Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов
Секция: Юриспруденция
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов
На сегодняшний день не для некого не секрет, что за счёт взимания налогов и сборов с налогоплательщиков, (т.е. физических и юридических лиц) осуществляются государством, именно за счет данных действий образуются для государства основные ресурсы, от которых находится и зависит вся система жизнеобеспечения общества.
В данном контексте уклонение от уплаты налогов и сборов является одним из главных и опаснейших преступлений и вот в чем оно может выражаться[1]:
Во-первых, наличие уклонения об уплаты налогов влечет за собой скрытым образом зарождению социальному напряжению внутри государства.
Во-вторых, для государства данные действия отражаются в виде недостатке денежных средств в бюджете страны, и как результат это дурным образом сказывается на общем благополучие всего общества, а если точнее то на его: экономике, культуре, социальной среде и их дальнейшему развитию.
Таким образом, невыполнение налогоплательщиком своих обязанностей влечет не только нанесение ущерба государству в материальном плане, но и также это лишний раз говорит нам о том, что уклонение от уплаты налогов и сборов является одним из главных проблем современного и централизованного государства.
Среди наиболее заметных последствий уклонения от уплаты налогов можно заметить[4]:
Во-первых, нарушение принципа социальной справедливости, т.е. равенство всех граждан перед законом.
Во-вторых, сокращение налоговых поступлений в бюджет.
В-третьих, искажение ценовых соотношений и нарушение рыночной конкуренции, т.е. нарушения участниками участия в рыночной экономике.
Отсюда можно выделить, что уклонение от уплаты налогов не только противоречит действующим нормам права, но и также нарушает интересы граждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.
Учитывая это, особую значимость приобретают меры, предпринимаемые государством для охраны налогового законодательства. Также наряду с этим выделяются уклонение от уплаты налогов и сборов, как уголовно наказуемого деяния, представляющее сбой ценности объединяющие народы, которое развивалось вместе с налогообложением, исторически приобретая в разных странах форму устойчивой закономерности.
Таким образом, мы можем прийти к выводу, что различные государства несут колоссальные потери, прежде всего от налоговых преступлений.
Сейчас Россия лишь недавно приступила к формированию рыночных структурных отношений, при этом она еще не сумела собрать достаточного опыта, чтобы вести эффективную борьбу с подобными специфическими преступлениями.
В настоящее время в России налоговым притуплениям в соответствии с УК РФ статьями 198 по 199 признается уклонение налогоплательщиком в разных формах от уплаты налогов и сборов. За нарушение в налоговом законодательстве и уклонении от уплаты налогов предусмотрена уголовная ответственность, как граждан, так и должностных лиц.
Таким образом, в соответствии со статьей 50 настоящей Конституции РФ[3], привлечение физического лица возможно одновременно сразу к нескольким правонарушениям: налоговой, административной и уголовной.
Многие современные специалисты на сегодняшний день отмечают, что действующее законодательное регулирование за нарушение в области налогообложения выделается противоположностью и нечеткостью.
В том числе также ведутся дискуссии относительно того, что сама система ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, отсутствует точное единство во мнениях о конструкциях этих преступлений, также выделяются затруднения в выявлении признаков и элементов состава налоговых преступлений.
Таким образом, стоит изменить свой взгляд и обратить свое внимание к опыту зарубежных стран, тем более что учитывая всю противоположность в области отечественного налогообложения.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов в зарубежных странах обуславливается многими особенностями, такими как: экономическими, политическими, социальными и иных фактах о каждой стране, которые имеют свою историю становления, своё мировоззрение, что и определяет степень опасности налоговых преступлений для государства.
Главной особенностью уголовно и уголовно-правовых норм об уклонении от уплаты налогов, является то, что они могут быть не только в УК, но и в нормативно правовых актах налогового законодательства.
В разных странах Европы само понятие уклонение от уплаты налогов и сборов разными способами формулируется в теории и в практике различных государств.
Таким образом, например, в законодательстве таких стран как: США, Канада, Великобритания, Франция, Италия уклонение от уплаты налогов определяется как «невыполнение обязанностей быть честным перед законом и самим собой», т.е. обман или же мошенничество.
На сегодняшний день во всей мировой практике существует несколько способов борьбы с уклонение от уплаты налогов и сборов[2]:
Во-первых, это совершенствование нормативно правовой базы, таким образом, она позволит закрыть законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов;
Во-вторых, это создание современного комплекса правовых мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от налогообложения.
В Германии[5] уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена в соответствии с Налоговым уставом и наступает только за налоговое мошенничество.
В отличие от немецкого налогового устава для применения деяний преступным для французского налогового мошенничества, необходим только прямой умысел и недобросовестность в отношении умаления налогов.
Также интересен тот факт, что в зарубежных странах налоговые преступления в основном включают в себя так называемые «корпоративные преступления», т.е. сюда входят преступления, как и самих юридических лиц, так и корпораций.
Теперь давайте рассмотрим примеры способов распределения полномочий по борьбе с налоговыми преступлениями в разных странах:
Во-первых, налоговая администрация несет ответственность за руководство и проведение расследований. Данный пример применяется в Канаде, Германии, Греции, Великобритании США и т.д.
Во-вторых, налоговая администрация несет ответственность за проведение расследований под руководством генерального прокурора. Данный пример применяется в Австрии, Чили, Голландии, Португалии, Швеции, Испании.
В-третьих, специализированный налоговый орган под надзором Министерства финансов, но не входящий в налоговую администрацию, отвечает за проведение расследований. Данная модель применяется в Греции, Исландии и Турции.
В-четвёртых, полиция или прокуратура отвечают за проведение расследований. Данный пример применяется в Бельгии, Чехии, Дании, Финляндии, Франции, Японии.
На мой взгляд, в России, используются отдельные элементы из этих примеров в совокупности, что с одной стороны хорошо, так как дает обширные возможности по борьбе с преступлениями, а с другой стороны определенным образом «распыляет» ответственность.
Таким образом, хотелось бы упомянуть, что уклонение от налогов и сборов – это неизбежный процесс, который свойственен всем странам без исключений.