Статья:

Бизнес-планирование автотранспортного предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бизнес-планирование автотранспортного предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Турищев Д.В. [и др.]. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84555 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Бизнес-планирование автотранспортного предприятия

Турищев Дмитрий Викторович
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Скрипников Роман Петрович
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Гомжина Марина Юрьевна
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Григорьев Евгений Александрович
студент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж

 

Оптимизация затрат и поиск путей экономии для автотранспортного предприятия является одной из первостепенных задач в условиях рыночной экономики.

Бизнес-планирование представляет собой один из видов стратегического планирования. Бизнес-план – это планирование финансовой, производственной и хозяйственной деятельности предприятия с целью получения большей прибыли и повышения конкурентоспособности.

Бизнес-план представляет собой экономическое обоснование проектных решений, начиная от открытия собственного дела, заканчивая реконструкцией и расширением функционирующего предприятия и др. Деятельность автотранспортного предприятия также предполагает постановку целей и обоснование способов их достижения, то есть расчет требуемых затрат (материальных, финансовых и трудовых) [3].

Для уже существующего предприятия бизнес-план разрабатывается с целью оценки и сравнения производственных и финансовых ресурсов этого предприятия с поставленными перед ним задачами. К тому же, бизнес-план необходим и инвесторам для оценки его финансового состояния и перспектив развития.

Исходными данными для расчета и разработки бизнес-плана автотранспортного предприятия являются комплексы мероприятий, запланированные на рассматриваемый промежуток времени, заключенные и планируемые договоры на грузо- или пассажироперевозки (от этого соответственно зависит грузо- или пассажирооборот), деятельность предприятия за предыдущий и действующий период, а также действующие нормы и нормативы.

Руководство при составлении бизнес- плана осуществляет руководитель автотранспортного предприятия, а методическое руководство и координацию работ – экономист. В разработку разделов бизнес-плана так же включены соответствующие функциональные отделы и службы. Показатели предприятия и задания доводятся непосредственно до исполнителей [2].

На данный момент структура как бизнес-плана так и инвестиционного проекта не регламентируются действующим законодательством, поэтому бизнес-план автотранспортного предприятия может включать в себя разделы, перечисленные в таблице.

Таблица.

Затраты, отражающиеся в разделах бизнес-плана

Разделы бизнес-плана

Статьи расходов АТП

Резюме

Сжатое изложение результатов всех расчетов, произведенных в последующих разделах, затраты на реализацию проекта или идеи, необходимая сумма финансирования.

Характеристика предприятия

Описание предприятия. В него входят: адрес; текущее состояние производственной базы (перечислено оборудование для ТО и ремонта); список производственных, складских и земельных площадей; списочный состав автопарка; наличие технологической документации и нормативных документов). Анализируются все виды услуг, предоставляемых предприятием, объемы перевозок, количество водителей, состояние дорог, текущее финансовое положение предприятия. Указываются расчетные счета и уставный капитал, а также наличие лицензий.

Рынок потребительских услуг и конкуренты

Перечисляются название, отраслевая принадлежность, размеры, вид и объем услуг и т.д. потребителей. Приводится характеристика конкурентов (АТП или ИП). Здесь уделяется внимание характеристике их сильных и слабых сторон, чтобы можно было принять превентивные меры, связанные с адаптацией бизнес-плана к их действиям.

Производственный план

• формируется план грузо- или пасссажироперевозок;

• рассчитывается потребность в транспорте;

• составляется программа ТО и автомобилей.

В случае с грузовыми АТП программа составляется на основании заявок грузоотправителей и грузополучателей.

Маркетинговая стратегия

Комплекс мероприятий, направленный на:

• поиск сегментов рынка, на которых следует сконцентрировать свои усилия;

• завоевание рынка потребителей за счет внедрения новых или улучшенных старых видов услуг, улучшения рекламной компании, гибкой ценовой политики.

Организационный план

Даётся перечень структуры управления: положения и инструкции, характеристика руководства и взаимосвязи подразделений.

Финансовый план

Оценка деятельности предприятия путем сопоставления доходов от деятельности и затрат на перевозки выбранного периода времени .

Так же он включает в себя итоги всех предыдущих расчетов бизнес-плана, подводятся итоги деятельности автотранспортного предприятия. В нём даётся прогноз объемов продаж, затрат и денежных поступлений, сводный баланс активов и пассивов предприятия, находится точка безубыточной работы предприятия.

