Статья:

Влияние Фрейдизма на культуру XIX века

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Молчанова Д.С., Буравлева В.Р. Влияние Фрейдизма на культуру XIX века // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/92419 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние Фрейдизма на культуру XIX века

Молчанова Дарья Сергеевна
студент, Смоленский Государственный медицинский университет, РФ, г. Смоленск
Буравлева Виктория Руслановна
студент, Смоленский Государственный медицинский университет, РФ, г. Смоленск
Соколова Марина Геннадьевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, заведующий кафедрой философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук, Смоленский государственный медицинский университет, РФ, г. Смоленск

 

INFLUENCE OF FREUDIANISM ON THE CULTURE OF THE XX CENTURY

 

Daria Molchanova

Student, Smolensk State Medical University, Russia, Smolensk

Victoria Buravleva

Student, Smolensk State Medical University, Russia, Smolensk

Sokolova Marina Gennadievna

Scientific Supervisor, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy, Bioethics, History of Medicine and Social Sciences, Smolensk State Medical University, Russia, Smolensk

 

Аннотация. Данная статья посвящена деятелям искусства 20 века, которые передали в своих работах фрейдизм в полном его объеме.

Abstract. This article is devoted to the artists of the 20th century who conveyed Freudianism in its entirety in their works.

 

Ключевые слова: фрейдизм, неофрейдизм, искусство, культура.

Keywords: freudianism, Neo-Freudianism, art, culture.

 

Расширение панорамы философских исследований в XIX в., принципиальные прорывы к новым глубинам постижения мира выразились как в появлении новых подходов к осмыслению человека, так и в открытии новых пластов его сущности. Это движение осуществлялось по разным направлениям. Говоря об общем развитии западной философии XIX– XX вв., нужно акцентировать внимание на эволюцию психоаналитической философии, в которой наблюдается частичное возвращение к начальным философским традициям в трактовке человека, хотя на время уже показалось, что эти идеи были преодолены на этапе классического позитивизма. Огромное влияние на все сферы культуры и искусства ХХ века оказал фрейдизм. Его создателем является австрийский психиатр и невропатолог З. Фрейд. В 1895 году он пришел к нестандартной методике лечения неврозов, названной «катарсической». Она и дала начало его оригинальной теории психоанализа. В дальнейшем ученый расширяет границы применения этого метода до разрешения психологических проблем среднестатистического человека, а также культуры, религии, искусства.

