Когнитивно-дискурсивная типология молчания (на материале художественных текстов)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Когнитивно-дискурсивная типология молчания (на материале художественных текстов)
Аннотация. В статье рассматривается особенности реализации различных прагматических функций акта молчания, его типология, основанная на примерах из художественной литературы. Изучение молчания как коммуникативного акта особенно актуально в настоящее время, так как связано с недостаточностью знаний об особенностях понимания ситуаций общения и самого процесса его организации.
Ключевые слова: акт молчания; прагматические функции; типология молчания; художественные тексты.
Общение лежит в основе жизнедеятельности человеческого сообщества. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании собеседников друг друга. Общение реализуется в диалоге, который осуществляется в условиях конкретной ситуации, проявляет индивидуальные интенции субъектов речи и в то же время их стремление согласовать индивидуальные картины мира. В диалог включаются вербальные и невербальные средства, прямые и косвенные – весь арсенал средств воздействия.
Молчание относится к косвенным способам речевого воздействия и проявляет когнитивно-психологические тонкости коммуникации [3].
Прагматическая семантика молчания включает множество мотиваций: заинтересовать, создать интригу, скрыть информацию или изменить её восприятие, обидеть или поддержать собеседника, ввести в заблуждение, обмануть и т. д. Столкнувшись с возникшим молчанием в общении, человек не может не реагировать на такое поведение собеседника.
Следует также отметить, что молчание – это очень разноплановый и по-своему загадочный феномен. Исследователи неоднократно указывали на то, что молчание не только многофункциональное, но и многозначное, и его интерпретация зависит от контекста, который включает множество составляющих. Именно поэтому важно собирать и типологизировать контексты, в которых молчание занимает лидирующие позиции в коммуникации.
Поскольку молчание является неотъемлемым элементом коммуникативного процесса, оно неизбежно присутствует в тексте, помогая автору подчеркнуть значимые моменты повествования, создать необходимые психологические условия, а читателю – следить за общением персонажей, делать предположения об их намерениях и чувствах. В этом случае автор может использовать различные формы представления акта молчания.
Как показал анализ фрагментов, можно выделить следующие основные типы молчания в художественных текстах: 1) молчание как выигранное время (возможность поразмыслить над сказанным); 2) молчание как свидетельство непонимания сказанного; 3) молчание с целью сокрытия информации.
Молчание как выигранное время. Данный тип молчания даёт участникам общения возможность поразмыслить над тем, что было сказано.
В ситуациях молчания могут проявляться различные маркеры эмоционального состояния. Такими маркерами могут быть кинесические средства, то есть визуально воспринимаемые движения другого человека, выполняющими выразительно-регуляторную функцию в общении. Эти средства представлены мимикой, жестами и позой. К ним относятся такие действия: движение головой, лицо, контакт глаз или его отсутствие, поза и расположение рук.
Молчание как свидетельство непонимания сказанного. Возникновение данного типа молчания в речевом акте свидетельствует о том, что один из участников коммуникации не понимает (недопонимает) сказанного во время общения.
Молчание с целью сокрытия информации. Адресат специально временно замолкает, чтобы скрыть какую-либо информацию, чтобы не сказать лишнего о себе.
Следует отметить, что вышеперечисленные типы молчания довольно часто встречается в художественных текстах.
Мы хотим обратить внимание на другие типы молчания, которые в меньшей степени выражены в текстах, но не менее значимы для исследования. Рассмотрим подробнее особенности реализации каждого типа на конкретных примерах.
Особый интерес представляет такой вид молчания, как установление взаимопонимания между собеседниками. Коммуниканты настолько понимают друг друга, что им нет необходимости вербально оформлять свои мысли.
Неоднократно персонажи Стейс Крамер в романе «Мы с истекшим сроком годности» прибегали к данному типу молчания. Проследим за особенностью данного явления на конкретном примере: «Мы с Эдрианом молчим, он все с той же присущей ему серьезностью смотрит на дорогу, а я учу карту новозеландских дорог и поминутно смотрю на Эдриана. Тот замечает то, как я уставилась на него, и смеется» [2]. Герои настолько понимают друг друга, что отпадает надобность вербально оформлять сообщение.
Пример негативного последствия молчания такого типа: «Атмосфера гнетущая. Мы разделились на два лагеря. В первом я и Андреа, во втором Том, Брис и Фил. Мы молчим, изредка обмениваясь взглядами. / Наконец, Андреа решается нарушить тишину, и я чувствую долгожданное облегчение» [2]. Произошла ссора между коммуникантами, которая задела всех в данном окружении, поэтому остальные солидарно молчали, и для общения им хватало обмена взглядами.
Такой вид молчания особенно характерен для влюблённых: «– Не хочешь прогуляться? / Я безмолвно ответила ему согласием. Эдриан берет меня на руки и направляется в сторону джунглей» [2]. Коммуникантам не нужны слова, чтобы понять чувства друг друга: «Каждый из присутствующих посмотрел на меня и молча кивнул, соглашаясь с моими словами»[2]. Коммуникантам не обязательно говорить о сказанном героиней, они с ней согласны, но каждый молча кивнул, они понимают друг друга с одного взгляда.
Молчание как знак бесполезности говорения. Русский народ смиренно молчит, замолкает, когда в какой-то момент в своей страстной речи понимает её бесполезность[1]. Есть основания утверждать, что в таком молчании реализуется эмотивная функция, которая передает внутренние переживания, нежелание или неспособность человека говорить из-за испытываемых эмоций.
Выделяется такой тип молчания, как способ переход от одной темы к другой: «– Прости. / На этот раз наше молчание затянулось. Лив катит мою коляску по узенькой дорожке, я вновь рассматриваю деревья и ищу гнезда» [2]. Коммуниканты в затруднительной ситуации, и, чтобы возобновить общение, один из участников коммуникации меняет тему разговора.
Интересен такой тип молчания, как игнорирование. Например: « – Сколько тебе лет? – спрашивает она. / У нее довольно грубый голос и какой-то нелепый акцент. Я молчу, совершенно не хочется вести сейчас с кем-то беседы. / – Ох, сколько у меня было таких же молчунов, как ты. Меня уже ничем не удивить» [2]. Девушке некомфортно в реабилитационном центре, в который её поместили родители. Она решается на игнорирование персонала, используя молчание.
В художественных текстах часто встречается молчание как способ передачи эмоционально-психологического состояния персонажей. В момент «пиковых переживаний» персонажи молчат: «Арата замолчал, тяжело дыша. Его лицо потемнело от прилившей крови. Возможно, он уже видел охваченные пламенем герцогства и королевства, и кучи обугленных тел среди руин, и огромные армии завоевателей, ревущие от восторга…» [4, с. 10].
Подводя итог, отметим, что прагматические функции молчания различны. Чтобы понять, что стало причиной молчания и какого его назначение, необходимо опираться на саму ситуацию коммуникации. В речевом общении персонажей художественных произведений может быть несколько причин неговорения в коммуникативном акте, и молчание помещается в контекст общения как его компонент.
Раскрывая феномен молчания, мы пришли к выводу, что молчание играет важную роль в процессе общения. Человеческое общение включает как вербальные, так и невербальные средства. Именно их взаимодействие позволяет состояться коммуникации во множестве её характеристик: интеллектуальной и эмоциональной, прямой и косвенной, эксплицитной и ипмлицитной (подразумеваемой).