Статья:

Развитие туризма как сферы экономического развития государства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(14)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Загидуллина А.Р. Развитие туризма как сферы экономического развития государства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 14(14). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/14/25547 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие туризма как сферы экономического развития государства

Загидуллина Алия Рамазановна
студент Самарского национально исследовательского университета имени академика С. П. Королёва, РФ, г. Самара

 

Издавна туризм развивался по всему миру и воздействовал не только на экономику, но и на развитие общественных отношений в торговле, культуре, истории и т.д. В прошлом к туризму относились не как к отдыху, а как к укреплению связей между народами и открытию новых городов, стран и материков. Первое упоминание о путешествии было еще в древней Греции, в те времена она считалась центром мировой культуры и торговли. Из Греции во все страны мира отправлялись торговые пути, что способствовало развитию туризма.

Современный туризм – комплексное и массовое явление, форма организации отдыха, способ познания окружающего мира, область межрегионального и международного сотрудничества, область услуг и предпринимательства, часть государственной региональной политики. Индустрия туризма в международной экономике имеет высокие темпы развития, о чем свидетельствуют показатели мировой статистики.

Под влиянием быстрого темпа развития туристический бизнес является одним из основных и более развитых направлений в экономики. Исходя из этого, можно сделать вывод, что он действительно является феноменом столетия. В большинстве стран туризм выступает как важный сегмент в активизации внешнеторгового баланса, организации дополнительных рабочих мест и обеспечении трудоустройства населения. Значительная доля налоговых поступлений в бюджеты островных государств идет из туристической сферы.

Однако, данная особенность характерна не только для выше указанных государств. Так в современности туристическая сфера, являясь одной из наиболее развитых отраслей экономики, способствует ежегодным поступлениям денежных средств в бюджеты различных стран. В большинстве стран приходится от 1/5 части до половины валового национального продукта. В туристической сфере занято менее половины всей рабочей силы в мире. Индустрия путешествий увеличивает не только поступления платежей в казну государства, но и формирует сферы хозяйства, которые параллельно развиваются с туризмом, например, производство товаров пользующиеся спросом у потребителей, торговля, также изменяется к лучшему инфраструктура города и многое другое. С каждым годом увеличивается количество сфер, вовлеченных в сферу туризма, в индустрию путешествий.

Имея разветвленную сеть, туризм способствует трудоустройству граждан. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что дает возможность привлечь трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов.

Рисунок 1. Роль туризма в российской экономике

 

Еще один недостаток социального плана – это низкий уровень жизни населения отсталых районов страны. Чтобы улучшить состояние слаборазвитых районов, нужно привлечь в эти местности туристов, что в свою очередь приведет к притоку финансовых средств, открытию новых рабочих мест, уменьшится безработица. Начнет развитие туристическая инфраструктура, сервисные службы: улучшение дорог, увеличение пунктов сферы питания – кафе, мест отдыха и развлечения.

Помимо этого, рынок туристических услуг способен выделять денежные средства, которые могли бы оказывать помощь в охране исторических архитектурных ценностей, реставрации памятников старины, улучшении экологического состояния района. Туризм является немало важным источником доходов экономик регионов и стран. Это связано с тем, что расходы, которые туристы осуществляют в процессе своего путешествия из других регионов и стран представляют собой вклады в экономику принимающей их страны. К примеру, туристы из Италии, получив определенный доход в Риме, путешествуют по России и расходуют часть этих доходов, тем самым, внося определённый денежный вклад в экономику государства. Туристический импорт России, состоит, в основном, из расходов иностранных туристов на покупку услуг и товаров и вносит определенный денежный вклад в платежный баланс страны. На мировом рынке торговли туризм, как часть торговли услугами именуется «невидимым импортом». Невозможно не заметить, что сумма вывоза туристической валюты из страны меньше, чем сумма ввоза, что является положительной динамикой развития экономики страны.

Прямое влияние осуществляет денежный вклад туристами в само функционирование туристических предприятий, которое реализовывается без посторонней помощи, оно формируется благодаря денежным вкладам туристов, что создает фундамент материального обеспечения турфирм и увеличения рабочих мест.

Влияние прибыли от туризма на развитие регионов можно отнести к двум типам, а именно: прямое и косвенное. Увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов, расширяя деятельность туризма в регионах.

Косвенное влияние или «Эффект мультипликатора» функционирует по мере того как расширяется туризм в регионе, и его можно показать на следующем примере: группа иностранных туристов, путешествуя по любой стране, приобретая товары и услуги, тратят определенную денежную сумму, что составляет доход предприятия принимающей страны. Большая часть доходов регионов – это налоги, которые формируются с выручки и остаются в регионах для улучшения своей жизнедеятельности. Деньги туристов работают на экономику региона, в тот момент, когда турфирма приобретает производимые товары и услуги этого региона.

Приобретение туристами товаров и услуг увеличивает доход денежных средств работающих на экономику регионов. От полученной туристической прибыли регионы, выплачивают заработную плату работникам, которые в свою очередь расходуют их приобретения товаров и услуги.

Взаимодействие прямого и косвенного типов влияния прибыли от туризма в регионах, определяет их воздействие на местную экономику. Доход от расходов туристов на приобретение товаров и услуг не всегда может быть использован в полном объеме. Одна часть используется за его пределами, а другая откладывается в бюджет региона. Чем выше доходы туристов реализуемые в пределах региона, тем значительнее эффект мультипликатора. Удержание доходов туристов в границах данного региона зависит от состояния местной экономики. Если экономика способна производить товары и услуги, которые удовлетворяют спрос туристов, то эффект мультипликатора может потребовать создание дополнительных рабочих мест стране примерно около1,5 млн. Ожидаемый вклад в российский бюджет – 35,8 млрд. долл. Положительно воздействуя на производство в целом, сформированный рынок туристских услуг способен содействовать улучшению экономики больших населенных пунктов и удалённых регионов России, тем самым, став значимой статьёй для создания валового национального продукта.

В заключение этого вопроса хотелось бы отметить, что развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные аспекты: во-первых, он обеспечивает поступление зарубежной валюты и помогает в регулировании проблемы трудоустройства населения, во-вторых, помогает в развитии автотранспортной сети и инфраструктуры региона в целом и реализации рекреационных возможностей. Вместе с тем быстрое развитие данной сферы услуг обостряет разногласие между его масштабами и причиняемыми убытками: происходит то, что для местного населения страны уменьшаются продовольственные ресурсы, запасы чистой питьевой воды и что немало важно загрязняется окружающая среда. По этой причине, при оптимизации развития данной области необходимо учитывать мировой опыт, а также применение современных методов, которые могли бы защитить окружающую среду и других мер для регулирования экономики. Необходимо понимание в целом всего лучшего, что накоплено мировым опытом в этой сфере, обнаружение имеющихся ресурсов и регулирование нормативной и юридической базы развития туризма.

 

Список литературы:
1. Андрианов В. Внешняя торговля России // Экономист. – 2013 – № 3 – С.56–64.
2. Баранова Е. Современная международная торговля: Спецкурс // Рос. экон. журн. – 2014 – № 6. – С.72–82; № 9-10. – С.83–92; № 11. – С.102–109.
3. Загашвили В. Мировая торговля // Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 8. – С.9–13. 
4. Корнелиус Л. Торговля на мировых рынках: пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Евро, 2014. – 715с.