Специфика и особенности детской литературы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Специфика и особенности детской литературы
Аннотация. Данная статья посвящена анализу «детской литературы» в качестве независимого литературного явления. В работе отражены основные критические мнения в сторону художественных произведений детской литературы, а также анализируются основополагающие черты психологического и языкового характера. На основе исследования теоретических источников делается вывод о культурном воздействии и ценности произведений детской литературы.
Ключевые слова: детская литература, художественное произведение, восприятие, языковые особенности, личность ребенка
В истории мировой литературы понятие «детская литература» появилось в относительно позднее время. Прежде всего, детская литература характеризуется как литература, произведения которой созданы для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, имеющая задачу с помощью художественных образов выполнять образовательную и воспитывающую функцию.
Детская литература имела долгий путь становления в отдельный, самостоятельный жанр. На сегодняшний день данный вид литературы претерпевает самую разную критику и по-разному оценивается литературоведами. Например, известный автор детских рассказов отечественной литературы А.И. Куприн заметил, что «у нас нет детской литературы. У нас детей не уважают, не любят, чуть что не презирают. Какая уж тут литература?» [3]. В противовес данному утверждению, можно привести высказывание А. Маркуши: «Сейчас много спорят о специфике детской литературы. Не верю ни в какую специфику. Есть литература (и ее мало), а еще имеется «литература» (и ее много). Дети должны читать взрослые книги, написанные настоящими мастерами, пусть поймут и не все, по крайней мере, будут привыкать к настоящему искусству, а не воспитываться на суррогатах… Детям надо больше знать о взрослых!» [1].
Несмотря на противоречивое отношение литераторов к детской литературе как к самобытному явлению, нужно отметить, что она имеет свою специфику и характеризуется отличительными чертами от той же литературы для «взрослых». Главная особенность заключается в специфике восприятия реальности и психологии ребенка. Детский автор должен осознавать уровень воздействия содержания произведения на ребенка, учитывать его возрастные интересы и особенности развития, чтобы в правильном ключе донести до ребенка те смыслы, которые он изначально заложил в основу произведения.
Возрастные особенности детской аудитории определяют художественные средства, применимые автором для воссоздания полноценной картины событий, описываемых в своей работе. Зачастую, язык и стиль поддерживают оптимальное усвоение содержания произведения. Данным вопросом занимались самые разные исследователи. Так, В.Г Белинский критиковал писателей за тяжелый слог и излишнее применение причастных оборотов. В своих сочинениях, он подчеркивал, что языку книги, предназначенной для детей, необходимо быть «цветущим в своей простоте». Схожей точки зрения придерживался и Л.Н. Толстой. По его мнению, «работа над языковой стороной детского произведения должна быть красивой, короткой, простой, и главное – ясной» [4]. Данные утверждения указывают и на стилистические особенности детской литературы. В сравнении с «взрослой» литературой, количество тропов и средств выразительности не будет объемным. Объяснение этому лежит в предметном мышлении детей. Сначала, ребенок способен воспринимать окружающий мир в конкретных его проявлениях. Использование тропов высокого уровня, таких как метонимия или олицетворение, говорит высокой развитости абстрактного мышления и свободном владении родного языка. Однако, в детской литературе прослеживается тенденция к частому использованию таких тропов, как сравнение, повторы, метафоры и эпитеты. Тем не менее, использование средств выразительности, выстроенных на абстракции, допускается в ряде работ отдельных авторов.
В сравнении содержание произведений, представленных в детской литературе, можно выделить тенденцию в консервативности взглядов и двойственности оценочных категорий, понятийный аппарат которых ограничивается представлениями о добре и зле, бедность и богатство, мудрость и глупость, радость и горе. Однако, наряду с такой серьезной тематикой, присутствующих в детской литературе, особое место занимает юмор и комичность описываемых событий в тексте. Игра, смех и легкость повествования позволяют доступно рассказать и показать отдельно взятую историю. Конформизм, открытость и свободолюбивый характер ко всему неизведанному и новому органично заключаются в литературе для детей.
Следующая особенность детской литературы – это промежуточное положение между произведениями, направленными на узкий круг читателей, и «высокой», классической литературой. Классическая литература для младшей аудитории обладает универсальной ценностью, как для детей, так и для взрослых. Этот факт позволяет полагать, что объединяя мир и культуру детей и взрослых, детская литература создает культурное достояние более обширных масштабов.
Жанровое своеобразие детской литературы так же выделяет ее от основного пласта «взрослой» художественной литературы. Прозаические произведения для детей представлены сказками, повестями и рассказами, в поэзии – стихотворениями и песнями. Особое место занимают загадки, пословицы, поговорки и сказки, создаваемые для юной читательской аудитории.
Таким образом, можно утверждать, что детская литература обладает уникальностью и самобытностью, несмотря на неоднозначные оценки со стороны критиков данного литературного направления. Она характеризуется просветительским характером, который содержит в себе элементы моральных категорий. Также, неотделимо от тематики произведений свои особенности имеет и язык детской литературы. Основными требованиями к языковой стороне художественных произведений, предназначенных для детей, является простота, доступность, и ясность. Эти качества отражаются и в выборе средств выразительности, способствующих просто и лаконично донести мысль до читателя-ребенка. Видовое своеобразие детской литературы и особенности языка разных жанров акцентирует особый характер детской литературы как самостоятельного явления.
Таким образом, на основе анализа содержания статьи можно прийти к выводу, что детская литература занимает особое место в культуре человека, так как она принимает непосредственное участие в формировании мировоззрения и сознания ребенка. Для достижения должного понимания маленьким читателем художественного текста, произведения детской литературы отличаются эмоциональной наполненностью, своеобразием языковых средств, определенными возрастными ограничениями и особенностями содержания.