Статья:

Взаимосвязь педагогики и философии. Педагогическая функция философии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Репков С.А. Взаимосвязь педагогики и философии. Педагогическая функция философии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 41(134). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/134/83311 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь педагогики и философии. Педагогическая функция философии

Репков Станислав Александрович
студент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В статье раскрыты понятия «философия», «педагогика». Изучена и представления педагогическая (или воспитательная) функция философии, изучена роль философии в педагогическом процессе. Выявлены основные характеристики педагогической функции философии в системе философского знания.

 

Наше время характеризуется бурным развитием самых различных областей бытия человека. Динамичность информационных систем, их быстрое обновление и устаревание есть один из основных признаков современного общества. Современные тенденции прогрессивного развития человечества и человека создают необходимость комплексного философского анализа самых разнообразных социальных и педагогических вопросов, основанных на общем фундаменте антропологии и взглядах на природу человека.

Современная модернизация высшего образования (оптимизация институтов и прочее) определенно ведет к пересмотру фундамента основополагающих наук в учебных планах образовательных программ. В первую очередь этот процесс затрагивает социально-гуманитарные предметы, которые в наше время потеряли характер прикладных дисциплин. Эта проблема отчетливо проявляется в отношении философских наук, потому что обоснование их практического применения затруднено. Но какова же функция философии в педагогической деятельности? Для этого следует прояснить понятие «функция» в рамках философского учения. Итак, следует сказать, что функции философии – это некоторое внешнее проявление качеств, признаков, составляющих некоторого рода отличительные особенности, позволяющие идентифицировать предмет в роли особого явления культуры и науки. Понять и определить роль философии означает определить её место в социальном бытии каждого человека, в системе общественных отношений.

Определение педагогической функции философии требует от нас знания смысла термина «педагогика». Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его социализации, передачи опыта, знаний и навыков. Какова роль философии в процессе воспитания? Философия, как известно, призвана искать и находить определенный смысл. Учитель и ученик обретают понимание того, чему и для чего нужно обучать, к какому результату это приведёт, какую роль сыграет. Через философские категории и определенные понятия становится возможно раскрыть фундаментальные образы действий человека и их предназначений, наделяя их, в процессе философского рефлексирования, ценностными, аксиологическими характеристиками. Это и есть одна из важнейших функций философии – поиск некоторого рода истинных и вечных ценностей, которые не зависят от исторической эпохи, государственного строя и так далее.

Воспитательно-педагогическая функция определяет отношение и взаимосвязь философии, педагогики и психологии, которые имеют общую основу и, в целом, взаимодополняют друг друга. Педагогическая функция философской дисциплины является одной из наиболее основательных признаков философии, определяющих и задающих способы её поведения, потому как, осуществляя себя в действительности, в бытии, философия может сохранить своё существование, обрести новые начала, реализуя воспитательную функцию. Таким образом, философия, по мысли Сергея Иосифовича Гессена, философия выполняет своё аксиологическое и антропологическое предназначение. Кстати, С.И. Гессен занимался развитием лучших традиций отечественной гуманистической педагогики, посредством интеграции с возникающими западноевропейскими подходами к воспитанию и обучению. С.И. Гессен рассматривал образование как уникальный процесс приобщения формирующейся личности к общечеловеческим ценностям культуры, которые зачастую представляла философия.

Педагогическая функция самостоятельно указывает на ту роль, которую в образовательной сфере, в развитии человеческой личности выполняет философия, а также, какое значение имеют друг для друга философия, педагогика и психология. Благодаря своей дуальности, педагогическая функция объединяет в себе задачи и цели философии и вопросы педагогики. Важнейшая её задача: ограничить (стоит уточнить, что слово «ограничить» в данном предложении исходит из смысла «определить границы», вписать) человека в общемировой контекст не только своей эпохи, но и, связав его через культуру, науку и искусство с прошлым и будущим, обрести смысл, обрести собственную истину (так как объективная истина в таком формате рассмотрения проблемы выходит за рамки изучения вопроса).  

Итак, как мы увидели, философия играет значительную роль в педагогическом процессе. Во-первых, стоит отметить её воспитательную функцию, которая не только раскрывает смысл педагогического процесса, но и играет роль методологического комплекса для процесса обучения человека, для процесса изучения человека. Во-вторых, важно сказать о мировоззренческой функции философии, которая не только определяет методы и раскрывает смысл процесса обучения, но в то же время задает определённые ориентиры и цели педагогического процесса.