Статья:

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Жамгарян К.В. СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111526 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Жамгарян Кристина Викторовна
студент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Мироненко Инга Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Конфликты возникают в процессе общения,  между людьми до тех пор, пока есть человек. Они проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, играют ключевую роль в жизни личности, семьи, коллектива, государства и общества в целом. Конфликты - это естественное состояние всего глобального социума, каждого общества - государства, регионального общества, местного сообщества, организаций всех видов и форм. Конфликты постоянно воспроизводятся в отношениях между людьми, связанных с различными видами деятельности человека. По словам Ю.Ф. Лукина, сфера образования - одна из самых конфликтных в обществе. Это связано с преобладанием отношений" человек-человек " во всех видах учебных заведений.

Проблемы общения участников учебного процесса становятся все острее в современных школах. Школьные конфликты являются причиной многих негативных явлений. Потому что они имеют тенденцию быть разрушительными. Конфликты ухудшают качество всей деятельности учебного заведения. Ответственность за последствия таких конфликтов в общеобразовательном учреждении лежит на администрации, учителях, социальном педагоге, психологе и др. Воспоминания о конфликтах обычно провоцируют негативные ассоциации: угрозы, враждебность, недопонимание, иногда безнадежные попытки доказать свою точку зрения и обиды. В результате возникает мнение, что конфликт в любом случае является негативным явлением, ненужным для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто, чего следует избегать.

Желание понять потребности другого, его точку зрения и принять решение, подходящее для всех сторон, является основой долгосрочных отношений. Такой подход развивает взаимное уважение, понимание и доверие. Если предмет спора важен для обеих сторон, эта стратегия является наиболее подходящей. Однако, если только одна сторона готова к сотрудничеству в конфликтной ситуации, поиск эффективного решения проблемы займет много времени.

Причиной конфликтов может быть отсутствие у ребенка инициативы в установлении контакта со сверстниками, отсутствие эмоциональных устремлений между товарищами по играм, разные навыки и способности. В результате каждый по-своему реагирует на требования учителя и сверстников и формирует отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Особенности личности определяют стиль поведения в конфликте. Различают такие стили поведения, как конкуренция, сотрудничество, компромисс, адаптация и избегание.

В своем исследовании  мы рассмотрели и проанализировали основные вопросы, касающиеся определения характера и содержания конфликта, а также изучили типы и способы ведения межличностных конфликтов и провели  опытно –экспериментальную работу по социально-педагогической деятельности по урегулированию школьных конфликтов. 

Практическое исследование проводилось на базе  МОУ Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 44 центрального района г.Волгограда в 4 «Б» классе.

Для исследования мы использовали диагностические методики по выявлению уровня сформированности межличностных отношений младших школьников

1. Диагностика на основе опросника разработанного А. Бассе и А. Дарки.

2. Анкета по выявлению взаимоотношений в классном коллективе.

3. Диагностическая методика  «Социометрия»

По результатам диагностики, мы установили, что до проведения мероприятий по профилактике конфликтов, у младших школьников наблюдается высокая степень агрессии, обиды, подозрительности, чувство вины, вербальной агрессии. После проведения комплекса мероприятий в классном коллективе, мы снизили степень агрессивных и враждебных  реакций, что улучшило учебный процесс в классе.

Для урегулирования конфликтов в школьной среде нами была разработана программа на основе результатов диагностирования, по урегулированию школьных конфликтов посредством организации проектной деятельности.

Содержание программы:

1. Классный час «Поговорим о дружбе»

2. Метод «Займи позицию».  

3.Игровой тренинг «Волшебный стул»

4.Упражнение – энергизатор «Гром-ураган –землетрясение»

5.Игра-упражнение «собери рукопожатие».

6. Классный час "Я среди своих одноклассников"

7.Игровой тренинг «Мне нравится в однокласснике , который сидит слева….»

8.Классный час  на тему:   Учимся жить без конфликтов.

Проведенное исследование показало, что у младших школьников сложности возникают в умении выражать и понимать свои и чужие чувства и эмоции, неумение адекватно воспринимать партнеров по общению, отсутствие невербальных навыков общения, отсутствие гибкости в общении, категоричность, когда младший школьник выбирает лишь одну точку зрения и навязывает ее окружающим, неспособность проявлять эмпатию. Все это не только затрудняет общение, но и становится источником конфликтов, которых можно было бы избежать.

Разработанная нами программа поможет младшим школьникам понимать самих себя, развить коммуникативные умения и навыки и сформировать  навыки бесконфликтного общения. Школьники научатся правильно выражать мысли и чувства, изучат способы эмоционального воздействия на окружающих, научатся активному слушанию, ассертивному поведению и развить эмоциональный интеллект. Реализация программы позволит провести анализ конфликтных ситуаций, возникающих в младшем школьном  возрасте, и поможет школьникам выработать верную стратегию поведения.