речи и т. Д. Другими словами, в школьном возрасте приобретение знаний проявляется в первую очередь как конкретная, специфическая деятельность, как обучение в узком смысле этого слова. В отличие от веселой и практической деятельности ребенка обучение начинает выстраиваться в школе в форме особой учебно-познавательной деятельности. В связи с этим в младшем школьном возрасте психические процессы начинают постепенно менять свой характер: запоминание и импринтинг трансформируются в деятельность по запоминанию; восприятие - в деятельность целенаправленного и организованного наблюдения; мышление принимает форму связного логического рассуждения. Учебная деятельность ребенка через опыт вхождения в нее развивается так же постепенно, как и все предыдущие виды деятельности (манипуляция, цель, игра). Учебная деятельность - это деятельность, направленная на самого ученика. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

По мнению Л.М.Фридмана, образовательная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это личность. В случае обсуждения учебной деятельности младшего школьника - ребенка. Обучаясь письму, счету, чтению и т. д., ребенок ориентирован на личные изменения - он осваивает необходимые методы служения и умственные действия, присущие окружающей его культуре. Размышляя, он сравнивает себя с настоящим. Само изменение можно отследить и выявить на уровне достижения.

Самым важным в учебной деятельности является размышление о себе и стремление к новым достижениям и изменениям. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок одновременно становился объектом изменения и субъектом для себя, осознающего это изменение в себе. Если ребенок получает удовлетворение от размышлений о своем переходе к более совершенным методам учебной деятельности и саморазвития, это означает, что он психологически поглощен учебной деятельностью.

Любая образовательная деятельность по Д. Эльконин начинает с размышлений об изменениях и о том, как учитель оценивает ребенка, а ребенок учится оценивать себя. Оценка как внешнее действие, встроенное в результат, способствует идентификации ребенка как объекта изменения. Иногда ребенок пытается правильно оценить собственные достижения, понять задание или провести проверки. Все зависит от организации учебной деятельности, специфики содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей самого ребенка. Таким образом, при обучении чтению ребенка учат обучающему действию выделения основного способа чтения слога. При обучении письму выделяются элементы управляющего воздействия. Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат необходимость использования разных компонентов учебной деятельности. Все дисциплины в совокупности дают ребенку возможность усвоить компоненты учебной деятельности и постепенно войти в них психологически.

Конечная цель образовательной деятельности, по мнению В.К. Дьяченко - это сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам выстраивает в соответствии с заложенными в ней объективными законами. Образовательная деятельность, изначально организованная взрослым, должна трансформироваться в самостоятельную деятельность учащегося, в которой он формулирует учебную задачу, выполняет учебно-контрольную деятельность, производит оценку, т.е., учебная деятельность через рефлексию ребенка превращается в самообразование.

В образовательной деятельности действия сначала выполняются с идеальными предметами - буквами, цифрами, звуками. Учитель устанавливает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, имитируя учителя. Затем он овладевает этими действиями и трансформирует их в действия новой высшей психической функции.

По мнению А.В. Кулько, психологическая природа человека - это совокупность внутренних межличностных отношений. Этот перенос внутрь зависит от совместной деятельности взрослого и ребенка. В учебной деятельности - учитель и ученик. Совместное действие носителя высших психических функций (прежде всего учителя в широком смысле слова) и наделяющего этими функциями (ученика в широком смысле слова) является необходимым этапом в развитии психических функций у каждого отдельного человека. Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение способов действия является основой учебной деятельности.

По мнению А.А.Бодалева, в группе сверстников отношения строятся по типу синхронного (в отличие от диахронического). Именно в синхронных и симметричных отношениях детей развиваются такие качества, как способность принимать точку зрения другого, понимать, как сверстник двигался для решения той или иной проблемы. Мышление в процессе учебной деятельности до некоторой степени аналогично мышлению ученого, раскрывающего результаты своих исследований через содержательные абстракции, обобщения и теоретические концепции. Предполагается, что знание, характерное для других «высоких» форм общественного сознания, также имеет возможность целостного воспроизведения аналогичным образом: художественное, моральное и правовое мышление выполняет операции, связанные с теоретическим знанием.

Таким образом, рассмотрев факторы, влияющие на формирование учебной деятельности в школьном возрасте, можно сделать вывод, что роль учебной деятельности в школьном возрасте является приоритетной, поскольку через нее реализуются базовые отношения ребенка с обществом, если формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и индивидуальных психических процессов, и объяснение основных новообразований, возникающих в школьном возрасте, невозможно без анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте имеет несколько характеристик: учебная деятельность начинается с того, что ребенок оценивается; приобретение ребенком способности подчинять свою работу в различных классах массе правил, которые являются обязательными для всех как социально развитой системы; к моменту поступления ребенка в школу формирование учебной деятельности только начинается. Процесс и эффективность формирования учебной деятельности зависят от содержания усвоенного материала, конкретной методики обучения и форм организации воспитательной работы школьников.

 

Список литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Спешите, дети, будем учиться летать! / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 2017.
2. Психическое развитие младшего школьника / Экспериментальное психологическое исследование под ред. В.В. Давыдова. - М.: «Педагогика», 2015.
3. Бабанский, Ю.К., Сластенин, В.А., Сорокин, Н.А. Педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА, 2015
4. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015.
5. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : учеб. и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. – М. : Юрайт, 2016.
6. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014.