Управление рисками

Перечисляются возможные риски и затраты на покрытие ущерба от этих рисков, методы их предупреждения, включая возможный риск превышения затрат.

 

Расчет производственной программы перевозок производится по следующей методике: имеющиеся у предприятия транспортные средства распределяются в зависимости от видов грузов и клиентуры. Потребность клиентов в перевозках удовлетворяется посредством рационального использовании подвижного состава входящего в состав предприятия.

В тех случаях, когда провозные возможности меньше требуемого объема перевозок, следует увеличить количество транспортных средств. Это решается покупкой новых или подержанных автомобилей (автобусов), взятием их в лизинг или в аренду. Наиболее целесообразный способ повышения провозных возможностей выбирается в зависимости от добавления спроса на транспортные услуги, его характером, финансовыми ресурсами предприятия и т.д.

Более худшее положение возникает в том случае, когда мощности транспортного парка не используются в полной мере из-за резкого снижения спроса. Тогда необходимы мероприятия по продаже или сдаче в аренду уже собственных автомобилей (автобусов), что позволит диверсифицировать производство.

В случае с городскими и пригородными перевозками, имеющими важное социальное значение (перевозки продуктов питания, пассажиров, обслуживание учреждений, связанных с детьми и медициной), необходимо искать возможности дополнительного финансирования предприятия из местного бюджета чтобы обеспечить рентабельность перевозок [1].

Стратегия маркетинга разрабатывается исходя из следующего:

а) устанавливается текущая ситуация: описывается сегмент рынка и положение предприятия в нем; обозреваются предлагаемые транспортные услуги, характеризуются потребности потенциальных потребителей;

б) составляется список объективно возможных ситуаций, влияющих как на расширение, так и на ограничение транспортных услуг.

Данную стратегию завершает разработка надежной системы, контролирующей ход выполнения намеченной программы.

В организационном плане приводится расчет трудовых показателей и заработной платы по группам сотрудников:

1) операторы (водители);

2) Инженеры, слесари по ТО и ремонту подвижного состава, вспомогательные рабочие;

3) прочие работники.

Объем продаж прогнозируется в зависимости от перспективы развития рынка транспортных услуг и участия в нем автотранспортного предприятия. Данный прогноз дают, как минимум, на три года. Однако, данные первого года разбиваются помесячно (иногда поквартально), второго года – всегда поквартально, третий и последующие годы представляются годовой суммой [4].

Расчет доходов и расходов включает в себя прогнозируемый объем продаж и ориентировочный размер издержек по годам.

Сводный баланс активов и пассивов фирмы представляет собой расчет действительного размера активов и пассивов по каждому конкретному виду, за счет которых финансируется деятельность предприятия.

Критический объем транспортных услуг определяется построением графика безубыточности.

Основываясь на результатах расчетов финансового плана, оцениваются финансовые ресурсы, нужные для реализации проекта, инвесторов и кредиторов.

Подсчет себестоимости выполнения транспортных услуг ведётся по каждой марке автомобиля (автобуса), стоящего на балансе у предприятия, в зависимости от планируемого пробега, норм расхода ГСМ (горюче-смазочных материалов) [3].

Балансовая прибыль это сумма прибыли (+), убытков (-) от:

а) перевозок грузов или пассажиров;

б) выполнения транспортно-экспедиционных, погрузочно-разгрузочных работ, прочих работ и услуг.

Незапланированные доходы и расходы (штрафы, пени, неустойки и др.) вносятся в состав фактической прибыли и убытка.

В финансовом плане перечисляются источники финансирования, которыми могут являться:

• собственные средства, сформированные из амортизационных отчислений и нераспределенной прибыли;

• кредит;

• лизинг (долгосрочная аренда) оборудования, транспортных средств, помещений [4].

Бизнес-план является важной составляющей внутрифирменного планирования и помогает предприятию в определении перспектив развития. Дополнительно он помогает в контроле текущей ситуации и позволяет быстро применять необходимые меры для предотвращения кризисной ситуации, что немаловажно для успешной работы предприятия.

 

Список литературы:
1. Автотранспортные предприятия: нормативное регулирование деятельности. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Современная экономика и право, 2002.
2. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. З.И. Аксеновой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
3. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте. – СПб.: Питер, 2004.
4. Заводова О.В. Планирование на предприятии транспорта: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2007.