Статья:

Противодействие коррупции как элемент совершенствования системы государственной гражданской службы Кировской области

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Крутикова М.А. Противодействие коррупции как элемент совершенствования системы государственной гражданской службы Кировской области // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/85865 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Противодействие коррупции как элемент совершенствования системы государственной гражданской службы Кировской области

Крутикова Марина Анатольевна
магистрант, Кировский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Киров

 

IMPROVING THE PROFESSIONALISM OF PUBLIC CIVIL SERVANTS OF THE KIROV REGION AS A WAY TO IMPROVE THE SYSTEM OF PUBLIC CIVIL SERVICE

 

Marina Krutikova

Graduate student, Kirov Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Kirov

 

Аннотация. В статье представлен анализ системы противодействия коррупции на государственной службе в органах исполнительной власти Кировской области. Имеется множество способов противодействия коррупции. Коррупция как явление, которое глубоко проникло в действительность, требует применения системного подхода и решительных мер противодействия.

Abstract. The article presents an analysis of the system of combating corruption in the public service in the executive authorities of the Kirov region. There are many ways to counter corruption. Corruption, as a phenomenon that has deeply penetrated the reality, requires a systematic approach and resolute counteraction measures.

 

Ключевые слова: коррупция; государственные служа­щие; органы исполнительной власти; противодействие коррупции.

Keywords: corruption; civil servants; executive authorities; anti-corruption. 

 

Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти в настоящее время приобрела глобальный и системный характер. Она получила широкое распространение среди всех ветвей власти и во всех слоях общества. Кардинального снижения уровня коррупции за последнее время не произошло, а значительная часть российской экономики по-прежнему находится в чёрной или серой зоне. По оценке специалистов прямые потери государственного бюджета от коррупции составляют в нашей стране до 30% внутреннего валового продукта, что составляет не менее 20–25 млрд. долл. ежегодно. Если учитывать и наличные денежные средства, которые проходят не по всем видам отчетности, то потери увеличиваются в 3–5 раз и составляют не менее 60–70 млрд.долл. в год. В системе госуправления модель коррупции базируется на системе противоправных управляющих воздействий субъекта власти на конституционные, законодательные и нормативно-подзаконные нормы права, выражающие прямые и обратные взаимосвязи в деятельности должностных лиц государственных органов в коррупционных целях. Технологией процесса является формирование устойчивых коррупционных формальных и неформальных взаимосвязей между чиновниками в системе государственного управления, как по вертикали, так и по горизонтали. Таким образом, практически на всех уровнях власти образовались группы коррумпированных чиновников, политиков, общественных деятелей и бизнесменов, которые входят в преступный сговор, решая задачи по продвижению своих политических, финансовых и, в том числе, кадровых интересов.

Подразделением по профилактике коррупционных правонарушений и кадровыми службами в Кировской области ежегодно проводится прием и анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В ходе декларационной кампании 2020 года (за отчетный 2019 год) сведения о доходах представили:

21 лицо, замещающее государственную должность Кировской области;

1056 государственных гражданских служащих Кировской области;

2458 муниципальных служащих Кировской области;

3723 лица, замещающих должности глав местных администраций и муниципальные должности.

53 депутата органов местного самоуправления соответствующие сведения не представили. Данная информация доведена до органов прокуратуры Кировской области.

В 2020 году в органах исполнительной власти области инициировано 17 проверок полноты и достоверности сведений, представленных государственными гражданскими служащими области.

В отношении 12 служащих установлены факты представления неполных и недостоверных сведений о доходах.

По итогам проверок 5 государственных гражданских служащих привлечены к дисциплинарной ответственности: 3 замечания, 2 выговора.

Прокуратурой Кировской области не выявлено нарушений в администрации Губернатора и Правительства Кировской области при проведении декларационной кампании 2020 года.

В текущем году все лица, замещающие государственные должности Кировской области, должности государственной гражданской службы Кировской области представили сведения о своих близких родственниках и об аффилированности коммерческим организациям.

В целях исполнения обязанности уведомления о возникновении конфликта интересов, предусмотренной антикоррупционным законодательством, за 2020 год уведомили о возникновении конфликта интересов 27 государственных гражданских служащих, в отношении 26 человек приняты меры по предотвращению конфликта интересов.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 2020 году отмечается увеличение количества служащих, уведомивших о возникновении конфликта интересов (в 2019 году 22 служащих уведомили о конфликте, в отношении 16 человек приняты меры; в 2020 году 27 служащих уведомили о конфликте, в отношении 26 человек приняты меры). Данная тенденция свидетельствует как о повышении эффективности профилактической работы, так и о повышении антикоррупционного сознания и правовой культуры государственных служащих [6].

В органах исполнительной власти области проводится регулярный мониторинг выявленных случаев несоблюдения запретов, ограничений и требований к служебному поведению, ситуаций конфликта интересов.

Проводится работа с руководителями муниципальных образований об организации более тщательной профилактической работы и формирования негативного отношения к коррупционным проявлениям.

В целях минимизации коррупционных рисков осуществляется активная разъяснительная работа для существенного снижения возможностей коррупционного поведения. На курсах повышения квалификации с государственными гражданскими служащими проводится психологическое тестирование на предмет степени выраженности антикоррупционного сознания по авторской методике, разработанной доцентом кафедры гуманитарных наук Кировского филиала РАНХиГС.

