Статья:

Классификация приемов манипулирования и его примеры

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Храмова И.А. Классификация приемов манипулирования и его примеры // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84600 (дата обращения: 17.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Классификация приемов манипулирования и его примеры

Храмова Ирина Андреевна
студент, Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань

 

CLASSIFICATION OF MANIPULATION TECHNIQUES AND EXAMPLES

 

Khramova Irina

Student, Astrakhan State Technical University, Russia, Astrakhan

 

Аннотация. Статья посвящена классификации приемов манипулирования. Цель статьи – изучить виды манипулирования и разобрать их на различных примерах современной жизни людей. Эта статья заинтересует людей, которые так или иначе захотели ознакомиться с приемами манипулирования для дальнейшего использования в личных целях.

Abstract. The article is devoted to the classification of manipulation techniques. The purpose of the article is to study the types of manipulation and analyze them using various examples of modern human life. This article will interest people who, one way or another, wanted to familiarize themselves with manipulation techniques for further use for personal purposes.

 

Ключевые слова: манипулирование, приемы манипулирования.

Keywords: manipulation, manipulation techniques.

 

Среди многочисленных приемов речевого манипулирования можно выделить несколько основных типологических групп, в той или иной степени придающие речи манипулятивный характер. Речевое манипулирования человеческим сознанием является одной из менее изученной и наиболее важной проблемой в современной культуре речи людей.

Одной из ярких особенностей манипулятивного общения является набор общих фраз, индивидуально разработанных клише, лозунгов. Они вводят людей в заблуждение и скрывает истинные мотивы манипулятора. В настоящее время чаще всего мы слышим такие речи от представителей высшей власти (президент, премьер-министр, губернаторы) по поводу эпидемиологической ситуации в стране.

"Я говорил о том, что мы должны сделать Россию страной комфортной во всех отношениях. Но, мы, разумеется, пока не добились решения этой задачи. И для того, чтобы нам ее решить, эту проблему, эту задачу, достичь этой цели, нам нужно преодолеть ряд сложностей на пути нашего развития, в том числе и выйти победителями в этой объявленной нам международным терроризмом войне" - из интервью В.В. Путина журналистам 20.05.2005.

В высказывании В.В. Путина выделены части текста, в которых присутствуют личные местоимения. Эта стратегия использования идентификационных формул, в состав которых входят языковые обороты, ориентированные на отождествления адресата с говорящим, его позицией. Этот способ является продуктивным, однако двойственным. Поскольку он способствует как формированию коллективной идентичности (побуждает к объединению, внушение потребности в коллективе), так и манипулированию  правящего меньшинства в скрытой форме сознанием большинства.

Также стоит отметить, что в речи Президента присутствуют слова-эпистемики - слова с общим значение: знать, понимать, разумеется, нет сомнения и т. д. Именно эти слова придают речи характер очевидной истины, которая не может ставиться под сомнения.

Третьим приемом манипулирования является ссылка на авторитет. В таком виде манипулятор как бы снимает всю ответственность в выборе с людей, создавая образ правильного решения вопроса, с которым массы могут только согласиться. С примерами данной особенности мы сталкивались совершенно недавно, когда люди верили словам псевдо-врачей, которые советовали лечиться от COVID-19 водкой, имбирем, лимоном и определенными лекарствами от температуры. Причем, общество не само выходило на эти советы, им на глаза попадались статьи третьих лиц, которые продвигали данные советы. Как результат, цены на названные товары намного возросли, что вызвало всеобщее негодование. А ведь всего этого могло не произойти, если бы люди научились противостоять массовому манипулированию.

Еще одним приемом манипулирования является выражение уверенности говорящего в согласии адресата. Если в течение беседы показывать свою осведомленность в деталях ситуации или обсуждаемой проблемы, то можно доказать не только свою компетентность в данном вопросе, но и повысить уровень доверия адресатов. Сюда можно отнести и похвалу адресату. Данный прием используется для завоевывания расположения аудитории, воспроизводя речь полную похвалы, что актуально и действенно в условиях массовой аудитории.

"А вы можете мне сказать, что такое «западная модель демократии»? Вот во Франции существует одна модель, в Соединенных Штатах — другая модель. Мне один французский политик как-то говорил: на выборах в США в Сенат, в Конгресс, на президентских выборах без мешка денег делать нечего, бесполезно выходить. В чем демократия? Демократия кого? Тех, у кого много денег? Вот в США президентская республика. В Великобритании — монархия. Это все элементы демократии. Какой? Нет западной демократии единой, ее не существует" - здесь В.В. Путин прибегает к риторическому вопросу с риторическим тропом иронии, тем самым выходя против оппонента. С помощью нелепых вопросов, ответ на которые очевиден. манипулятор пытается подчеркнуть правильность своей точки зрения, выдавая ее за истину.

Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают манипулятивные действия над людьми, а также насколько частым это явление стало в политической борьбе как внутри страны, так и за ее пределами и между странами. Манипуляция, в целом, является средством управления сознанием людей, как вещью. Всё это возможно благодаря специально придуманным схемам коммуникации, воздействию на поведение людей (причем, властное воздействие), что приводит общество к иллюзии самостоятельно принятия решения проблемы, вопроса.

 

Список литературы:
1. Язык как средство идеологического воздействия: Сб. обзоров. - М., 1983. 
2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. / C. Г. Кара-Мурза. - М. : Алгоритм-Эксмо, 2006. - 864 с. 
3. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы / А. Цуладзе. - М. : Кн. дом "Университет", 1999.