Статья:

Требования, предъявляемые к правовой информации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Терских А.А., Червоная А.Ю. Требования, предъявляемые к правовой информации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/82194 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Требования, предъявляемые к правовой информации

Терских Алина Александровна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г.Красноярск
Червоная Анастасия Юрьевна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г.Красноярск
Навальный Сергей Викторович
научный руководитель,

 

THE TITLE OF SCIENTIFIC PAPER

 

Alina Terskikh

Student, Krasnoyarsk state agrarian University, Russia, Krasnoyarsk

Anastasia Chervonaya

Student, Krasnoyarsk state agrarian University, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В статье рассматриваются такие вопросы, как: значимость информации для современного мира и правовой системы, принципы правового регулирования отношений в сфере информации и классификация правовой информации.

Abstract. The article deals with such issues as: the importance of information for the modern world and the legal system, the principles of legal regulation of relations in the field of information and the classification of legal information.

 

Ключевые слова: информация, объект, правовая система, цифровизация, информационное общество, правовая информация.

Keywords: information, object, legal system, digitalization, information society, legal information.

 

Информация является объектом права. При этом ее правовое регулирование претерпело некоторые изменения. Ранее она была объектом гражданского права, а в настоящее время правовое регулирование информации и информационных отношений осуществляется преимущественно Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту ФЗ № 149).

Значимость информации для современного мира и правовой системы сложно переоценить. Она является средством правовой коммуникации, и значимость ее растет соразмерно тому, что в настоящее время идет процесс всеобщей цифровизации, становления информационного общества, что неизменно ведет  к предъявлению высоких требований к правовой информации, качественному составлению юридических текстов.[5]

В сфере юридической деятельности термин «правовая информация» употребляется достаточно часто. Обычно к ней относят правовые акты, материалы законопроектов, иных нормативных правовых актов, информацию о порядке и стадиях их принятия, учете, толкования и проч. Кроме того, отмечается, что к правовой информации следует относить также и материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Однако в некоторых источниках исследователями указывается термин «нормативно-правовая информация». Полагаем, что в целом данный термин является синонимом термина «правовая информация», и может употребляться на равных. Так, в учебной литературе указано, что «под нормативной правовой информацией подразумевают весь массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, создающихся в результате правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Такая информация создается в процессе правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах».[4]

Классификация правовой информации  достаточно разнообразна. Ее можно разделить по нескольким критериям: в зависимости от авторства информация может быть официальной, индивидуально-правовой и неофициальной. В зависимости от своей роли правовая информация может быть официальной и неофициальной.

Принципы правового регулирования отношений в сфере информации можно смело отнести к требованиям, которые к правовой информации предъявляются. Так, исходя из смысла ст. 3 ФЗ № 94, правовая информация должна быть расположена в открытом доступе, без каких-либо ограничений использоваться субъектами права,  а все ограничения в отношении информации осуществляются на основании федерального закона. Вся информация должна быть достоверной.[1]

Относительно достоверности правовой информации хотелось бы отметить следующие важные аспекты: во-первых, российским законодателем не определено понятие «достоверность» и ее критерии. Об этом неоднократно указывалось в публицистической литературе. Во-вторых, особенности оборота информации в информационных правовых системах: на участников информационного взаимодействия может быть возложена обязанность обеспечить достоверность информации, размещенной в таких информационных системах. В данном случае законодателем, очевидно, использована некорректная формулировка, поскольку «поставщики информации (государственные органы, осуществляющие соответствующие полномочия) получают особую форму индульгенции: можно представить недостоверную или неполную информацию, лишь констатировав это обстоятельство».[3]

В России осуществляет работу Официальный интернет-портал правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru), где в открытом для всех доступе расположена информация относительно размещения текстов нормативных правовых актов, процедуры прохождения слушаний нормативных актов, и другая информация, касающаяся законодательного процесса. Однако на данном ресурсе не публикуются судебные акты, которые относятся к результатам правоприменительной деятельности. Так, они в деперсонифицированном виде размещаются на официальных порталах правосудия – в системе «ГАС Правосудие» или в иных информационных источниках.

Следует отметить, что относительно публикации нормативных правовых актов и их достоверности на официальных ресурсах существует судебная практика в части признаний недействительными или противоречащими иным нормативным правовым актам положений законодательства.  Так, Гражданин Г.А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 3.1.12 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 24 и части 1 статьи 26 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", пункту 2 статьи 3, подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункту 7 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590, исключают возможность для пользователей читальных залов использовать при работе с архивными делами и документами собственные технические средства для копирования, нарушая их права свободно искать, получать информацию. Его заявление было удовлетворено.[2] При этом согласно срокам вступления в силу решения суда, оно вступает в силу по истечению месяца, и в данный месяц оспариваемый нормативный акт размещен в первоначальной редакции. Следовательно, информация будет считаться недостоверной. Кроме того, исполнение решения суда также занимает определенные сроки, в течении которых текст акта не перепубликуется.

Также следует сказать, что к правовой информации относят сведения, передаваемые лицами, которым это вменено в обязанность, в уполномоченные органы. Все сведения, передаваемые ими также должны отвечать требованию достоверности. За  предоставление недостоверных сведений установлена ответственность.

Кроме того, согласно законодательству, органы государственной власти и местного самоуправления, а также суды должны публиковать информацию в т.ч. правового характера. При этом, например, информация, публикуемая судами, в частности, тексты судебных актов, должны быть обезличенными, из них исключаются персональные данные, в т.ч. даты. Вследствие этого не всегда представляется возможным установить даты совершения, к примеру преступления, поскольку она исключена, и, соответственно, информация искажается, и уже нельзя говорить о ее достоверности.

Таким образом, подводя итоги исследования особенностей правовой информации следует отметить, что в настоящее время правовая информация это стремительно развивающийся институт российского права. Как и любая другая информация, правовая информация размещается в открытом доступе с некоторыми ограничениями, установленными федеральным законодательством. При этом следует отметить, что информация, касающаяся нормативных правовых актов и актов правоприменения публикуется в разных источниках, и правоприменительная информация, т.е. тексты решений являются обезличенными, тогда как нормативные правовые акты не подлежат обезличиванию.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"//КонсультантПлюс: Законодательство.
2. Решение Верховного Суда РФ от 28.03.2016 N АКПИ16-23 «О признании частично недействующим пункта 3.1 Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации, утв. Приказом Минкультуры России от 03.06.2013 № 635» //КонсультантПлюс: Судебная практика.
3. Амелин, Р.В. Обязанность по представлению информации в федеральные информационные системы/Р.В, Амелин // Административное и муниципальное право. 2015. № 10.  
4. Информационное право: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция" / под ред. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.  
5. Чуйко, Н.А. Визуализация права/Н.А. Чуйко // Журнал российского права. 2013. № 5.