Статья:

Правовое регулирование и значение продажи товаров дистанционным способом

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кудряшова В.Д., Курмашев И.А. Правовое регулирование и значение продажи товаров дистанционным способом // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/82712 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование и значение продажи товаров дистанционным способом

Кудряшова Виктория Дмитриевна
студент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Курмашев Игорь Алексеевич
студент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Макушина Елена Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

LEGAL REGULATION OF THE SALE OF GOODS BY REMOTE METHOD

 

Victoria Kudryashova

Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian Federation, Saint-Petersburg

Igor Kurmashev

Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian Federation, Saint-Petersburg

Elena Makushina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian Federation, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности правового регулирования продажи товаров дистанционным способом, актуальность способа, а также его значение в современных реалиях.

Abstract. This article discusses the features of the legal regulation of the sale of goods by remote means, the relevance of the method, as well as its significance in modern realities.

 

Ключевые слова: правовое регулирование, продажа, товары, предпринимательская деятельность, дистанционный способ.

Keywords: legal regulation, sale, goods, entrepreneurial activity, remote way.

 

Актуальность данной темы обусловлена достаточно широким распространением дистанционной торговли в современных реалиях на территории Российской Федерации. Данный институт гражданско-правовых норм возник сравнительно недавно, в связи с развитием информационных технологий, включая сети интернета, будь то интернет-магазины, каталоги, почтовые услуги и т.д. Это предоставило продавцу объективную возможность предоставлять для потенциального покупателя информацию о товаре, его свойствах и потребительских аспектах, используя различные для этого способы.

Важной составляющей дистанционного способа продажи товаров является отсутствие возможности непосредственного ознакомления покупателя с предлагаемым товаром или даже его образцом при заключении договора купли-продажи.

Вследствие этого, законодательство России выделяет данный вид договора розничной купли-продажи в отдельный, наряду с такими договорами как продажа товаров с использованием автоматов или по образцам. Исходя из этого, существует потребность в совершенствовании и дополнении гражданского законодательстве в данной сфере.

Правовое регулирование дистанционного способа продажи товаров основывается в своей сути на нормах гражданского законодательства Российской Федерации о розничной купли-продажи. Следует отметить, что с учётом различных видов электронной коммерции B2C, B2B, B2G и C2C дистанционный способ продажи товаров относится, исходя из субъектного состава, в подавляющем большинстве случаев к B2C (Business-to-Consumer), т.е. системы электронной коммерции, в которых продавцом является юридическое лицо, а покупателем – физическое лицо. Важно, что при данном подходе необходимо понимать, в случае, если покупателем товаров подобным способом будет являться организация, то данная сделка будет регулироваться положениями ст. 458 и ст. 492 – 497 ГК РФ и к такому договору не могут применяться положения Правил продажи товаров дистанционным способом и ФЗ «О защите прав потребителей».

Субъектный состав дистанционной торговли включает в себя продавца и потребителя. Потребителем, признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» № 2300-1, абз. 2 п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Следовательно, продавцом в силу законодательства признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров дистанционным способом (абз. 3 п. 2 Правил продажи дистанционным способом).

Следующей важной составляющей способа дистанционной продажи товаров является сама процедура предоставления информации о товаре. Можно выделить такие виды продажи данным способом как интернет-магазины, телемагазины или продажи с использованием почты или каталогов. В современных реалиях наиболее распространены продажи через интернет-магазины. Это обусловлено комфортом покупки товара в любое время, в любом месте, где присутствует доступ к Интернету.

Ещё одним преимуществом данного вида продажи является предлагаемая доставка удобным способом, при согласовании, и возможность получения консультации по телефону или почтовым сообщением. Сам по себе интернет-магазин представляет собой виртуальную витрину в сети интернет на сайте самого условного магазина.

Продажа через интернет-магазин осуществляется по средствам представления ассортимента товаров, изображения данных товаров, описание как самих товаров, так и самого внешнего вида, свойства товара и информацию о нём, в соответствии с законодательством России. Объявления такого рода представляют собой публичную оферту.

Оферта являет собой адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (п. 1 ст. 435 ГК).

Важным правовым аспектом дистанционного способа продажи товаров положения, указанные в п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, согласно которым договоры считаются заключенными с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар, позволяет сделать вывод, что договор розничной купли-продажи дистанционным способом является консенсуальным, то есть порождающим гражданские права и обязанности с момента достижения сторонами соглашения, а также возмездным, т.к. обязательно предусмотрено оплата товара покупателем продавцу в силу п. 1 ст. 454 ГК РФ. Следует отметить, что т.к. дистанционный способ продажи товаров регулируется положениями о розничной купли-продажи, то в силу п. 2 ст. 492 ГК РФ договор розничной купли-продажи товара дистанционным способом является публичным.

Исходя из этого, оферту при дистанционном способе купли-продажи следует признавать публичной, согласно ст. 494 ГК, т.к. данная статья указывает, что предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. При этом немаловажен и ответ лицо, согласного на приобретение товара продавца.

Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 438 ГК). Правила продажи товаров дистанционным способом регламентируют, что при отправлении акцепта покупатель обязан указать в нем определенные сведения, например: ФИО покупателя; адрес, куда следует доставить товар; наименование товара; артикул или марку желаемого товара, стоимость, обязательства покупателя, цену товара и т.д.

