Статья:

Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Посохина А.Н., Кириллова А.А. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 43(136). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/136/83994 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача

Посохина Александра Николаевна
студент, ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь
Кириллова Анастасия Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь
Уточкин Юрий Анатольевич
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. Объектом исследования явились студенты с третьего по пятый курс лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов ПГМУ им. академика Е.А.Вагнера.

Цель исследования: выявить уровень этико–деонтологической компетентности студентов медиков и оценить степень ее сформированности (высокая, средняя, низкая) в процессе обучения в медицинском университете.

Материал и методы. Для достижения поставленной цели было проведено социологическое исследование методом анкетирования учащихся с третьего по пятый курс лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера. Суммарно было опрошено 306 обучающихся.

Составленная анкета содержит 26 вопросов, которые позволили оценить уже имеющийся уровень компетентности учащихся медицинского университета и установить причины, которые мешают освоению данного аспекта в теории и применения его в практической деятельности. Полученные результаты подверглись статистической обработке.

Результаты. Таким образом, было выяснено, что большинство студентов-медиков имеют высокий уровень сформированности деонтологической компетентности, но есть и такие студенты, у которых этот уровень низкий. Однако, несмотря на то, что таких респондентов оказалось меньшинство, необходимо постоянное повышение и поддержание уровня знаний в вопросах врачебной этики и деонтологии у студентов медицинского ВУЗа, для обеспечения в будущем успешной профессиональной деятельности. 

 

Ключевые слова: деонтология, компетентность, этика, студенты, медицина, профессиональная деятельность.

 

Актуальность:

Молниеносное прогресс современной медицины в научной и практической сфере, внедрение новейших методов диагностики и лечения предъявляют высокие нормы к подготовке студента-медика, что в свою очередь вызывает необходимость совершенствования образовательного процесса, в том числе формирования деонтологической компетентности с опорой на нравственно-этические основания медицинской деятельностиу будущих специалистов медицинского ВУЗа.  

Медицинская этика - основа формирования нравственной позиции студентов при изучении профильных дисциплин и дальнейшей профессиональной деятельности, воспитания убежденности в необходимости соблюдения этических норм, правил и принципов. Знание студентами морально-нравственных норм, требований, деонтологических принципов общения с пациентами, коллегами по работе, понимание своей роли в обществе является непременным условием воспитания будущего профессионала как гражданина и специалиста, служащего благу сограждан, общества и государства [1].

Медицинская компетентность в формировании будущего врача безусловна важна.  Этико-деонтологическая подготовка студентов медицинского вуза является несущей задачей при подготовке высококвалифицированного и компетентного специалиста. Медицинская деотнология определяет поведение врача на протяжении всей его профессиональной деятельности, учитывает вопросы взаимоотношений врача и больного, врача и коллектива медицинского учреждения, врачебные ошибки, определяет профессиональные требования к врачу.

В связи с тенденцией к утрате духовных и нравственных ценностей в медицине, в наше время бесспорно ценится специалист, который владеет не только профессиональными навыками, но и навыками коммуникации и этико-деонтологически значимыми качествами личности.

Формирование деонтологической компетентности должно развиваться на этапе профессионального обучения в вузе. Оно зависит от многих факторов:

- степени усвоения знаний в данной сфере;

- особенностей профессиональной мотивации;

- осмысление своего профессионального долга;

- зрелости (сформированности) конкретных личностных качеств;

- умения общаться с пациентом.

Очевидно, что соответствие всем этим факторам будет означать успешную реализацию дальнейшей профессиональной деятельности.

На современном этапе существующие обучающие технологии в учебном процессе медицинского ВУЗа не направлены на формирование этико-деонтологической компетентности студентов-медиков, поскольку решение этой задачи требует инновационных подходов, новых технологий и совершенствования методов обучения.

Пациенты в большинстве случаев оценивают не столько качество современной лабораторно-клинической диагностики и оказываемой медицинской помощи, сколько нравственное отношение со стороны врача, проявляющееся в общении с больным. Каждый человек имеет свои психологические потребности и собственные ожидания, следовательно, врачом должен быть сформирован индивидуальный подход к каждому из пациентов.

Фактически любая встреча и беседа врача с пациентом, даже если она подразумевает под собой только диагностическую цель, имеет важное значение для внедрения доверительного отношения и поддержания приемлемого психологического контакта. Наиболее важно грамотно и квалифицированно провести с больным первое знакомство и беседу, с которой и начинается терапевтический процесс.

