Обзор ФЗ № 69-ФЗ, № 123-ФЗ ППР с последними поправками (от 22.12.2020 и 16.09.2020). Нормативно-правовое обеспечение противопожарной службы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)
Обзор ФЗ № 69-ФЗ, № 123-ФЗ ППР с последними поправками (от 22.12.2020 и 16.09.2020). Нормативно-правовое обеспечение противопожарной службы
Пожарная безопасность выступает значимой частью национальной безопасности нашей страны. Необходимый уровень пожарной безопасности обеспечивается не только профессиональностью пожарной службы, но и проведением ряда противопожарных мероприятий и мер, обучением правилам пожарной безопасности должностных лиц предприятий и обычных граждан.
Обучение граждан Российской Федерации мерам пожарной безопасности обусловлено требованиями, изложенными в Федеральном законе от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», и регулируются Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [4, 5]. К основным нормативно-правовым документам, направленным на обеспечение противопожарной защиты, также следует отнести:
– Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [7];
– Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [6];
– Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» [2];
– Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» [3].
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» отражает главные общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности нашей страны. Законом определены права и обязанности гражданского населения РФ в сфере противопожарной защиты. Также закон предполагает обучение всего населения профилактическим мерам пожарной безопасности.
Федеральные законы и другая нормативно-правовая документация по обеспечению противопожарной защиты подлежат редактированию и обновлению. Рассмотрим последние поправки от 22 декабря 2020 года к основному закону № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [4]. Изменения коснулись нескольких статей закона:
– Статья 1. Основные понятия: были добавлены такие понятия, как ландшафтный и лесной пожар.
– Статья 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора: внеплановая выездная проверка может быть осуществлена в отношении органов самоуправления, а также руководящих лиц с целью выявления соблюдения ими начальных мер по обеспечению противопожарной защиты территории от лесных и других ландшафтных пожаров, особенно там, где объявлен особый противопожарный режим; проведение федерального государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц должно быть основано на Положении Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
– Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности: Правительство РФ выступает тем органом власти, который устанавливает критерии определения территорий (населенных пунктов), которые могут быть подвергнуты лесным и другим ландшафтным пожарам.
– Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности: абзац 14 утратил силу; организация тушения природных пожаров должна проводиться силами субъектов РФ, не считая видов пожаров, отраженных в части 5 статья 51 Лесного кодекса РФ; организация тушения лесных и ландшафтных пожаров силами пожарной охраны, находящейся на обеспечении субъектов РФ, проводится согласно статье 22 настоящего Федерального закона.
– Статья 22.2. Пожарно-спасательные гарнизоны: из п.5 убрали разделение местности на городское или сельское поселение.
– Статья 30. Особый противопожарный режим: п. 3 был дополнен тем, что должно осуществляться привлечение населения не только в локализации пожаров, но также и к профилактике противопожарной защиты; кроме того к видам лесных пожаров был добавлен ландшафтный (природный) пожар.
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ представляет собой «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данный регламент служит основанием для обеспечения защиты жизни, здоровья, имущества как физических, так и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от последствий пожаров. Данный закон утверждает главные положения технического регулирования в области пожарной безопасности. Стоит отметить значимые изменения в редакции закона от 2012 года, благодаря которым были ужесточены требования к пожарной безопасности. Основными изменениями выступили:
1. требования к оснащению социальных объектов системой пожарного мониторинга: для максимально быстрого реагирования на пожар, социальные объекты должны быть оснащены системами пожарного мониторинга для автоматической передачи сигнала о пожаре на пульт пожарной станции без участия сотрудников организации;
2. требования к объектовым системам противопожарной защиты: высокая работоспособность и жароустойчивость (негорючесть) кабельных линий систем пожарной сигнализации, оповещения и автоматики, обеспечивающим оповещение о пожаре, его локализации, динамику; что может обеспечить только радиоканал;
3. требования к персональным устройствам оповещения: вибробраслеты для пациентов социальных объектов, которые позволят оповещать такие слабослышащих и слабовидящих людей о начале пожара; вибробраслеты должны иметь световой, звуковой и вибросигнал [5].
В дальнейшем, в Технический регламент ежегодно вносились редакционные поправки. 16 сентября 2020 года было создано Постановление Правительства Рф № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в РФ», которое вступило в силу с 01 января 2021 года и будет действовать до 31.12.2026 года [1].
Правила противопожарного режима отражают требования пожарной защиты, необходимые для профилактики и локализации пожаров населением. Данные Правила определяют:
– организацию поведения людей в рамках обеспечения пожарной безопасности при возникновении пожара;
– регламент организации производства и содержания зданий, сооружений, конструкций, социальных объектов, прилегающей территории в целях противопожарной защиты.
Новые Правила имеют дополнения, направленные на взаимодействие с пиротехникой, и включают в себя:
– раздел XXIII: применение и реализация пиротехнических изделий бытового назначения;
– раздел XXIV: применение специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях
– приложение 4: порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.
Соблюдение нормативно-правового обеспечения противопожарной службы позволит не только эффективнее бороться с последствиями пожаров, но и, что первостепенно, даст возможность предотвращать их. Организация профилактических мероприятий и проведение практических тренировок, обучение населения пожарной безопасности, оптимальное состояние и соответствие требованиям пожарных охранных систем являются залогом эффективной борьбы с пожарами.