ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ И КВАЛИФИКАЦИИ ПО ЗАВЕДОМО ЛОЖНОМУ ДОНОСУ
Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ И КВАЛИФИКАЦИИ ПО ЗАВЕДОМО ЛОЖНОМУ ДОНОСУ
Аннотация. Уголовное законодательство рассматривается в контексте проблем квалификации заведомо ложного доноса. Этот вид преступления требует особого внимания и комплексного подхода к решению. В статье рассматривается не только сам акт доноса, но и его последствия для общества и правопорядка.
Анализ проведенных случаев позволяет идентифицировать основные причины возникновения заведомо ложных доносов. Недостаточная правовая грамотность, личные мотивы, недовольство и месть - все это факторы, способствующие возникновению подобных проблем.
Ключевые слова: ложный, донос, заведомость, уголовное право, правосудие.
В процессе квалификации преступлений необходимо учитывать не только сам факт доноса, но и его последствия для всех сторон, вовлеченных в процесс. Важно выявить, какие органы государственной власти будут принимать решение по данному доносу и какие меры будут предприняты в рамках уголовного процесса. Подчас, именно в процессе квалификации преступлений раскрываются тонкие нюансы юридической ответственности и принципы справедливости.
Изучение судебной практики, предшествующей вынесению Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 20 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях против правосудия» (далее — ППВС № 20), показывает, что проблемы с квалификацией заведомо ложного доноса имели довольно серьезные последствия. Важно отметить, что именно в этой области судебной практики возникали наиболее сложные ситуации, в результате чего решения нижестоящих судов часто отменяли или изменяли вышестоящие инстанции.
Согласно проведенному анализу, закрепление указанного перечня в ППВС № 20 стало ключевым шагом к разрешению проблемы оценки заведомо ложного доноса. Важно отметить, что данное постановление помогло уточнить критерии и квалификационные признаки данного преступления, что способствовало улучшению правоприменительной практики в данной сфере.
Благодаря установленному перечню и четким критериям квалификации, суды теперь имеют возможность более последовательно и основательно принимать решения по уголовным делам о преступлениях против правосудия. Конечно, это не исключает возможности возникновения новых правоприменительных вопросов, но дает более ясное руководство для их решения.
Посмотрим на эту проблему более внимательно. Важно отметить, что положения ППВС № 20 не описывают четкого понятия органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры. Мы считаем, что поддерживать инициативу Верховного Суда Российской Федерации по разрешению вопроса о квалификации заведомо ложного доноса – это важный шаг в направлении восполнения правового вакуума. Однако необходимо учитывать, что для более глубокого понимания ситуации необходимо обратиться к нормам законодательства. Например, правовой статус органов прокуратуры определен в Федеральном законе от 17 января 1992 года.
Каждая страна имеет свою систему правоохранительных органов, и в Российской Федерации одним из ключевых игроков является Прокуратура. В соответствии с нормативным правовым актом № 2202-I, Прокуратура Российской Федерации представляет собой централизованную систему органов, занимающихся контролем за соблюдением законов и Конституции, защитой прав и свобод граждан, а также проведением уголовных преследований.
Органы прокуратуры считаются отдельным ведомством, что подчеркивает их значимость и автономию в системе правопорядка. Важно отметить, что каждое подразделение прокуратуры, несмотря на специфику своей деятельности и уровень полномочий, подчиняется единой системе прокурорских органов. Таким образом, прокуратура России обеспечивает единообразие и эффективность в решении задач по поддержанию законности и защите прав граждан.
Органы Следственного комитета Российской Федерации играют важную роль в уголовном процессе согласно законодательству России. Однако, следует отметить, что в структуру многих других органов также входят органы дознания и предварительного следствия. Это создает сложную систему, в которой различные органы выполняют свои функции в рамках уголовного судопроизводства.
МВД России – это один из ключевых государственных органов, ответственных за обеспечение безопасности и правопорядка в стране. Важно отметить, что в рамках МВД свою деятельность выполняют как органы дознания, так и органы предварительного следствия на всех уровнях иерархии – от Центрального аппарата до районных структур.
Однако МВД России отличается от предыдущих государственных органов тем, что не является исключительно органом дознания или только органом предварительного следствия. Это подразумевает, что в его составе присутствует разнообразие подразделений, обладающих различным правовым статусом и функциями.
Следует также отметить, что именно в указанные подразделения часто поступают заявления о преступлениях, как правдивые, так и ложные. Это создает дополнительные сложности в работе правоохранительных органов и требует внимательного и объективного подхода к каждому обращению. Необходимо разработать механизмы проверки информации, поступающей в эти подразделения, чтобы обеспечить справедливость и эффективность правосудия.
Важно оценить эффективность применения положений приказа МВД России от 29 марта 2019 года № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности», который определяет функции участковых уполномоченных полиции в приеме и рассмотрении заявлений о преступлениях. Также стоит обратить внимание на выводы, которые можно сделать из анализа материалов судебной практики.
На основе проведенного анализа можно предположить, что наблюдаемая ситуация указывает на возможное наличие пробелов в правовом регулировании. Подобные пробелы могут затруднять эффективное функционирование системы правосудия и требуют дальнейшего изучения и корректировки соответствующих нормативных актов.
Более тщательное изучение законодательства и практики применения законов в данной сфере позволит выявить необходимость внесения изменений для устранения выявленных пробелов. Это важно для обеспечения более эффективной работы правоохранительных органов и защиты прав граждан.
Для более глубокого понимания ситуации, связанной с привлечением к ответственности лиц, совершивших заведомо ложный донос, необходимо рассмотреть формальный подход к интерпретации положений п. 19 ППВС № 20. Важно отметить, что данное положение может послужить основанием для необоснованного обжалования судебных решений. К примеру, если лицо отправило сообщение с заведомо ложным доносом участковому уполномоченному полиции, то, с точки зрения формальных критериев, это лицо не обратилось к органам дознания или предварительного следствия.
Для разрешения данной проблемной ситуации необходимо более детально проанализировать содержание п. 19 ППВС № 20. Один из возможных путей решения заключается в уточнении адресатов сообщений о возможных правонарушениях. Необходимо учитывать, что в данном контексте адресатами могут быть не только органы дознания, предварительного следствия и прокуратуры, но и другие структуры, в которых функционируют подразделения, занимающиеся подобными вопросами.