Статья:

Повышение уровня жизни населения в Северо-Кавказском федеральном округе за счет развития сферы туризма и гостеприимства в регионе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Рыжов В.В. Повышение уровня жизни населения в Северо-Кавказском федеральном округе за счет развития сферы туризма и гостеприимства в регионе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85077 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение уровня жизни населения в Северо-Кавказском федеральном округе за счет развития сферы туризма и гостеприимства в регионе

Рыжов Валентин Владимирович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматривается возможность повышения качества и уровня жизни горных районов Северокавказского федерального округа за счет проекта туристического кластера под управлением АО «КСК».

Abstract. This article analyzes the possibilities of growth of quality and living standards of the mountain regions of the North Caucasus Federal District through a tourism cluster project under the management of joint-stock company «NCRC».

 

Ключевые слова: Северо-Кавказский федеральный округ, туризм, уровень жизни населения, курорт, индустрия гостеприимства, Швейцария, «Курорты Северного Кавказа».

Keywords: the North Caucasus Federal District, tourism, standards of living, resort, hospitality, Switzerland, «Northern Caucasus resorts».

 

Одной из главных составляющих повышения качества и уровня жизни населения является развитие инфраструктуры и предоставление рабочих мест населению. Северный Кавказ является крупным промышленным центром нашей страны, но многочисленные горные районы региона не являются развитыми и уровень жизни населения в этих районах остается на низком уровне. Отсутствует соответствующая инфраструктура, большая часть населения не обеспечена рабочими местами, такие факторы приводят к повышению уровня преступности и отставанию в экономическом развитии от других регионов нашей страны.  Путем решения данной проблемы является развитие индустрии туризма и гостеприимства в данных районах. На данный момент АО «Курорты Северного Кавказа» приступило к строительству сети горнолыжных курортов мирового класса. Общая площадь туристического кластера около 270 тысяч гектар. Данные курорты будут находится также и в горных районах региона, таких как: Зеленчукский район Карачаево-Черкесской Республики, Черекский, Чегемский и Эльбрусский районы Кабардино-Балкарской Республики, и другие. Где существует реальная проблема с качеством и уровнем жизни населения.

Существуют наглядные примеры того, как уровень жизни населения увеличивался за счет развития сферы туризма и гостеприимства, пример тому – Швейцария. Сто пятьдесят лет назад Швейцария была грязной бедной страной. Выхода к морю нет, сплошные горы и холмы, нехватка почвы для земледелия и малярийные болота в поймах рек. Полезных ископаемых мало. По-прежнему разрабатывались лишь соляные копи близ Базеля и города Бекс на Роне, впадающей в Женевское озеро. Небольшой железный рудник в долине Фрик был остановлен в шестидесятых, а асфальтовая шахта в долине Трэверс — в восьмидесятых годах. Никаких предпосылок для экономического роста не было.

Сейчас Швейцария является страной с одним из самых высоких уровней жизни в мире. Почему так произошло? На этот счет есть много причин, такие как неучастие в мировых войнах, развитая политическая система страны, одна из лучших банковских систем. Но в первую очередь, своему нынешнему положению Швейцария обязана именно развитию сферы туризма и гостеприимства. В 18 веке в стране начинается бурное развитие туризма, благодаря своему месторасположению, потрясающим горным пейзажам, наличию чистого горного воздуха и воды, Швейцарией заинтересовались крупные инвесторы из Англии и Франции, которые начинают строить первые горнолыжные курорты, гостиницы, пансионы к которым протягиваются ветви железных и автомобильных дорог. Швейцария становится одним из туристических центров Европы, а позже и всего мира. Благодаря туризму в страну начинают поступают колоссальные денежные потоки, благодаря которым начинают развиваться такие важные составляющие для качества жизни как: дороги, больницы, городская инфраструктура, образовательные учреждения. Большая часть населения начинает работать в сфере туризма и гостеприимства. Благодаря этому уровень жизни в Швейцарии начинает стремительно расти, в итоге, становится одним из самых высоких в мире.

Как можем видеть, одним из ключевых факторов повышения уровня жизни населения в Швейцарии стало развитие индустрии туризма и гостеприимства. Благодаря строительству горнолыжных курортов в рамках проекта АО «Курорты Северного Кавказа» у региона есть все предпосылки для повышения качества уровня жизни по примеру Швейцарии.

