Статья:

Правовой статус детей-сирот

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(14)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сиятскова К.Н. Правовой статус детей-сирот // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 14(14). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/14/25633 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовой статус детей-сирот

Сиятскова Ксения Николаевна
магистрант ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», РФ, Волгоградский филиал, г. Волгоград

 

В последние годы активно идёт процесс формирования и реализации государственной политики в сфере семьи, материнства и детства, направленной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за обеспечение её социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов. Создана и развивается законодательная база по вопросу поддержки семьи, материнства и детства, совершенствуется система социального обслуживания семьи и детей, пропагандируются семейные ценности. Но всё это пока не привело к сокращению социального сиротства.

Кризис современной семьи, о котором бьют тревогу специалисты, негативно отражается на состоянии детства в стране. Основными причинами, способствующими широкому распространению сиротства, являются: социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес неполных семей.

Необходимость в защите прав и интересов детей-сирот определяется интересами как самих детей, так и государства. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, либо в силу других причин вынужденные покинуть семью, пополняют ряды безнадзорных, приобретают склонность к маргинальному и противоправному поведению. Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссия по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел и другие), обязаны выявлять таких детей и решать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов государственной власти после совершения преступлений, административных проступков и других аморальных действий.

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права.

Правовой статус личности – система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьектностью) координирует свое поведение в обществе [8].

Высказываются мнения о том, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» равнозначны [8], но нам представляется более убедительной точка зрения белорусских ученых о различии этих понятий. В понятие правовой статус они включают статутные права и обязанности, т.е. формируемые в виде правовых предписаний и относящиеся к объективному (позитивному) праву. Понятие «правовое положение личности» считается ими более широким. Кроме прав и обязанностей, в него вводятся субъективные правовые элементы – гражданство, правосубъектность, субъективные права, обязанности, ответственность за возможно совершенное правонарушение [7].

Таким образом, правовое положение человека обусловливается особенностями социального статуса на определенный момент; правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности.

Применительно к рассматриваемому субъекту правовой статус детей-сирот будет представлять собой достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права.

Соответственно, правовой статус детей сирот складывается из прав и свобод, гарантированных государством для всех субъектов права, и тех прав, и свобод, которые законодатель специально включил в правовую материю с тем, чтобы обеспечить в соответствии с принципом справедливости возможность для полноценной жизни и развития лицам, подпадающим под определение ребенка-сироты.

Далее в работе будет исследована именно вторая, специальная часть правового статуса ребенка-сироты.

Главный признак ребенка как носителя специального статуса - возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности, а также деликтоспособности. Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.

В ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка [1] определено, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Согласно терминологии Семейного кодекса РФ [4] ребенком также признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Гражданский кодекс РФ [3] дополнительно выделяет понятие «малолетний» – несовершеннолетний, достигший 14 лет.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в отношении несовершеннолетних граждан использует термин «не полностью дееспособный гражданин».

В законодательстве подробно прописываются признаки для признания ребенка официально в качестве сироты. Так, в соответствии с федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5], дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителя в установленном законом порядке. Фактически, эти две категории субъектов приравнены в правах и социальных гарантиях, поэтому можно говорить об их едином правовом статусе, за некоторыми исключениями.

Структурными элементами правового статуса детей-сирот являются их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [8].

Особенность правоспособности детей-сирот в том, что они могут иметь некоторые права и обязанности, не свойственные остальным субъектам права и специфичные только для этой категории граждан. Нормы, регулирующие отношения, напрямую затрагивающие правовой статус детей-сирот, и составляющие часть правоспособности последних, можно разделить на несколько групп.

Во-первых, это группа норм, направленных на выявление детей-сирот, т.е. по фиксации их в качестве таковых.

Во-вторых, это группа норм, закрепляющих дополнительные социальные гарантии для детей-сирот: льготы в сфере образования, жилищное, финансовое обеспечение и прочие.

В-третьих, это группа норм, регулирующих отношения представительства детей-сирот, т.е. регламентирующих процедуры установления опеки, попечительства, усыновления, иных форм представительства. Если правоспособность характеризует круг правомочий, которые ребенок-сирота может иметь, то дееспособность определяет возможность осуществлять эти права и обязанности своими действиями.

Единого термина для обозначения дееспособности несовершеннолетних нет как в законодательстве, так и в юридической литературе. Различные авторы используют такие понятия, как частичная, ограниченная, относительная дееспособность [6]. Исходя из положений Закона об опеке ребенок любого возраста обладает «не полной» дееспособностью. Гражданский кодекс не содержит термина для этого явления. Положения ГК РФ наделяют детей старше 6 лет определенным объемом дееспособности, который увеличивается по достижении ребенком возраста 14 лет. Полная дееспособность по общему правилу возникает у гражданина по достижении им 18 лет. Вопрос о наличии у ребенка, не достигшего шести лет, дееспособности, является дискуссионным.

Дееспособность ребенка-сироты имеет ту отличительную особенность, что в этом случае отсутствует законное представительство родителей, столь обычное в иных отношениях, связанных с детьми. Представитель ребенка-сироты устанавливается в результате совершения целого ряда юридических фактов, например, оформление попечительства.

Деликтоспособность детей-сирот отличается от общей деликтоспособости граждан наличием случаев, когда субъектом нарушения может быть только человек, имеющий статус ребенка-сироты. Таких случаев крайне мало, но они могут существовать, например, случай дисциплинарной ответственности за нарушение административного режима в организации, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что правовой статус детей-сирот представляет собой достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права, и состоит из трех структурных элементов (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность), каждый из которых имеет свои особенности, обусловленные свойством субъекта соответствующих норм.

 

Список литературы:
1. «Конвенция о правах ребенка» одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I. «Сборник международных договоров СССР», выпуск XLVI, 1993.
2. Конституция РФ принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. 
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
4. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1. Ст. 16.
5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ, 23.12.1996, Ст. 5880.
6. Витрук Н.В. «Общая теория правового положения личности» – М.: «НОРМА», 2008. С. 93.
7. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., К.учинский В.А. Общая теория государства и права. Минск: Тисей, 1998. С. 242–256.
8. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000, – С. 410.
9. Сусликов В.Н., Шкилева Н.Л. «О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // «Гражданское право», 2011, № 4.