СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Конфликты возникают в процессе общения, между людьми до тех пор, пока есть человек. Они проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, играют ключевую роль в жизни личности, семьи, коллектива, государства и общества в целом. Конфликты - это естественное состояние всего глобального социума, каждого общества - государства, регионального общества, местного сообщества, организаций всех видов и форм. Конфликты постоянно воспроизводятся в отношениях между людьми, связанных с различными видами деятельности человека. По словам Ю.Ф. Лукина, сфера образования - одна из самых конфликтных в обществе. Это связано с преобладанием отношений" человек-человек " во всех видах учебных заведений.
Проблемы общения участников учебного процесса становятся все острее в современных школах. Школьные конфликты являются причиной многих негативных явлений. Потому что они имеют тенденцию быть разрушительными. Конфликты ухудшают качество всей деятельности учебного заведения. Ответственность за последствия таких конфликтов в общеобразовательном учреждении лежит на администрации, учителях, социальном педагоге, психологе и др. Воспоминания о конфликтах обычно провоцируют негативные ассоциации: угрозы, враждебность, недопонимание, иногда безнадежные попытки доказать свою точку зрения и обиды. В результате возникает мнение, что конфликт в любом случае является негативным явлением, ненужным для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто, чего следует избегать.
Желание понять потребности другого, его точку зрения и принять решение, подходящее для всех сторон, является основой долгосрочных отношений. Такой подход развивает взаимное уважение, понимание и доверие. Если предмет спора важен для обеих сторон, эта стратегия является наиболее подходящей. Однако, если только одна сторона готова к сотрудничеству в конфликтной ситуации, поиск эффективного решения проблемы займет много времени.
Причиной конфликтов может быть отсутствие у ребенка инициативы в установлении контакта со сверстниками, отсутствие эмоциональных устремлений между товарищами по играм, разные навыки и способности. В результате каждый по-своему реагирует на требования учителя и сверстников и формирует отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Особенности личности определяют стиль поведения в конфликте. Различают такие стили поведения, как конкуренция, сотрудничество, компромисс, адаптация и избегание.
В своем исследовании мы рассмотрели и проанализировали основные вопросы, касающиеся определения характера и содержания конфликта, а также изучили типы и способы ведения межличностных конфликтов и провели опытно –экспериментальную работу по социально-педагогической деятельности по урегулированию школьных конфликтов.
Практическое исследование проводилось на базе МОУ Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 44 центрального района г.Волгограда в 4 «Б» классе.
Для исследования мы использовали диагностические методики по выявлению уровня сформированности межличностных отношений младших школьников
1. Диагностика на основе опросника разработанного А. Бассе и А. Дарки.
2. Анкета по выявлению взаимоотношений в классном коллективе.
3. Диагностическая методика «Социометрия»
По результатам диагностики, мы установили, что до проведения мероприятий по профилактике конфликтов, у младших школьников наблюдается высокая степень агрессии, обиды, подозрительности, чувство вины, вербальной агрессии. После проведения комплекса мероприятий в классном коллективе, мы снизили степень агрессивных и враждебных реакций, что улучшило учебный процесс в классе.
Для урегулирования конфликтов в школьной среде нами была разработана программа на основе результатов диагностирования, по урегулированию школьных конфликтов посредством организации проектной деятельности.
Содержание программы:
1. Классный час «Поговорим о дружбе»
2. Метод «Займи позицию».
3.Игровой тренинг «Волшебный стул»
4.Упражнение – энергизатор «Гром-ураган –землетрясение»
5.Игра-упражнение «собери рукопожатие».
6. Классный час "Я среди своих одноклассников"
7.Игровой тренинг «Мне нравится в однокласснике , который сидит слева….»
8.Классный час на тему: Учимся жить без конфликтов.
Проведенное исследование показало, что у младших школьников сложности возникают в умении выражать и понимать свои и чужие чувства и эмоции, неумение адекватно воспринимать партнеров по общению, отсутствие невербальных навыков общения, отсутствие гибкости в общении, категоричность, когда младший школьник выбирает лишь одну точку зрения и навязывает ее окружающим, неспособность проявлять эмпатию. Все это не только затрудняет общение, но и становится источником конфликтов, которых можно было бы избежать.
Разработанная нами программа поможет младшим школьникам понимать самих себя, развить коммуникативные умения и навыки и сформировать навыки бесконфликтного общения. Школьники научатся правильно выражать мысли и чувства, изучат способы эмоционального воздействия на окружающих, научатся активному слушанию, ассертивному поведению и развить эмоциональный интеллект. Реализация программы позволит провести анализ конфликтных ситуаций, возникающих в младшем школьном возрасте, и поможет школьникам выработать верную стратегию поведения.