Статья:

ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЕКАРСТВО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Кривоносова К.А. ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЕКАРСТВО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/112895 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЛОСОФИЯ КАК ЛЕКАРСТВО

Кривоносова Ксения Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовский Государственный Медицинский Университет им В.И. Разумовского Минздрава России, РФ, г. Саратов
Клочков Михаил Вячеславович
научный руководитель, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, ФГБОУ ВО Саратовский Государственный Медицинский Университет им В.И. Разумовского Минздрава России РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье рассматривается роль философии в жизни человека. Указываются варианты отношения людей к философии. Представлено значение связи медицины и философии для диагностической деятельности врача. Рассматривается проблема влияния психики на развитие патологических процессов. В ходе исследования установлена значимость философии для человека.

Abstract. This article discusses the role of philosophy in human life. The options of people's attitude to philosophy are indicated. The importance of the connection between medicine and philosophy for the diagnostic activity of a doctor is presented. The problem of the influence of the psyche on the development of pathological processes is considered. In the course of the study, the importance of philosophy for a person is established.

 

Ключевые слова: философия, медицина, лекарство, человек, психосоматика.

Keywords: philosophy, medicine, drug, man, psychosomatics.

 

Философия присутствует в жизни каждого из нас, но не каждый осознаёт, что это философия. Большинство людей относятся к философии с сомнением, недоверием. Одна группа людей считает, что философы занимаются бесполезным делом, рассматривая несерьёзные проблемы смысла жизни, свободы воли или существования мира. Другая группа уверена в том, что философия разрушительна для общества, так как поднимает вопросы справедливого жизнеустройства. Третьему сообществу не нравится догматизм философии, её неспособность к самокритике [1]. Так или иначе, человек хоть раз в жизни задумывается о своём призвании, месте в этом мире, добре и зле, вере и безверии, смерти и бессмертии. Он размышляет о многих вопросах, ответы на которые ищет философия.

Как показывает исторический опыт, философия и медицина всегда находились в тесной взаимосвязи. Медицина строится на определённых принципах, неразрывно связанных с философским понятийным аппаратом. Н.И. Пирогов говорил: «Врач, не имеющий хорошего общего образования - не врач, а ремесленник». Врач, как и философ, должен развивать себя как личность, ведь большую роль в диагностической деятельности врача играет системный подход. Для человека характерна неразделенность тела и духа, его физиологических и ментальных особенностей. Здоровье человека - это не только хорошее состояние организма, но и отличное расположение его духа. Только комплексный подход позволяет врачу выработать систему, объединяющую физиологические и духовные особенности человека и, как следствие, назначить пациенту правильное лечение.

В философии 19 века осмысляются проблемы влияния психики человека на развитие патологических процессов в его организме. Возникновение психосоматической медицины связано в первую очередь с психоанализом. Зигмунд Фрейд установил, что сильное эмоциональное возбуждение приводит к соматическим отклонениям [2]. При нарушении психического равновесия возникает повышенная чувствительность, раздражительность, тревога. Стресс приводит к ослаблению иммунитета и, как результату, уязвимости к появлению инфекций и росту опухолей.

Причиной психосоматических расстройств является «неправильное» мышление. Когда человек думает негативно, слишком удручен своим недугом, даже обычные обстоятельства создают эмоциональный стресс. Среди установленных А.Е Личко и Н.Я. Ивановым типов отношения пациентов к болезни [3] к таким относятся тревожный, ипохондрический, меланхолический и агрессивный типы. Ипохондрический тип чрезмерно сосредотачивается на субъективных ощущениях и стремится продемонстрировать их медицинскому персоналу. Склонны преувеличивать тяжесть симптомов. В таких пациентах наблюдается сочетание желания лечиться и неверия в успех. Люди с тревожным типом проявляют неконтролируемое беспокойство в отношении болезни, лечения, осложнений. Они склонны к поиску «авторитетов», частой смене лечащего врача. В отличие от ипохондрического типа, в большей степени выражен интерес к объективным данным (результаты анализов), а не к субъективным ощущениям [4]. Больные с меланхоличным типом не верят в выздоровление, они высказывают депрессивные мысли, сверхудручены недугом. Агрессивный (дисфорический) тип имеет угрюмый, недовольный вид, завидует здоровым людям. У таких пациентов наблюдаются вспышки гнева, требование особого внимания к себе [5].

