Статья:

Интернет-зависимость личности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Вяйселева А.М. Интернет-зависимость личности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81953 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интернет-зависимость личности

Вяйселева Алина Маратовна
студент, Пензенский государственный университет, РA, г. Пенза

 

С развитием технологий в современном человеческом обществе приобретает огромную значимость способ коммуникации посредством сети Интернет и при помощи различных устройств, дающих неограниченный доступ к сети. Доступность технологий связи на расстоянии посредством сети Интернет даёт возможность современным людям находиться на связи неограниченное количество времени, следственно совершенно меняется культура общения современного человека, роль личного (живого общения) утрачивает значение, человек становится заложником интернета.

Предрасположенность к интернет-зависимости также связана с тревогой и депрессией. Если вы страдаете от беспокойства и депрессии, вы можете обратиться к Интернету, чтобы заполнить пустоту. Если вы застенчивы или неловки в обществе, вы можете обратиться к Интернету, потому что он не требует межличностного взаимодействия и приносит эмоциональное удовлетворение.

Важно понимать, что зависимость - это болезнь, при которой человек уже не принадлежит себе целиком. Хотя это заболевание официально не признано в качестве расстройства в Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-IV), его распространенность в русской и европейской культурах ошеломляет - затрагивая до 8,2% населения. Тем не менее, по некоторым данным, от него страдают до 38% населения в целом. Широко изменяющаяся разница в уровнях распространенности может быть связана с тем фактом, что не было выбрано никаких истинных и стандартизированных критериев для расстройства интернет-зависимости. Ученые и специалисты в области психического здоровья исследуют его по-разному. И это исследуется по-разному в разных этнических культурах.

Изучением зависимостей или аддикций (от англ. addiction - зависимость) занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого века на стыке этих наук образовалась новая наука - аддиктология или наука о зависимостях.

Целью исследования является изучение склонности людей к интернет-зависимости в условиях современности. Данная проблема особенно актуальна во время  дистанционного обучения, ведь в этот период большинство людей находятся в тесном контакте со своими гаджетами. Для выявления уровня зависимости от интернета в условиях современности был выбран тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость (в оригинале "Internet Addiction Test" - тест на интернет-аддикцию).  Исследование проводилось на базе Пензенского государственного университета (20 человек, возраст – от 18 до 26 лет).

Анкетируемых просили ответить на вопросы пользования интернета, учитывая только внеучебные и не связанные с работой цели пользования сетью. Методика содержит в себе 20 вопросов, в котором предлагается ответить при помощи следующих шкал с баллами:

1 = Редко 2 = Иногда

3 = Часто 4 = Очень часто

5 = Всегда 0 = Не применимо 

Результаты получаются при помощи суммирования баллов у отмеченных ответов. Чем больше суммарный балл, тем выше уровень зависимости и проблем, который возникают из-за использования интернета.

Результаты исследования уровня зависимости от сети Интернет студентов Пензенского государственного университета представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Результаты анкетирования

Анкетируемые

Баллы

Уровень зависимости от сети

1

49

средний

2

47

средний

3

36

средний

4

47

средний

5

39

средний

6

80

зависимый

7

34

средний

8

45

средний

9

37

средний

10

52

начальный

11

65

начальный

12

45

средний

13

34

средний

14

43

средний

15

84

зависимый

16

35

средний

17

32

средний

18

66

начальный

19

50

начальный

20

56

начальный

 

Итак, в результате проведённого исследования, мы выяснили, что среди студентов Пензенского государственного университета основная часть являются средними пользователями сети (65% - 13 человек). Это говорит нам о том, что студенты затрачивают относительно небольшое количество времени в сети. И у них нет проблем с этим. Для них интернет является источником информации, или используют его для работы и не проводят там время без причины. У 25% (5 человек)  исследовательской группы выявлен начальный уровень зависимости от сети интернет и 2 человека (10%) являются зависимыми. Главное - не перейти ту грань, за которым находится только виртуальный мир, из которого в дальнейшем сложно выбраться. Я считаю, что для студентов с начальным уровнем интернет - зависимости необходимо провести профилактическую беседу. Но этого недостаточно. Среди них необходимо провести дополнительное исследование для выявления личностных особенностей, и разработать программу профилактики интернет - зависимости. Интернет-зависимым студентам необходимо посещение врача-специалиста, ведь зависимость – это болезнь, и её нужно лечить уже на начальной стадии.

Также хотелось бы добавить, что исследование, проведенное во время дистанционного обучения, существенно повлияло на результаты, ведь занятия проходят в онлайн-формате, подготовка к ним соответственно требует дополнительного выхода в интернет, которое влияет на сознание студентов и на  их уровень зависимости от сети.

 

Список литературы:
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - Москва: Изд-во Можайск, 2000. - 431 с.
2. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет - аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по психологии. - Москва: Изд-во Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251 - 253.
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. - Москва, 2000. - С. 100-131.