Некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскного мероприятия «опрос»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскного мероприятия «опрос»
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы правового регулирования оперативно–розыскного мероприятия «опрос». Выделяются проблемы проведения опроса в законе и порядок его проведения.
Ключевые слова: опрос; оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскное мероприятие; использование.
На сегодняшний день опрос является наиболее используемым оперативно-розыскным мероприятием для раскрытия преступления. Практически каждое преступление начинает раскрываться путем опроса потерпевших и свидетелей. Популярность такого оперативно-розыскного мероприятия можно объяснить простотой и оперативностью использования, ведь для его проведения не требуется специальной технической и психологической подготовки.
Законодательно определение опроса не закреплено в нормативных правовых актах, в том числе и в законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Такая ситуация нередко приводит в замешательство как оперативных сотрудников, так и опрашиваемых лиц. Возникают вопросы о том, должен ли оперативник спрашивать согласие опрашиваемого лица, допустимо ли использовать полиграф при опросе, каким документом необходимо фиксировать сведения, полученные при этом оперативно-розыскном мероприятии. По моему мнению, такое оперативное мероприятия как опрос должно обязательно быть закреплено в дефинитивной норме ФЗ «Об ОРД». Это позволит разграничить его со схожим по смыслу процессуальным допросом и закрепит легитимность и правомерность его проведения. Стоит отметить, что детальное изложение всех принципов и условий проведение опроса усложнит действия сотрудников оперативных органов, а также приведет к частым жалобам на законность таких действий со стороны адвокатов. Поэтому считаю нужным включить в ФЗ «Об ОРД» следующее понятие, Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в общении самостоятельно или через третьих лиц с опрашиваемым лицом, оформленный справкой или рапортом оперативного сотрудника.
Одним из основных условий проведения опроса многие ученые называют добровольное согласие лица на проведение опроса. Данное условие представляется спорным и требует теоретического осмысления его правомерности и целесообразности выполнения этого условия при проведении опроса. И хотя в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» нету предписаний к обязательному истребованию согласия на опрос, по–мнению Трифоновой Н.А. такое согласие необходимо. [4] Такая позиция обусловлена беспокойством подвергнуть опрашиваемое лицо незаконным угрозам и давлением со стороны оперативника. По моему мнению, такое согласие не должно быть обязательным условием проведения опроса. Так как, согласно закону опрос может проводиться как гласно, так и негласно, истребование согласие опрашиваемого противоречит скрытности его проведения и теряет всякий смысл. Именно представление личности сотрудника, раскрытие цели и задач проведения опроса ставит под угрозу достоверность и правильность полученной информации. Несмотря на то, что организует опрос, как и любое другое оперативно-розыскное мероприятие, оперативный работник, непосредственное исполнение, возможно возложить на гражданина, который оказывает содействие оперативным органам на конфиденциальной основе. В этом случае просьба о согласии опрашиваемого лица раскрывает личность конфидента, так как для получения такого согласия ему необходимо раскрыть свою личность и должностное положение.
Стоит рассмотреть и психологическую сторону опрашиваемого лица. Не каждый гражданин с удовольствием воспримет просьбу подписаться под каким-либо документом. Такое требование скорее отпугнет лицо и сорвет проведение опроса. Необходимо достаточно осторожно подходить к вопросу о получении обязательного согласия опрашиваемого лица на опрос. Поскольку опрос является важнейшим оперативно-розыскным мероприятием. Он является базисом для действий по раскрытию преступлений, а также важен и в уголовно-процессуальном плане, так как опрос в 40% случаев является поводом для дальнейшего допроса, который уже проходит в уголовно-процессуальном порядке и обретает силу доказательства по уголовному делу. [5] Таким образом, недопустимо использовать такой подход, где проводимый опрос должен будет подтверждаться обязательным согласием опрашиваемого лица. При таком порядке сохраняется как негласный принцип проведения оперативно-розыскного мероприятия, так и возможность использовать средства фиксации при проведения опроса, а также оперативность использования его результатов