Статья:

Сравнительно-правовой анализ регламентов ведущих зарубежных центров международного коммерческого арбитража (на примере Международного коммерческого арбитражного суда при Торговой промышленной палате РФ, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Павлова Ю.С., Рузова М.В. Сравнительно-правовой анализ регламентов ведущих зарубежных центров международного коммерческого арбитража (на примере Международного коммерческого арбитражного суда при Торговой промышленной палате РФ, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сравнительно-правовой анализ регламентов ведущих зарубежных центров международного коммерческого арбитража (на примере Международного коммерческого арбитражного суда при Торговой промышленной палате РФ, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты

Павлова Юлия Сергеевна
студент, Саратовский государственный университет, РФ, г. Саратов
Рузова Мария Валерьевна
студент, Саратовский государственный университет, РФ, г. Саратов
Малько Елена Александровна
научный руководитель, доцент, Саратовский государственный университет, РФ, г. Саратов

 

Активное участие российских индивидуальных предпринимателей и юридических лиц  в международном экономическом обороте требует большего внимания к изучению вопросов  международного коммерческого арбитража (далее - МКА). МКА является одним из основных способов рассмотрения споров в международной торговле, который не входит в систему государственных судов, а черпает свои полномочия из арбитражного соглашения. При рассмотрении в нем споров исключается подсудность государственным судам. Преимуществом МКА является выбор сторонами арбитров, которые проводят заседания в выбранном сторонами государстве и на языке, согласованном участниками спора.

МКА представляет собой разновидность третейских судов, специфическим признаком которого является то, что рассматриваемый им гражданско-правовой спор осложнен иностранным элементом.

В связи с этим понятие МКА используется в нескольких аспектах:

1) Альтернативный государственному правосудию способ разрешения споров;

2) Механизм рассмотрения споров;

3) Орган, организация созданная для рассмотрения таких споров.

Деятельность МКА регламентирована правилами, регламентами, положениями. В качестве примера проведем сравнительно - правовой анализ  правового положения арбитров, основываясь на положениях регламентов: Положения об организационных основах деятельности международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной Палате Российской Федерации, Закон «о международном коммерческом Арбитраже», Арбитражного Регламента арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма, Регламента международного арбитража Американской Арбитражной Ассоциации. 

Так в Положениях МКАС при ТПП РФ в соответствии с параграфом 3 арбитры не являются представителями сторон, которые участвуют в деле. Они избираются или назначаются из числа физических лиц,  обладающих необходимыми специальными знаниями отнесенных к компетенции МКАС в области разрешения споров. Арбитры при выполнении своих обязанностей должны быть беспристрастными и независимыми.

Согласно ст. 10 Закона «о международном коммерческом арбитраже» стороны сами могут определять число арбитров, а если не сделают это, то назначаются три арбитра.

Следует отметить, что в ст. 13 Арбитражного Регламента арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма  указывает на обстоятельство, что арбитр или председатель состава арбитров должен быть гражданином иной страны, чем каждая из сторон, если стороны не договорились об ином. А в ст. 12 говорится о том, что стороны сами определяют количество арбитров, а если нет договоренности, то состав формируется из трех арбитров, однако если Правление не решит, что спор решается арбитром единолично из-за сложности дела и суммы спора.

А в ст. 6 Регламента международного арбитража Американской Арбитражной Ассоциации говориться о том, что стороны могут назначить арбитров по взаимной договоренности, при этом воспользоваться помощью управляющего или же отказаться от нее. Если же достигнут договоренности, то обязательно должны проинформировать управляющего о такой процедуре. При отсутствии согласования о количестве арбитров, то будет назначен один арбитр,  если управляющий не решит, что с учетом сложности и объема дела рационально участие трех арбитров.

Можно подвести небольшой итог по данным основаниям, так количество арбитров при отсутствии договоренности сторон в Положениях МКАС при ТПП РФ и Арбитражного регламента арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма назначаются три арбитра в отличие от Регламента международного арбитража Американской Арбитражной Ассоциации, где данный спор будет рассмотрен одним арбитром. В Положениях МКАС при ТПП РФ говорится о том, что арбитры должны обладать необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров отнесенных к компетенции МКАС, а в Арбитражном Регламенте арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма не упоминается об этом, однако говориться  о том, что арбитр или председатель состава арбитров должен быть гражданином иной страны, чем стороны. А в Регламенте международного арбитража Американской Арбитражной Ассоциации отсутствуют упоминания о профессиональности и гражданстве арбитра.

Процедура отвода, сроки и основания для отвода арбитров  в положении МКАС при ТПП РФ, Регламенте ААА и Регламента АИТП г. Стокгольма одинаковые, но существуют отличия, в частности: секретариат арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма обязан уведомить стороны и состав арбитража о заявлении отвода, а также предоставить возможность его прокомментировать. В других регламентах данной процедуры не предусмотрено.

Отличия существуют и в основаниях для замены арбитров, так в ст. 15 Закона «о международном коммерческом арбитраже» если мандат арбитра прекращается, в связи с фактической или юридической неспособностью выполнять свои функции или по иным  причинам не осуществляет их без оправданной задержки, а также в виду того, что он берет самоотвод. В ст. 17 Регламента АИТП г. Стокгольма замена присматривает условия такие как: Правление принимает добровольную отставку арбитра, удовлетворяется заявление об отводе, арбитр иным образом не имеет возможности исполнять свои обязанности или не исполняет их ненадлежащем образом, смерть арбитра. Согласно ст. 11 Регламенте ААА причинами для замены арбитра являются: объявление об отводе, принятие отставки арбитра, смерть.

Следует отметить, что в Законе «о международном коммерческом арбитраже» отсутствует условие замены арбитра, как смерть. А в Регламенте ААА  не обозначен критерий такой как,  фактическая или юридическая неспособность выполнять свои функции или по иным  причинам не осуществляет их без оправданной задержки.

Таким образом, необходимо сделать вывод о  том, что сравнительно-правовой анализ Положения об организационных основах деятельности международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной Палате Российской Федерации, Закон «о международном коммерческом арбитраже», Арбитражного Регламента арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма, Регламента международного арбитража Американской Арбитражной Ассоциации показал, что имеются существенные отличия в определённых положениях, в частности назначение, количество, отводы и замена арбитров.  Это указывает на то, что нет единых правил для рассмотрения коммерческих споров, в свою очередь их отсутствие является преимуществом для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, поскольку выбор арбитров, в данных арбитражных учреждениях позволяет определить, какой арбитр и учреждение будет разрешать спор и выносить арбитражное решение.

В Положении об организационных основах деятельности международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной Палате Российской Федерации преимуществами является, более подробная регламентация положений арбитров, а именно требования, предъявляемые к арбитрам связанные со специальными знаниями в области разрешения споров,  прекращении и их замены.

 

Список литературы:
1. Арбитражного Регламента арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма сайт — [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://sccinstitute.com/ru/разрешение-споров/регламенты-тпс/ 
(Дата обращения: 06. 11. 2017). 
2. Международный коммерческий арбитражный суд. Официальный сайт — [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://mkas.tpprf.ru/ru/ (Дата обращения: 06. 11. 2017). 
3. О международном коммерческом арбитраже: Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 29.12.2015) //  РГ. №156. 1993; РГ. № 297. 2015. 
4. Положения об организационных основах деятельности международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной Палате Российской Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://mkas.tpprf.ru/ru/docu.php (Дата обращения: 06. 11. 2017). 
5. Регламента международного арбитража Американской Арбитражной Ассоциации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: https://www.adr.org/Rules (Дата обращения: 06. 11. 2017).