Психологические особенности детей дошкольного возраста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Аннотация. Психологические особенности детей дошкольного возраста всесторонне изучены, благодаря рассмотрению с разных ракурсов. В первую очередь рассмотрены основные критерии психологического здоровья дошкольника. В системе образования и воспитания основополагающим является объём усвоенных знаний, тогда как психологическое здоровье личности отходит на второй план. Отсюда отсутствие удовлетворённости жизнью, всевозможные страхи и фобии. Взаимоотношения в семье играют важную роль в становлении личности ребёнка, крайне важна взаимосвязь педагог-родители. При верной расстановке ролей дома и в общеобразовательном учреждении развитие ребёнка будет правильным. Приведены внешние факторы воздействия, а именно социальная ситуация для приобщения ребенка нормам общество.
Abstract. The psychological characteristics of preschool children are comprehensively studied, thanks to the consideration from different angles. First of all, the main criteria for the psychological health of a preschooler are considered. In the system of education and upbringing, the volume of acquired knowledge is fundamental, while the psychological health of the individual takes a back seat. Hence the lack of satisfaction with life, all sorts of fears and phobias. Relationships in the family play an important role in the formation of the child's personality, the teacher-parents relationship is extremely important. With the correct placement of roles at home and in a general education institution, the child's development will be correct. The external factors of influence, namely the social situation for introducing the child to the norms in society, are given.
Ключевые слова: психологическое здоровье личности, семья, социальная ситуация, общение, восприятие, психическое становление, концентрация.
Keywords: psychological health of the individual, family, social situation, communication, perception, mental formation, concentration.
Процессы воспитания и обучения – естественное и основополагающее стремление родителей, педагогов. Взрослые стараются дать детям самое лучшее, но критерием служит отнюдь не внутренняя гармония и целостность личности ребёнка, а объём усвоенных знаний.
Результаты современных исследований напрямую свидетельствуют о взаимосвязи нарушений психологического здоровья с успешностью детей в учёбе. Выраженное повышение тревожности является одним из таких нарушений психического здоровья, способных в последствии привести к снижению произвольного внимания. Внутреннее напряжение, проявление которого обуславливает повышенную двигательную активность и защитную агрессию может привести к нарушению дисциплины. Страхи влекут за собой перманентное напряжение и, как результат, снижение работоспособности, повышенную утомляемость. Деструктивная агрессия и социальные страхи проявляются у дошкольников в виде так называемой «боязни сцены», т.е. трудности при необходимости публичных ответов у доски, выступлений и самого процесса общения. Демонстративная агрессия провоцирует стереотипизацию поведения, направленного на получение негативного внимания [1, с.93 с].
Итак, основные показатели психологического здоровья личности:
• Всестороннее принятие самого себя, т.е. позитивный образ «Я»;
• Рефлексия – как одно из средств самопознания;
• Стремление к самоизменению, саморазвитию, самореализации.
Учитывая крайнюю значимость психологического здоровья детей, важно грамотно организовывать образовательный процесс и процесс общения с данной возрастной группой. [2, с.76 с].
Итак, проблемы с психологическим здоровьем дошкольников: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.
Важно отличать патологический страх от нормального функционально значимого, чтобы не нарушить естественные адаптационные процессы в развитии ребёнка.
Основы психологического здоровья ребёнка безусловно закладываются в семье. Уникальный первичный социум даёт детям ощущение защищённости, «эмоционального тыла», поддержки, без оценочного восприятия.
Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста сопряжена с постепенным отделением от родителей и расширением его круга общения. Ребёнок знакомится с нормами и правилами неведомого ему «взрослого» мира, посещает магазины, всевозможные развивающие центры, в том числе танцевальные студии. Мир взрослых людей становится так называемой идеальной формой, определяющей стремление и развитие. [3, с.124 с]. Согласно утверждениям Л.С. Выготского, идеальная форма – часть объективной действительности, с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; сфера, в которую ребенок пытается войти.
Таким образом, комплексное изучение возрастной психологии и умение адаптировать научные догмы к реальным детям позволяют педагогам наиболее продуктивно справляться с поставленными задачами. А именно обеспечить дошкольникам интеллектуальную, мотивационную и волевую готовность к обучению в школе.