Любое заболевание несет в себе психосоматический характер, так как неизбежно предполагает наличие определённого отношения человека к своему заболеванию, определяющего индивидуальное течение болезни [6]. Наше мышление влияет на состояние души и тела. Если человек мыслит разумно, придерживается адекватной философии жизни, то она помогает улучшить состояние организма. По опыту излечивания психосоматических заболеваний можно судить о том, что изменение способа мышления, отказ от порочной философии жизни помогает исцелению.

Исследования последних десятилетий показали, что люди с ишемической болезнью сердца (ИБС) торопливы, нетерпеливы, неуверенны в себе, эмоционально лабильны. Поэтому в лечении применяются препараты для ослабления психологических реакций, а психотерапия помогает ослабить напряжение и вселить веру в выздоровление [7].

В появлении бронхиальной астмы существенную роль сыграли истерические черты характера, повышенная тревога, ипохондричность. Большое значение в лечении имеет обучение пациента самостоятельно облегчать приступ, использование техник расслабления, дыхательных упражнений [7].

Для того, чтобы найти ту самую «правильную» философию жизни, предлагаю обратиться к древним философам.

Аристотель в своем трактате «Никомахова этика», уделяет большое внимание понятию «золотая середина». Он говорит о том, что во всём необходимо придерживаться разумного баланса, так как недостаток или избыток чего-либо губят нас [8]. «Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие ещё большим,» — считал Демокрит [9]. Чрезмерная сосредоточенность на чём-либо лишает радости жить полной жизнью. Ставить себе цели безусловно полезно, но стремление достичь их во что бы то ни стало грозит эмоциональным срывом. «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос,» — говорил Плутарх. Если человек хочет придерживаться здравого жизненного пути, ему необходимо правильно расставлять приоритеты, грамотно распределять силы, время, не идти на поводу у эмоций, а мыслить трезвым разумом [10].

Объединив мысли знаменитых философов, можно сделать вывод о том, что человек должен заботиться о себе, своём здоровье. Сделать это можно, осознанно выбрав правильный жизненный путь. И тогда здравая философия поможет правильно расставить приоритеты и не совершить грубых ошибок.

Таким образом, философия является своего рода лекарством, благодаря которому, человек может найти ответы на все интересующие его вопросы, тем самым исцелить душу и тело, укрепить внутренний «стержень», осмыслить своё место в мире. Она учит нас принципам «мудрой жизни», всесторонне видеть проблему и плодотворно решать её. Философия помогает человеку быть счастливым.

 

Список литературы:
1. Гусейнов А. А., академик Российской Академии Наук «Почему не любят философию и философов?». Доклад на заседании теоретического семинара Института философии РАН «Философия в публичном пространстве» 10.03.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/page23439754.htm
2. Невропсихозы защиты: критически-историческое исследовательское издание / Зигмунд Фрейд; перевод с немецкого [М. М. Бочкарёвой]. - Ижевск : ERGO, cop. 2018. - VIII, 67, [3] с.; 22 см.; ISBN 978-5-98904-287-6
3. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б., Вукс А. Я. Психологическая диагностика отношения к болезни: Пособие для врачей. СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. 86 с.
4. Татрова А. С. Психология: учебно-методическое пособие. Изд-во: Академия Естествознания, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=3156
5. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий — СПб.: Питер, 2011. — 701 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
6. Винокур В.А. «Философия» психосоматической медицины и теория хаоса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 6(65) [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru
7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: учебник. Издание 2-е (дополненное), 2001. —779с.
8. Аристотель «Никомахова этика». [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel.Nikomakhova.pdf 
9. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский; [Перевод М. Л. Гаспарова; Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев, с. 3-54]; АН СССР, Ин-т философии. - 2-е изд., испр. - М.: Мысль, 1986. - 570, [1] с. : карт.; 21 см. - (ФН. Филос. наследие; Т. 99).
10. Энциклопедия мысли. Сост. Авт. Предисл. и коммент. Э68 Н. Я. Хоромин – 2-е изд. – М Русская книга, Известия, 2004 – 576 с.