1) Человеческий капитал. В связи с высоким уровнем рождаемости в данном регионе количество работоспособного населения многочисленно, но в следствии нехватки рабочих мест, трудоспособное население уезжает из региона. Развитие туризма в регионе может решить эту проблему.

2) Памятники истории. Северный Кавказ имеет тысячелетию историю. Многочисленные крепости, пещеры, башни, древние города уникальны и не имеют аналогов в мире и привлекают внимание тысяч людей. Основной трудностью является труднодоступность в связи с отсутствием качественных дорог, а также отсутствие надлежащего ухода за данными объектами, в частности их реставрация.  Строительство соответствующей инфраструктуры и реставрации данных объектов приведет к популяризации и притоку многочисленного количества туристов в данные районы.

3) География. Выгодное географическое расположение региона, граничащего с Закавказьем, важный фактор для развития транспортного сообщения с такими странами, как Китай и Индия – крупнейшими партнёрами Российской Федерации. Как известно, в этих странах проживает 25% населения всей нашей планеты. Экономики этих стран развиваюсь гигантскими темпами, соответственно их население готово путешествовать и приносить колоссальный доход в экономику, благодаря которому будет увеличиваться уровень жизни в регионе.

Развитие индустрии туризма для России на данный момент является важным элементом в решении ряда политических и экономических проблем. Например, развитие экономического и инвестиционного потенциала регионов, продвижение российской культуры на мировой арене и улучшение имиджа страны в глазах международных туристов и инвесторов. В постсоветское время с «открытием границ» туристическая сфера в Российской Федерации обладает очень большим размахом выездного туризма, особо популярными видами туризма является пляжный и экскурсионный туризм.

На Северном Кавказе туризм является одной из основных отраслей доходности и занятости населения. В настоящее время эта отрасль рассматривается как приоритетная, что отражается в долгосрочных программах развития региона.

В настоящее время Северный Кавказ является не самым спокойным регионом России, но это не мешает ему привлекать к себе много внимания большого количества отечественных туристов.

Существует ряд проблем в туристической сфере, которые присущи не только Северо-Кавказскому региону, но и другим регионам России:

Недостаточная поддержка со стороны государства. Как показывает практика, туризм хорошо развит в тех странах, где есть внятные, адекватные программы поддержки туристической сферы. Например, западноевропейские страны, США или Япония. Для решения данной проблемы государству в сотрудничестве с крупными туристическими организациями следует разработать оптимальную программу развития туризма в России.

Выборочная пропаганда. Информирование отечественных и международных туристов только об уже известных достопримечательностях. Чтобы решить данную проблему, необходимо заниматься грамотной пропагандой, например, сделать удобные интернет-сайты и путеводители о менее популярных объектах туризма.

  1. Клишейное брендирование. Реклама известных достопримечательностей на редкость однообразна, а это значит, что такая реклама точно не привлечет новых отечественных туристов. Для иностранных и российских туристов следует делать совершенно разное брендирование. При разработке определенного бренда следует придерживаться четырех основных параметра: уникальность, идеология, обоснованность факторов, оптимальная архитектура. Государственные органы должны учитывать данную проблему при разработке программ для малого бизнеса, занимающегося туристской деятельностью.
  2. Деградация провинциального туризма. В настоящее время уставшие жители мегаполисов ищут места, где можно отдохнуть от городской суеты. Но вид такого туризма России значительно отстает от других. Провинциальный туризм имеет большие перспективы и является наиболее доступным для индивидуальных предпринимателей, которые развивают свою деятельность в периферии.
  3. Актуальное состояние дорог в России. Эта проблема напрямую связана с предыдущей, так как доехать до села или небольшого городка является большой проблемой для туриста. Из-за плохого качества дорог интереснейшие достопримечательности остаются вне зоны доступа для туриста. Главной причиной некачественных дорог является специфический климат и структура грунта. Логичное решение данной проблемы – внесение изменений в ГОСТ.
  4. Необоснованная конкуренция между регионами, областями и т.д. Российский туризм до сих пор живет во времена феодальной раздробленности. Необходимо развивать туризм в регионах с одинаковой интенсивностью.
  5. Необоснованно дорогие и некачественные гостиничные услуги. В связи с импортозамещением большие потоки отечественных туристов направились на внутренний туристический рынок, который, в свою очередь, находится не в самом лучшем состоянии. Необходимо, возможно не без помощи законодательства, отрегулировать цены на гостиничные услуги и следить за качеством оказываемых услуг.
  6. Плохое развитие специализированных видов туризма. Такие виды туризма, как экстремальный, религиозный или фототуризм лишены внимания государства и частных туристических компаний. Однако они очень популярны среди туристов, следовательно, могут принести высокую прибыль.
  7. Проблемы с питанием. Большинство «забегаловок» в провинциальных городках до сих пор ориентированы на проведение шумных и нетрезвых посиделок. Туристы в такой обстановке чувствуют себя некомфортно.
  8. Плохая информированность, «плохая упаковка». Даже в популярных у туристов городах трудно найти хороший информационный центр или просто указатели на английском языке