Так как  социализация межличностных отношений в медицине – это не то, как пациент относится к медицинскому персоналу, а в первую очередь, как медицинский персонал относится к больному. Успешное выздоровление возможно лишь при наличии сочетания доверительных отношений и научных достижений.  А для реализации этого подхода опытный врач должен не только лечить, но и уметь общаться со своими пациентами.

Следовательно, чтобы быть способным к профессиональной деятельности на должном уровне, у будущего врача должна быть сформирована деонтологическая компетентность. Упустив момент формирования у студентов-медиков этико-деонтологических норм, может грозить не компетентным подходом к своей профессиональной деятельность в будущем.

В связи с этим, поднятие проблемы формирования деонтологической компетентности у будущих врачей на этапе обучения в ВУЗе, является основополагающей стратегией в осуществлении педагогической деятельности.

Результаты опроса:

При проведении анализа результатов выяснилось, что большинство заполнивших анкету – женщины - 64,1%, остальные 35,9% - мужчины. 

В исследовании уточнялась информация, касающаяся наличия работы. Большая часть респондентов не работают - 66%, 33,1% имеют работу, остальные 0,9% студентов воздержались от ответа на данный вопрос. 

На первый вопрос о том, знакомы ли студенты медицинского университета с понятием деонтологии положительно ответили 93% обучающихся, но есть и те, кто на этот вопрос ответили отрицательно, таких студентов оказалось 7%. 

На второй вопрос: “Какие качества, по Вашему мнению, в первую очередь входят в понятия этики и деонтологии” превалирует следующий ответ “Чуткое отношение ко всем больным, уважительное отношение к врачам” 56,1%. Остальные студенты отвечали: “Культура общения” 18,2%, “Культура поведения” 10,2%, “Соблюдение субординации” 6,9%, “Грамотность” 4,6%, “Внешний вид” 4%. Большинство опрошенных выбрали ответ наиболее точно отражающий суть понятия этики и деонтологии. 

На вопрос, касающийся уровня знаний в области основных вопросов медицинской этики и деонтологии, большинство учащихся выразили мнение о том, что недостаточно хорошо владеют знаниями в этом вопросе - 49,5%, высоко оценили свой уровень - 42,3%, и 8,2% респондентов считают, что их знания в этом вопросе находятся на низком уровне.

О том, удалось ли студентам медицинского университета усвоить деонтологические принципы общения в ВУЗе 63,2% ответили положительно, 27,5% считают, что им не удалось в полном объеме усвоить данные принципы, отрицательно ответили 9,3% опрошенных.

За весь период обучения студенты медицинских вузов сталкиваются с тем, что приходится повторять основные моменты медицинской деонтологии. Отсюда напрашивается вопрос о необходимости включения в программу циклов на старших курсах занятий, посвященных вопросам медицинской этики и деонтологии, который мы и задали студентам. Положительно ответили более половины опрошенных 76,6%, и каждый четвертый (23,4%) не считают это нужным.

На вопрос, касающийся качества преподавания в ВУЗе дисциплин, направленных на изучение вопросов врачебной этики и медицинской деонтологии, мнение о качественном преподавании превалирует и составило 70,2% из опрошенных. Остальные студенты ответили так: “Некачественно” 22,5% и “Совсем некачественно” 7,3%.

Знания, полученные при изучении медицинской этики, используют 80,5%. Не используют - 9,9% и 6,9% студентов считают, что им трудно найти применение.

О том, часто ли студенты сталкивались с неэтичным обращением со стороны медицинских работников 47,5% респондентов ответили, что сталкиваются часто, редко - 40%, и не сталкивались с неэтичным обращением 12,5% опрошенных. 

На один из превалирующих вопросов в нашей теме о том, почему сейчас этику отодвигают на второй план, студенты предпочтительным ответом выбрали “Недостаток времени на пациента” - 42,4% респондентов. Другие опрашиваемые выбрали “Отсутствие желания” - 37,8% и “Много дополнительной работы” - 19,7%.

При выявлении причин нарушения принципов этики и деонтологии в повседневной практике специалистов выяснилось, что 38% опрошенных считают, что в основе данной проблемы лежит низкая квалификационная подготовка, на втором месте по значимости у студентов личностный фактор - 36,7% и на последнем - поведение пациента 25,2%.