В 1900 году Фрейд публикует свою первую масштабную работу «Толкование сновидений», которая становится родоначальницей новой эпохи в социальных науках. Он рассматривает понятие «бессознательное» в качестве основного мотиватора всех человеческих действий. В век «господства рационализма» и «света разума» данное учение становится настоящим прорывом. Суть его можно свести к следующему: в психике человека присутствуют три структуры: бессознательное, предсознательное и сознательное (Оно – Id, Я – Ego и Сверх-Я – Super-Ego).  Под бессознательным Фрейд понимает категории психики человека, которые подобны животному инстинкту и воплощены во множество наших скрытых желаний. Бессознательное влияет на сознание и поведение человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках. Сознательным же является то, что человек воспринимает осознанно. Это восприятие объективной реальности представлено нашими чувствами и ощущениями в конкретный момент времени. Состояние осознанности имеет временные пределы. Предсознание обозначает совокупность тех воспоминаний и мыслей, которые, не являясь частицей осознанного индивидом опыта, остаются доступными для осознания. Бессознательное играет важную роль в человеческой психике и соединяет в себе все остальные элементы. Понятие бессознательного вытекает из учения о понятии вытесненного. Все вытесненное из психики – бессознательное. Фрейд уделял большое внимание роли среды, таким механизмам, как сублимация, вытеснение, идентификация, рационализация и т.д. Эти процессы выступают и как защитные инструменты личности, и как существенные социокультурные механизмы. Так, вытеснение и сублимация дисциплинируют необузданные сексуальные и агрессивные инстинкты и направляют их в превращенной форме на выполнение социально значимых целей. Этот процесс происходит по-разному: у многих приводит к нарушениям психики – неврозам и психозам; у большей части проявляется в снах, фантазиях, в ошибочных движениях, описках, оговорках; в творческой деятельности человека – в науках, религии, искусстве – происходит сублимация, способствующая развитию культуры. Культура ХХ века принимает теорию Фрейда на вооружение, тем самым начиная создавать работы, способствующие ослаблению конфликта индивида с культурой и природой. В своих многочисленных произведениях она проявляет значимые запретные влечения к любви, агрессивности и определенным образом высвобождает предельное напряжение бессознательного с помощью сублимации и компенсации в культурных феноменах. Говоря словами Фрейда: «Тебе неизвестно, как они это сделали, какими путями они пошли; только результат этой работы, симптом, который ты ощущаешь, как болезнь, доводится до твоего сведения. Ты не узнаешь в нем продукции твоих собственных вытесненных влечений и не знаешь, что он является заменяющим их удовлетворением». Он приходит к выводу, что, наслаждаясь искусством, человек наслаждается именно тем, что способно реализоваться в нем (вытесненные влечения, запретные желания и подавленные сознанием комплексы). Компенсаторный элемент искусства увлек в ХХ веке многих создателей произведений искусства и его исследователей. Фрейд подчеркивал, что искусство дает иллюзию удовлетворения, компенсирующую древние, но и в настоящем «актуальные» культурные запреты, и таким образом примиряет с «принесенными им жертвами». Фрейдистские взгляды оказали настолько значительное влияние на многих представителей сюрреализма, что превратились в их способ мышления. Одним из главных представителей данного течения был Сальвадор Дали. Рассматривая творчество испанского живописца, следует вспомнить его фразу: «Тот факт, что смысл моих картин, когда я пишу их, для меня не ясен, еще не означает, что его там нет. Напротив, смысл их глубок и сложен, но поскольку он коренится в бессознательном, то его невозможно проанализировать при помощи логической интуиции». Неудивительно, что никто (включая и самого Дали) не может с абсолютной уверенностью сказать, что же означают символы, метафоры и двойные образы на картинах художника. Потому что таинственный смысл проистекает из не менее таинственного бессознательного. Источником данных образов послужили сновидения. Именно в сновидениях, согласно теории Фрейда, бессознательное в символической форме выступает как реальное. Дали стремится создать «фотографию» бессознательного, достоверно отразить сновидения, т.к. именно эта часть человеческого «Я» представляется подлинной реальность. Художник-сюрреалист начинал работать сразу после пробуждения пребывая частично во власти памяти о сновидениях. В таком состоянии он отображал образы бессознательного на полотнах, создавая неповторимые шедевры. Сальвадор Дали Считал Фрейда своим учителем, для которого в основе бессознательного лежит либидо. Его образы можно увидеть на таких полотнах как «Просвещенные удовольствия» 1929 г., С. Дали «Первые дни весны». Данная картина задумывалась как сеанс психоанализа, где художник должен был максимально точно зафиксировать мельчайшие детали своих страхов и переживаний. Зигмунд Фрейд изображен в образе одетого в костюм старика с белоснежной бородой, которому девочка протягивает кошелек, от которого он отказывается. Фрейдизм и неофрейдизм оказали влияние на все области искусства – интерес к анализу глубинных психических процессов персонажей, а также самих авторов привел к тому, что во многих произведениях искусства главенствующее положение стали занимать те или иные комплексы и закомплексованные герои. Кинематограф стал отличной платформой для отражения новых идей. Одна из самых главных тем черно-белых мрачных фильмов-нуар – влияние прошлого на человека. XX век вошел в историю человечества как век страха. Разрушительные войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали появлению в мировой художественной культуре образа «маленького человека». В книге «Бегство от свободы» американский философ и социолог, последователь Фрейда Э. Фромм сравнивает человека с мышонком Микки Маусом – героем мультфильмов У. Диснея. Фромм подчеркивает, что люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если бы для них в ней не было бы чего-то сокровенного и близкого: «…зритель переживает собственные страхи и ощущение ничтожности, а в конце получает успокоительное заверение в том, что все будет хорошо…». Зритель сопереживает мышонку Микки, а счастливый конец, в котором тот избегает опасности, позволяет зрителю испытать чувство удовлетворения.

В становлении инстинкта страха особо сильно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основные сюжеты: природные трагедии (землетрясения, цунами); катастрофы (кораблекрушения, падения самолетов, пожары); монстры (гигантские фантазийные животные, агрессивные существа, жуткие членистоногие и рептилии, инопланетные существа); сверхъестественные силы (магия, сатанизм, сектантство, реинкарнация, телекинез). Таким образом подобные произведения массовой культуры формируют у среднестатистического человека гипотетическую готовность к тотальному разрушению цивилизации тем или иным способом, вместо того, чтобы выработать у него желание предотвратить подобные жуткие события. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, благодаря фрейдизму получили научное обоснование многие элементы социальной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно не объясненными. Открыв значимую роль бессознательного как для отдельного человека, так и для всего общества, фрейдизм и неофрейдизм позволили объемно и многопланово представить картину социальной жизни.

 

Список литературы:
1. Барулин В. С. Социальная философия: учебник. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 560 с. 
2. Фрейд З. Трудность на пути психоанализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://e-libra.ru/read/85497-trudnost-na-puti-psihoanaliza.html. 
3. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: АСТ, 2017. – 288 с.