Приобретение крупных пакетов акций в зарубежных странах
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)
Приобретение крупных пакетов акций в зарубежных странах
В отечественной литературе отмечается [1], что выделяются два основных режима приобретения крупных пакетов акций в мировой практике: европейский, который также называют британским, и американский. В основе российской процедуры публичных поглощений лежит именно британский режим (модель), который получил отражение в Тринадцатой директиве ЕС от 21 апреля 2004 г. 2004/25EC (далее – Директива ЕС) [2]
Многие страны Европейского Союза включил Директиву о поглощениях в свое национальное законодательство. Говоря о тенденциях и направлении развития регулирования процесса поглощений (приобретения контроля) в европейских странах можно, выделить две особенности. В первую очередь, национальное законодательство дополняется соответствующими положениями Директивы, что напрямую регулируется положениями статьи 3.2 (b). Однако, принимая во внимание мировой финансовый кризис, а также современные реалии и глобальные проблемы в виде пандемии COVID-19, государствами Европы устанавливаются особые правила, которые не имеют своего начала в Директиве. В целом, необходимо говорить о максимальной проработанности и регулирования процесса поглощения в странах Европейского Союза, рынок сделок по приобретению контроля является одним из крупнейших в мире по его активности и величине.
В положениях Директивы ЕС 2004/25 заложены следующие основные правила:
- правило обязательного предложения;
- правило невмешательства со стороны совета директоров поглощаемой компании;
- правило вытеснения миноритариев;
- правило, позволяющее миноритариям требовать выкуп их доли контролируемым акционером.
- правило возможности раскрытия информации.
Данные положения также составляют основу регулирования приобретения крупных пакетов акций в Российской Федерации. На основании этого обстоятельства необходимо утверждать, что российское законодательство следует европейской модели регулирования приобретения крупных пакетов акций.
Европейскую (британскую) модель, о которой говорилось выше, также называют британской. Данное обстоятельство обусловлено тем, что изначально институт приобретения крупного пакета принято считать техникой, созданной в британском праве. Термин, обозначающий этот режим и используемый в британском праве «takeover bid», можно перевести как «поглощение путем приобретения акций на основании ранее направленного предложения» [3].
Свод правил «Кодекс Сити о поглощениях» (The City Code on Takeovers) [4] является первоисточником для создания британской модели регулирования приобретения крупных пакетов акций. Инициатором разработки Кодекса Сити о поглощениях выступил Банк Англии, составлен он был специальным органом, в который вошли представители Ассоциации Лондонской фондовой биржи, Лондонских клиринговых банков Ассоциации эмиссионных домов и других организаций. Впервые опубликован данный Кодекс был в 1968 году. Нормы вышеупомянутого Кодекса не имели силы закона, однако большинство компаний Великобритании придерживались и придерживаются его положений, когда возникает поглощение компании, соответствующей критериям, установленным в Кодексе. Необходимо отметить, что еще до появления каких-либо формальных правил участники рынка в Великобритании руководствовались определенных стандартов и правил поведения. Например, в практике положительным моментом считалось то, что после получения контролируемых акций, дающих приобретатель делал остальным акционерам, в том числе миноритарным, предложения на тех же самых условиях.
Режим поглощения компаний в Соединенных Штатах Америки появился в 1968 году. В силу вступил Федеральный Закон Уильямса (Williams Act), который внес изменения в Закон о фондовой бирже 1934 года [5]. Приобретение крупных пакетов акций в США осуществляется посредством направления открытого тендерного предложения (tender offers).
Принятие данного Закона было вызвано внезапной волной поглощений компаний (takeovers) в 60-х годах, которые застали врасплох управляющих, поставили перед необходимостью принимать решения акционеров, к которым они были не готовы.
К тендерным предложениям предъявляются следующие основные требования:
- правило о лучшей цене (best price rule). Согласно данному правилу приобретатель обязан предложить всем акционерам компании самую высокую цену, которую он заплатил кому-либо из них;
- правило о всех держателях (all-holders rule). Данное правило предписывает равное отношение ко всем акционерам, из которого вытекает обязанность направить предложения всем держателям акций;
- тендерное предложение должно быть в силе в течение установленного срока, с необходимостью продления в случае изменения его условий;
- право акционера об отзыве акцепта в любое время.
Важно отметить, что основные базовые принципы корпоративного права США по приобретению крупных пакетов акций имеют схожие положения и в российском, и европейском законодательствах. Вместе с тем, процедура тендерного предложения составляет иную модель приобретения крупных пакетов акций.
Кроме того, вопрос о том, как развивается институт приобретения крупных пакетов акций в странах постсоветского пространства, насколько эффективно регулирование данного института, интересен не меньше.
Как и в российском праве, так и для стран СНГ, данный институт новый и его развитие началось в новейших экономических реалиях после распада Советского Союза.
Гомцян С.В. рассматривает особенности правового регулирования процедуры приобретения крупных пакетов акций в странах СНГ [6]. Специальные правила регулирования данного института были приняты во многих странах бывшего СССР. Так, в Казахстане правовой порядок совершения сделок с крупными пакетами акций акционерных обществ установлен в статье 25 Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах» [7] В данной статье установлена обязанность лица, которое самостоятельно или вместе с аффилированными лицами приобрело 30% и более акций акционерного общества, сделать обязательное предложение (уведомление) о покупке акций остальным акционерам. Цена покупки в данной ситуации определяется независимыми оценщиками. Кроме того, закрепляется обязанность общества не препятствовать продаже акций. При более детальном и глубоком анализе формулировок и содержания статьи 25 Закона Республики Казахстан следует вывод о неспособности данного правового режима приобретения крупных пакетов акций в полной мере урегулировать все возникающие конфликты интересов акционеров [8].
В Украине особые правила приобретения крупных пакетов акций включены в Закон «Об акционерных обществах» 2008 г. [9] Статья 64 Закона устанавливает требования раскрытия информации при намерении приобрести «значительный пакет акций» (10% простых акций акционерного общества), которые находят схожие положения в Директиве ЕС 2004/25, упомянутой выше. Кроме того, Закон закрепляет положения о запрете принятия акционерным обществом мер, которые бы препятствовали приобретению значительного пакета акций.
Необходимо упомянуть и о правиле обязательного предложения, которое установлено в статье 65 Закона. В случае приобретения контрольного пакета акций (50% и более), у лица возникает обязанность сделать предложение владельцам оставшихся простых акций.
Как законодательство Казахстана, так и законодательство Украины по регулированию приобретения крупных пакетов акций имеет множество недоработок, несмотря на включение специальных правил.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отечественный законодатель выбрал европейский (британский) подход к регулированию приобретения крупных пакетов акций. Кроме того, тенденция на постепенное урегулирование данных правоотношений прослеживается во многих правопорядках.