“Как, по Вашему мнению, должны обращаться медицинские работники к пациентам?” на этот вопрос ответы следующие: “По имени, отчеству” - 76,6%, “По фамилии” - 13,5% и “Пациент” - 9,9%.

На вопрос “Каков, по Вашему мнению, ведущий фактор, который будет способствовать применению принципов этики и деонтологии врачом?” большинство опрошенных ответили “Квалификационные характеристики” - 41,4%, “Личностный фактор” выбрали 36,8% и за “Материальный фактор” - 21,7% опрошенных.

На не менее важный по значимости вопрос о том, как можно повысить уровень компетентности будущих врачей, более половины опрошенных 52,3% ответили , что нужно повысить количество времени на изучение, также немалая часть считает нужным проведение тренингов по повышению уровней знаний в данной области - 32,2% респондентов и 15,5% опрошенных выбрали вариант ответа в виде проведения практики для закрепления знаний.

Большинство студентов на вопрос “Нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения врачей по отношению к пациентам?” 70,6% респондентов ответили положительно, “не знаю” - 18,8% и в том, что “в этом нет необходимости” убеждены 10,6% студентов.

60,1% опрошенных считают, что личная пассивность мешает приобретению необходимых компетенций, остальные выбрали следующие ответы: “Перенасыщение учебных программ” - 19,6%, “Недостаточная активность преподавателей” - 18,9% и по 1% собрали такие ответы как: “Пациенты”, “Мало практических, ситуационных тренингов”. 

“Какова Ваша самооценка коммуникативных навыков в общении с пациентами?”. Проблем при общении с пациентами не возникает у 41,6% студентов, иногда чувствует неуверенность при коммуникации 28,2% студентов, некомфортно чувствуют себя при общении с пациентами, более охотно работая с медицинской документацией” - 32% опрошенных и собираются выбрать специальность не подразумевающую контакт с пациентами 9,8% респондентов.

“Ваше эмоциональное состояние перед началом самостоятельной практической работы?”. “Чувство уверенности” - 37%, “чувство неуверенности”- 17,7%, “ощущение недостаточного уровня подготовки” - 51 16,7%, “страх неправильно поставить диагноз” - 9,5%, “незнание нормативных документов” - 7,2%, “страх неправильно обследовать пациента” - 5,9%, “страх неправильно назначить лечение” - 5,2% и все ранее перечисленное выбрал 0,3% респондентов.

На вопрос “Какие факторы более всего влияют на формирование профессиональной репутации врача?” отношение к больным: полная самоотдача, внимательность, доброжелательность -41,6%, компетентность, полное владение теоретическими и практическими навыками - 33,8% , постоянное саморазвитие, повышение квалификации, непрерывный процесс обучения- 15,1%, мобильность, умение использовать передовые технологии, обмен международным опытом - 6,9%, дисциплинированность работника, беспрекословное выполнение приказов начальства, соблюдение алгоритмов врачебных действий - 2,6%.

При каком минимальном уровне заработной платы Вы согласны пойти в учреждение здравоохранения после окончания учебы? Большинство опрошенных выбрали ответ “Более 40 тыс. руб” - 45,2% опрошенных. Но есть и те, кто готов пойти работать за 20 тыс. руб, и таких 1,6% респондентов.

Что Вас мотивирует учиться в медицинском университете? “Обучение приносит мне удовольствие и вызывает интерес” - 14,4%, хочу получить высшее образование - 11,5%, хочу помогать людям: лечить их, поддерживать и спасать жизни - 23,4%, профессия врача — одна из престижных и высокооплачиваемых в мире - 4,3%, хочу иметь авторитет и уважение со стороны общества - 5,9%, 0,7% опрошенных выбрали все ответы, 0,3% человек хочет открыть свой бизнес, т.к. считает его востребованным и 0,3% респондент затрудняется в ответе.

Какое из предложенных высказываний отражает Ваше отношение к выбранной профессии? данная профессия — мой путь служения людям - 36,1%, врач для меня — авторитет и пример во всем - 32,5%, чем дальше учусь, тем больше осознаю, что работать врачом — не мое - 18,9%, путь заработка денег- 11,9 %.

Чувствуете ли Вы разочарование в выбранной профессии? “Нет” - 54,6 %, “Частично” - 35,5%, Да - 9,9%.

Заключение:

Таким образом, результаты нашего исследования помогли оценить степень сформированности (высокая, средняя, низкая) компетентности на стадии обучения в медицинском университете.