Администрацией Губернатора и Правительства области регулярно осуществляется контроль за организацией работы по противодействию коррупции в государственных органах. За отчетный период в органах исполнительной власти проведено 14 проверок соблюдения законодательства о противодействии коррупции, 10 проверок в органах местного самоуправления области, 4 проверки в учреждениях, которые являются подведомственными администрации Губернатора и Правительства Кировской области.

Следует учитывать, что помимо обязанности представлять соответствующие сведения, законодательством предусмотрен широкий круг других обязанностей, запретов и ограничений, контролю за соблюдением которых по разным причинам уделяется гораздо меньше внимания [3, с. 25].

Такие нормы предусматривают выявление конфликта интересов, обязанность уведомления о склонении к коррупции, ограничения, связанные с дарением и другие.

Необходимо усиление контроля за деятельностью лиц, ответственных за противодействие коррупции как в органах исполнительной власти и местного самоуправления Кировской области, так и в подведомственных учреждениях, обеспечив применение всего комплекса мероприятий, направленных на выполнение служащими норм антикоррупционного поведения, обеспечив при этом централизованный и единый подход к реализации основной задачи пресечению коррупционных нарушений.

Одним из основных направлений в сфере противодействия коррупции считается проведение профилактических мероприятий [4, с.16].

В рамках данного направления работы в 2020 году обеспечено проведение следующих мероприятий:

3 обучающих семинара с лицами, впервые поступившими на государственную гражданскую службу, по вопросам соблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции;

3 инструктивных совещания с участием представителя прокуратуры Кировской области для руководителей и заместителей руководителей органов исполнительной власти, подведомственных учреждений, а также для руководителей кадровых служб по вопросам организации антикоррупционной работы.

С целью определения уровня знаний действующего антикоррупционного законодательства один раз в полугодие проводится анонимное тестирование государственных гражданских служащих. По результатам тестирования проводится работа по разъяснению законодательства и правовому просвещению.

В 2020 году в государственные органы направлено 36 разъяснительных писем, подготовлены методические рекомендации, различные памятки, в том числе для лиц, уволившихся с государственной службы, о соблюдении законодательства при дальнейшем трудоустройстве.

В целях повышения правовой культуры и разъяснения мер ответственности служащих за нарушение антикоррупционного законодательства в сфере государственной и муниципальной службы специалистами, ответственными за противодействие коррупции, постоянно проводятся индивидуальные профилактические беседы [1].

В целях информирования государственных гражданских служащих о существующих антикоррупционных запретах, ограничениях, требованиях и обязанностях на персональных компьютерах государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Кировской области установлена заставка по антикоррупционной тематике.

На официальном информационном сайте Правительства Кировской области создан и активно используется раздел «Противодействие коррупции».

Организована обратная связь для обращения о фактах коррупции. Указаны телефоны доверия по вопросам противодействия коррупции надзорных и правоохранительных органов.

Использование современных информационных технологий в антикоррупционной работе повышает качество профилактической работы, способствует повышению открытости деятельности государственных органов власти.

В целях приведения регионального антикоррупционного законодательства в соответствие с федеральным законодательством в 2020 году в администрации Губернатора и Правительства области подготовлено 16 нормативных правовых актов.

Несмотря на систематическое совершенствование нормативно-правовой базы в сфере противодействия коррупции, в федеральном законодательстве имеются неурегулированные вопросы, требующие нормативного закрепления.

Федеральным законом от 03.04.2017 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие, в том числе, проведение по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) проверки достоверности и полноты сведений о доходах в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, в порядке, установленном законом субъекта РФ.

При этом законодательство не предусматривает право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации проводить проверки соблюдения ограничений, запретов и исполнения обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством, не только по своей инициативе, но и при поступлении от иных источников информации о нарушении указанной категорией лиц требований закона [5, с.18].

Подобные ограничения не способствуют последовательной и полноценной реализации антикоррупционных механизмов, предусмотренных действующим законодательством. В целях повышения эффективности контроля за соблюдением лицами, замещающими муниципальные должности, действующих запретов и ограничений необходимо законодательно закрепить право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принимать решения о проверке не только достоверности и полноты сведений о доходах, но и соблюдения данными лицами запретов и ограничений.

 

Список литературы:
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О противодействии коррупции» [Электронный документ] : федер. закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.03.2017  // Парламентская газета. - № 92. – 31.12.2008. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана. 
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // РГ. 31.07.2004. № 162.
3. Бельский К.С. Об уточнении понятия «коррупция» / К.С. Бельский // Государство и право. 2018. № 12. С.24-28.
4. Дмитриев Ю.А. Борьба с коррупцией: фикция или реальность? / Ю.А. Дмитриев // Государство и право. 2019. № 5. С.14-16.
5. Лунеев, В. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.В. Куракин. М., 2008. С.8-20.
6. Нисневич, Ю. А. Демократия и коррупция [Электронный ресурс]. URL: http://www.liberal.ru/articles/cat/6273 (Дата обращения: 17.01.2021).