Развитие туризма дает государству следующие возможности:

  • новый источник валютных поступлений;
  • фактор, стимулирующий рост платежного баланса;
  • мощный стимул для развития и диверсификации многих отраслей (возникают как предприятия, так и отдельные отрасли, обслуживающие сферу туризма).

Чем Кавказ может привлечь новых туристов? Помимо уникальных видов и ландшафтов, на Кавказе популярны традиции и красивые легенды, что отражается в повседневной жизни местного населения – от кухни и до фольклора. А это важные составляющие привлечения туристов.

Отсюда видны явные предпосылки для повышения качества и уровня жизни населения. Однако, концепцию истории развития на примере Швейцарии стоит усовершенствовать для нынешних условий таких как, современные реалии и расположение региона. Стоит понимать, что повышение уровня жизни произойдет не сразу, на это потребуются десятилетия. Для того, чтобы повышался уровень жизни населения потребуется:

В первую очередь, курорты должны отдавать преимущество в трудоустройстве местному населению.

Сфера туризма и гостеприимства нуждается в высококвалифицированных кадрах, для этого следует уделять большое значение образованию местного населения для конкурентоспособности на рынке труда. Так например, абитуриентам из данных районов, которые хотят поступить на направление связанное с туризмом и гостеприимством следует предоставлять льготы при поступлении в учебные заведения высшего и среднего образования.

Курортам следует направлять часть своей прибыли на развитее инфраструктуры районов (больницы, школы детские сады, дороги) и восстановление древних городов. Для этого требуется обязать курорты часть заработанной прибыли инвестировать в регион. Инфраструкутра крайне важна, именно благодаря ней и получается эффективно привлекать туристов на курорты.

Следует развернуть пиар-компанию курортов не только в России, но и в таких странах, как Индия и Китай. Для привлечения туристов из данных стран, а впоследствии и крупных инвесторов.  Качественная реклама курортов способна существенно увеличить туристический поток, что в свою очередь даст привлечение новых инвестиций.

Таким образом, на примере истории развития Швейцарии, можно убедится в том, что у горных районов северного Кавказа есть все шансы повысить качество и уровень жизни населения. Проект компании АО «Курорты Северного Кавказа» по развитию туризма в регионе может стать отличным фундаментом для повышения качества и уровня жизни в регионе. Для этого новым курортам следует уделять большое внимание развитию инфраструктуры региона и обеспечению местного населения рабочими местами.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт ОАО «Курорты Северного Кавказа»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ncrc.ru/, свободный.
2. Курсовая работа: Швейцария и туризм: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-10877.html, свободный.
3. Курорты Северного Кавказа: отзывы. Развитие курортов Северного Кавказа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-10877.html, свободный. 
4. Развитие туризма на Северном Кавказе: как привлечь инвесторов в регион [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kp.ru/best/stavropol/razvitie-turizma-na-severnom-kavkaze/, свободный. 
5. Почему Швейцария богатая страна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ekabu.ru/139794-pochemu-shveycariya-bogataya-strana___raznoe.html, свободный.
6. Носуля В.Ю., Сапега Ю.И. Проблемы и перспективы развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/12/85267 (дата обращения: 12.01.2021).
7. Мещеряков Т. В. Бренд территории как символический капитал // Креативная экономика. — 2008. — № 8 (20). — C. 61. 
8. Шереметьева Е. Н. Стратегия позиционирования в прямом маркетинге // Российское предпринимательство. — 2007. — № 6 Вып. 1 (92). — C.130. 
9. Власти Ставрополья определят границы охраняемых зон на КМВ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.stav.aif.ru/society/1015641 (дата обращения: 27.12.2013).