Правовой статус детей-сирот
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(14)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(14)
Правовой статус детей-сирот
В последние годы активно идёт процесс формирования и реализации государственной политики в сфере семьи, материнства и детства, направленной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за обеспечение её социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов. Создана и развивается законодательная база по вопросу поддержки семьи, материнства и детства, совершенствуется система социального обслуживания семьи и детей, пропагандируются семейные ценности. Но всё это пока не привело к сокращению социального сиротства.
Кризис современной семьи, о котором бьют тревогу специалисты, негативно отражается на состоянии детства в стране. Основными причинами, способствующими широкому распространению сиротства, являются: социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, слабость нравственных устоев многих семей, рост числа детей, рождающихся вне брака, высокий удельный вес неполных семей.
Необходимость в защите прав и интересов детей-сирот определяется интересами как самих детей, так и государства. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, либо в силу других причин вынужденные покинуть семью, пополняют ряды безнадзорных, приобретают склонность к маргинальному и противоправному поведению. Органы опеки и попечительства совместно с другими органами государственной власти (комиссия по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел и другие), обязаны выявлять таких детей и решать их дальнейшую судьбу, но чаще всего такие дети попадают в поле зрение органов государственной власти после совершения преступлений, административных проступков и других аморальных действий.
Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо четко определить особенности правового статуса этих лиц как субъектов права.
Правовой статус личности – система закрепленных в нормативно-правовых актах и гарантированных государством прав, свобод, обязанностей, ответственности, в соответствии с которыми индивид как субъект права (т.е. обладающий правосубьектностью) координирует свое поведение в обществе [8].
Высказываются мнения о том, что понятия «правовой статус» и «правовое положение» равнозначны [8], но нам представляется более убедительной точка зрения белорусских ученых о различии этих понятий. В понятие правовой статус они включают статутные права и обязанности, т.е. формируемые в виде правовых предписаний и относящиеся к объективному (позитивному) праву. Понятие «правовое положение личности» считается ими более широким. Кроме прав и обязанностей, в него вводятся субъективные правовые элементы – гражданство, правосубъектность, субъективные права, обязанности, ответственность за возможно совершенное правонарушение [7].
Таким образом, правовое положение человека обусловливается особенностями социального статуса на определенный момент; правовой статус личности отражает юридическое закрепление достигнутого обществом объема свободы личности.
Применительно к рассматриваемому субъекту правовой статус детей-сирот будет представлять собой достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права.
Соответственно, правовой статус детей сирот складывается из прав и свобод, гарантированных государством для всех субъектов права, и тех прав, и свобод, которые законодатель специально включил в правовую материю с тем, чтобы обеспечить в соответствии с принципом справедливости возможность для полноценной жизни и развития лицам, подпадающим под определение ребенка-сироты.
Далее в работе будет исследована именно вторая, специальная часть правового статуса ребенка-сироты.
Главный признак ребенка как носителя специального статуса - возрастные границы, обусловливающие психофизические особенности несовершеннолетних и определяющие специфику их право- и дееспособности, а также деликтоспособности. Специфика статуса ребенка, особенно малолетнего, определяется его физической и социальной беспомощностью, в силу чего многие его права, не могут быть реализованы им лично. Ответственность за их реализацию лежит на представителях, других субъектах: родителях, лицах, их заменяющих, государстве и обществе в лице специальных учреждений и органов.
В ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка [1] определено, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Согласно терминологии Семейного кодекса РФ [4] ребенком также признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Гражданский кодекс РФ [3] дополнительно выделяет понятие «малолетний» – несовершеннолетний, достигший 14 лет.
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» в отношении несовершеннолетних граждан использует термин «не полностью дееспособный гражданин».
В законодательстве подробно прописываются признаки для признания ребенка официально в качестве сироты. Так, в соответствии с федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5], дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителя в установленном законом порядке. Фактически, эти две категории субъектов приравнены в правах и социальных гарантиях, поэтому можно говорить об их едином правовом статусе, за некоторыми исключениями.
Структурными элементами правового статуса детей-сирот являются их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность [8].
Особенность правоспособности детей-сирот в том, что они могут иметь некоторые права и обязанности, не свойственные остальным субъектам права и специфичные только для этой категории граждан. Нормы, регулирующие отношения, напрямую затрагивающие правовой статус детей-сирот, и составляющие часть правоспособности последних, можно разделить на несколько групп.
Во-первых, это группа норм, направленных на выявление детей-сирот, т.е. по фиксации их в качестве таковых.
Во-вторых, это группа норм, закрепляющих дополнительные социальные гарантии для детей-сирот: льготы в сфере образования, жилищное, финансовое обеспечение и прочие.
В-третьих, это группа норм, регулирующих отношения представительства детей-сирот, т.е. регламентирующих процедуры установления опеки, попечительства, усыновления, иных форм представительства. Если правоспособность характеризует круг правомочий, которые ребенок-сирота может иметь, то дееспособность определяет возможность осуществлять эти права и обязанности своими действиями.
Единого термина для обозначения дееспособности несовершеннолетних нет как в законодательстве, так и в юридической литературе. Различные авторы используют такие понятия, как частичная, ограниченная, относительная дееспособность [6]. Исходя из положений Закона об опеке ребенок любого возраста обладает «не полной» дееспособностью. Гражданский кодекс не содержит термина для этого явления. Положения ГК РФ наделяют детей старше 6 лет определенным объемом дееспособности, который увеличивается по достижении ребенком возраста 14 лет. Полная дееспособность по общему правилу возникает у гражданина по достижении им 18 лет. Вопрос о наличии у ребенка, не достигшего шести лет, дееспособности, является дискуссионным.
Дееспособность ребенка-сироты имеет ту отличительную особенность, что в этом случае отсутствует законное представительство родителей, столь обычное в иных отношениях, связанных с детьми. Представитель ребенка-сироты устанавливается в результате совершения целого ряда юридических фактов, например, оформление попечительства.
Деликтоспособность детей-сирот отличается от общей деликтоспособости граждан наличием случаев, когда субъектом нарушения может быть только человек, имеющий статус ребенка-сироты. Таких случаев крайне мало, но они могут существовать, например, случай дисциплинарной ответственности за нарушение административного режима в организации, в которую несовершеннолетний был помещен под надзор.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что правовой статус детей-сирот представляет собой достигнутый обществом объем свобод и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выраженный в нормах объективного права, и состоит из трех структурных элементов (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность), каждый из которых имеет свои особенности, обусловленные свойством субъекта соответствующих норм.