К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СООТНОШЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО И ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ЛЕТНИХ ВЕРАНД ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Секция: Юриспруденция
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ СООТНОШЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО И ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ЛЕТНИХ ВЕРАНД ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Летние кафе рассчитаны на теплое время года, это быстровозводимые конструкции или сооружения, подготовленные для приема пищи и отдыха. В каждом городе действуют свои законодательные нормы по размещению «нестационарных торговых объектов», как ещё называются летние веранды - это не только место отдыха для посетителей, но и объект, который вызывает множество споров и проблем в сфере градостроительного и земельного законодательства. Создание устойчивой и гармоничной городской среды - это задача не только для властей, но и для предпринимателей и жителей. Только совместными усилиями можно достичь баланса между коммерческими интересами и градостроительными нормами, что позволит сохранить красоту и уникальность нашего города. Рассмотрим данный вопрос более подробно.
На первом этапе рассмотрения вопроса возникает проблема разграничения понятий летние веранды общественного питания и “нестационарные торговые объекты”.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект – это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Нестационарные торговые объекты предназначены для осуществления торговой деятельности – вида предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров (пункт 1 статьи 2 Закона № 381-ФЗ). Деятельность по оказанию услуг общественного питания не является торговой деятельностью. Следовательно, временные сооружения, конструкции, используемые в качестве объектов общественного питания или их частей, не могут быть признаны нестационарными торговыми объектами с точки зрения Закона № 381-ФЗ.
Далее следует указать, что градостроительное законодательство устанавливает правила и требования к размещению и строительству объектов на территории города или населенного пункта. Земельное законодательство регулирует права и обязанности владельцев земельных участков. В случае летних веранд, возникает проблема, так как они являются временными конструкциями, которые устанавливаются на общественных территориях, но требуют земельного участка для размещения. Теперь в федеральном законодательстве четко определено, что летние веранды можно размещать без оформления привычных прав на землю (аренда или собственность). Владельцам ресторанов и кафе достаточно обратиться в муниципалитет с заявлением на заключение договора о размещении объекта. Обязательное условие – земля под посадочными местами должна находиться в государственной или муниципальной собственности.
Это правило также действует и в случаях размещения площадок строительной техники и грузов при капитальном или текущем ремонте объектов капитального строительства.
Отметим, что данные изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 21.03.2023 N 440 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" и вступили в силу 30 марта 2023 г.
Если акцентировать внимание на правовом статусе летних веранд, то без него они не могут быть официально зарегистрированы и получить необходимые документы и разрешения.
Это может привести к различным проблемам, включая штрафы и санкции за нарушение законодательства, а также отсутствие защиты прав предпринимателя.
Однако, анализируя вышесказанное, можно предположить, что летние веранды имеют статус временного сооружения, что согласно Градостроительному кодексу Российский Федерации, признается временная постройка некапитального характера без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению, и права на которые не подлежат государственной регистрации. Но в законодательстве отсутствует какое-либо подтверждение правового статуса летних веранд.
Для решения этой проблемы необходимо провести анализ и согласование требований градостроительного и земельного законодательства в отношении летних веранд. Может потребоваться изменение регуляторных актов, чтобы учесть специфику и сезонность таких объектов. Также необходимо установить процедуры и требования для оформления правового статуса летних веранд, включая их временное использование и расположение на общественных территориях.
Общественные органы и предприниматели должны работать вместе, чтобы найти решение этой проблемы и создать благоприятные условия для развития летних веранд предприятий общественного питания. Это позволит не только решить правовые вопросы, но и способствовать развитию городской инфраструктуры и туристического потенциала.
Также подчеркнем, что несоответствие градостроительного и земельного законодательства может вызывать проблемы при реконструкции, обслуживании и ремонте летних веранд. Например, при планировании реконструкции летней веранды владельцам может потребоваться изменение границ земельного участка или другие земельные операции, которые могут быть ограничены законодательством. Это может привести к задержкам и проблемам с получением необходимых разрешений и документов на проведение работ.
Кроме того, возможны проблемы с использованием и обслуживанием летней веранды из-за несоответствия градостроительных нормативов и требований законодательства. Например, если веранда не соответствует требованиям по пожарной безопасности и гигиеническим нормам, она может быть признана незаконной и закрыта органами контроля. Поэтому важно учитывать все аспекты градостроительного и земельного законодательства при планировании, строительстве и реконструкции летних веранд, чтобы избежать возможных проблем и штрафов от соответствующих органов.
Следует также отметить, что разные города и страны имеют различные нормы и требования к правовому статусу летних веранд. В некоторых местах, таких как Европа и США, существуют четкие нормативные акты, регулирующие строительство, эксплуатацию и безопасность веранд, а также их правовой статус. В других случаях, процедуры и требования могут отсутствовать или быть менее жесткими, в том числе это как раз касается России, поэтому необходимо разработать четкие нормы и правила, учитывающие интересы всех сторон, и обеспечить их практическую реализацию и контроль.
Следовательно, предлагается закрепить на законодательном уровне, а именно в Градостроительном кодексе, такие нормы как соответствие определенным требованиям безопасности и городского планирования, а также процедуру, регулирующую строительство, эксплуатацию и безопасность летних веранд.
Кроме того, обращая внимание на Земельный кодекс, то можно внести норму, касающуюся изменения границ земельного участка или другие земельные операции при планировании и реконструкции летней веранды.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что решение проблемы соотношения градостроительного и земельного законодательства в отношении летних веранд требует согласования и совместной работы компетентных органов государственной власти, предприятий общественного питания, а также общественности.