Для оценки степени сформированности компетентности у студентов медицинского университета были выделены следующие группы вопросов:

Первая группа включает в себя вопросы, направленные на выявление теоретический знаний в области медицинской этики и деонтологии (большинство респондентов - 68, 7% имеют хорошие теоретические знания в этом аспекте);

Вторая группа содержит вопросы, дающие понять насколько хорошо студенты могут применять теоретические знанияна практике (53% студентов владеют практическими навыками);

В третью группу входят вопросы, показывающие наличие желания у студентов повысить свой уровень знаний в области этико-деонтологической компетентности (73,5% опрошенных проявляют желание на самостоятельное изучение данных концепций).

Высокая степень предполагает, что студенты обладают достаточно емкими теоретическими знаниями в области этики и деонтологии, а самое главное могут применить их на практике в профессиональной деятельности. Студентов данного уровня характеризует желание бескорыстно помогать людям, они стремятся к совершенствованию полученных знаний самостоятельно или во время практических занятий, осознавая то, что формирование деонтологической компетентности является необходимым аспектом как одного из условий успешности профессиональной деятельности.  По результатам опроса выяснилось, что этим уровнем владеют большинство опрошенных студентов.

Средняя степень выражается тем, что у таких студентов профессионально важные деонтологические качества развиты не в полной мере, хотя, они неплохо разбираются в данных аспектах. Но немаловажным является то, что желание к сознательному совершенствованию данных качеств при у студентов значительно уступает студентам с высоким уровнем. Разумеется, понимание важности формирования деонтологической компетентности для успешного осуществления профессиональной деятельности у таких опрошенных присутствует, но не является доминирующим. Студенты данной категории имеют теоретические знания основ медицинской деонтологии и могут применять их в практической деятельности, но делают это с учетом собственных интересов и желаний. Побуждение к осуществлению профессиональной деятельности носит переменный характер. Студентов такой группы оказалось чуть меньше, чем тех, кто относится к высокому уровню.

Низкая степень предполагает, что студенты испытывают определенные трудности в распознавании профессиональных ценностей, для них характерно слабое развитие основных профессионально важных деонтологических качеств, но все же, не исключено, что они владеют наиболее распространенными. Респонденты данной группы не совсем осознают необходимость формирования деонтологической компетентности как одного из главного фактора успешности профессиональной деятельности врача, стараясь ограничиться ее теоретическим знанием или вовсе отрицают эту взаимосвязь, воспринимая это на примитивном уровне. Студенты данной группы слабо владеют теоретическими знаниями основ деонтологии, а самое главное умением их применять в профессиональной практике. Желание работать врачом в дальнейшем у таких студентов ставится под вопросом. К счастью, таких студентов оказалось крайне мало.

Исходя из вышеизложенного, подведем итог: большинство респондентов имеют хорошую теоретическую осведомленность по вопросам медицинской этике и деонтологии. Но не все студенты заинтересованы в более подробном изучении этих аспектов, хотя таких меньшинство. Деонтологические проблемы, с которыми сталкиваются врачи в своей профессиональной деятельности можно минимизировать, если уделить положенное внимание формированию деонтологически значимых качеств студента-медика в образовательном процессе вуза. Эта проблема одинаково важна для всех кафедр медицинского вуза. Деонтология играет первоочередную роль в формировании врача как высококвалифицированного специалиста, за счет развития всех необходимых качеств для этого. Поэтому необходимо постоянное повышение и поддержание уровня знаний в вопросах врачебной этики и деонтологии у студентов медицинского ВУЗа путем повышения часов на изучение этих аспектов для лучшего усвоения теоретических знаний, проведения тренингов по повышению уровня деонтологической компетентности, проведение больше практики для закрепления уже полученных знаний и немаловажно - самосовершенствование в этой области. 

 

Список литературы:
1. Ерохин, А. К. Медицинская этика и деонтология / А. К. Ерохин, Л. Д. Ерохина, Н. Ф. Геец. — Владивосток: "Медицина ДВ", 2007. — 136 c.
2. Коммуникативная компетентность как фактор формирования терапевтического союза врача и больного / Э. М. Османов [и др.]. / Вестник ТГУ. — 2014. — № т.19, вып.3. — С. 999-1002.
3. Конопля, А. И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика / Высшее образование в России. — 2010. — № 1. — С. 98-101.