Говоря о дистанционном способе продажи товаров, необходимо указать на такую составляющую как ответственность сторон. Следует выделить обязанности продавца, возникающие у него в рамках данных правоотношений. Главным образом, обязанность продавца заключается в передаче товара в порядке и срок, установленный договором. Передаваемый товар должен соответствовать условиям договора купли-продажи, а также той информации, которую продавец должен представить покупателю как в момент заключения договора, так и при его передаче, в том числе для использования в соответствии с целями, о которых продавец был уведомлен покупателем.

При заключении договора дистанционным способом продавец должен запросить у покупателя информацию о его персональных данных (ФИО, дата и место рождения, адрес, паспортные данные, а также иную информацию, отнесенную к персональным данным), для осуществления последующей ее обработки, в связи с чем продавец в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» обязан принять необходимые меры организационного и технического характера для защиты получаемых им персональных данных от неправомерных действий. Пунктом 16 Правил продажи товаров дистанционным способом также предусмотрена обязанность обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе.

Так, правилами продажи товаров дистанционным способом на покупателя возложена обязанность одновременно с акцептом оферты продавца и направлением в адрес последнего сообщения о своем намерении приобрести товар указать в этом сообщении определенные данные (имя, адрес доставки товара, идентифицирующие сведения о приобретаемом товаре и др.) и, таким образом, принять на себя определенные обязательства.

В права продавца также входит получение компенсации понесенных расходов, связанных с доставкой товара надлежащего качества, от которого отказался покупатель.

Таким образом, правоотношения, возникающие между покупателями и продавцами, регулируются гражданским законодательством и Законом о защите прав потребителей.

Содержание данных правоотношений реализуется в рамках заключаемых договоров розничной купли-продажи дистанционным способом. Их специфика обусловлена особым статусом покупателей – статусом потребителя, в дополнительных возможностях «обеспечения и защиты своих прав и законных интересов», предоставляемых именно законодательством о защите прав потребителей, из чего может следовать, что в содержании правоотношений в сфере дистанционной торговли права потребителя доминируют над обязанностями продавца, которым является хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). В этом смысле можно выделить три основные группы правомочий покупателя.

Покупатель имеет право на получение информации как о товаре, так и о продавце этого товара. Продавец обязан довести до потребителя необходимые сведения в доступной и наглядной форме как в момент заключения договора, так и при передаче товара непосредственно покупателю. Покупатель имеет право на качественный товар с обозначенным на нем сроком годности, т.е. период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.

Кроме этого, для некоторых товаров крайне важными являются условия хранения, нарушение которых может привести к непригодности для их потребления раньше истечения установленного срока годности. При этом товар должен являться безопасным для жизни и здоровья потребителя. Покупатель имеет право требовать от продавца полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Это может быть связано с истечением срока годности, наличием дефектов и т.д.

В условиях карантинных мер на момент 2020 года дистанционный способ приобретает всю большую значимость. Во-первых, не происходит непосредственного контакта между продавцом и покупателем. Достаточно лишь посетить сайт условного магазина, выбрать необходимый товар или услугу, ввести контактные данные, оплатить, и покупка состоялась. Более того, чем еще удобен дистанционный способ? Покупатель имеет возможность заказать товар где и откуда угодно: из дома, на работе, даже в автотранспортной пробке. Не нужно думать о режиме работы магазина, о том, как туда добраться.

Достаточно сесть, взять в руки электронное устройство, имеющее доступ к сетям интернета, и сделать заказ.

К сожалению, даже в наше время, время передовых и высоких технологий, не все предприниматели могут позволить оборудовать магазины так, чтобы людям с ограниченными возможностями было удобно их посещать: не везде присутствуют пандусы, обстановка магазина не позволяет свободно перемещаться, иногда можно столкнуться с невежливым персоналом и грубыми покупателями. И, несмотря на то, что все эти проблемы постепенно устраняются, они все еще есть. Поэтому дистанционный способ все больше привлекает людей своей простотой.

Так же, как и в магазине, покупатель может воспользоваться каталогом, в котором представлен большой ассортимент товаров на любой вкус. Можно долго сидеть и выбирать, не боясь, что магазин закрывается, и сотрудники хотят домой, или что в маске достаточно тяжело дышать.

Выбирая товар, покупатель также может рассчитывать на своевременную доставку. Магазин предлагает несколько вариантов: начиная от времени доставки, заканчивая местом доставки.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дистанционную торговлю можно определить как особый вид деятельности, направленный на продажу товаров и предоставление услуг потребителям для личных, бытовых целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, исключающей непосредственный доступ покупателя для ознакомления с товаром, а также лицом, продающим товар или оказывающим услугу, в момент оформления заказа, когда приобретение товара или услуги осуществляется на основании предоставленной продавцом информации, включая описания и изображения из доступных источников: каталоги, буклеты, средства связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Взаимоотношения между субъектами строятся в рамках гражданско-правовых договоров, заключаемых в форме договора розничной купли-продажи и возмездного оказания услуг, имеющих публичный характер, а моментом заключения договора является акцепт оферты, направленной продавцом в адрес покупателя товара или заказчика соответствующей услуги.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.];
2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ;
3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей»;
4. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе»;
5. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»;
6. ФЗ от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;
7. ГОСТ Р 51304–2009 «Услуги торговли. Общие требования».