Статья:

Профилактика конфликтов у подростков в образовательных учреждениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ескендирова Д.Х. Профилактика конфликтов у подростков в образовательных учреждениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60677 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профилактика конфликтов у подростков в образовательных учреждениях

Ескендирова Диана Хаиркеевна
студент Омского государственного педагогического университета, РФ, г. Омск

 

Необходимым фактором жизнедеятельности коллективов образовательных учреждений (школы, колледжи, техникумы) является профилактика межличностных конфликтов у подростков. Коллектив выступает для каждого обучающегося в качестве арены для самовыражения и самоутверждения себя как личности, ибо только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т. е. принятие или непринятие себя как личности.

По мнению А.Я. Анцупова, «профилактика – это термин, означающий комплекс разного рода мероприятий, направленных на предупреждение возможных противоречий» [1, с. 400]. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт. Таким образом, «профилактика конфликта в образовательном процессе − это педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания, а также осуществляемая системой психолого-педагогических методов и средств» [3, с. 95-97].

Существует множество уровней профилактических операций. Рассмотрим в качестве примера германскую трехуровневую модель:

1. Первичная или ранняя профилактика:

Включает социально-педагогические мероприятия, проекты, научные исследования, направленные на устранение дестабилизирующих факторов и криминальной активности молодежи. Просвещение детей и молодежи по проблемам СПИДа и наркомании, насилия, терроризма, преступности. Также проводится ряд проектов: уроки правового воспитания в учебных заведениях; уроки социальной компетенции; курсы повышения квалификации по медиации педагогического персонала школ и родителей.

2. Вторичная профилактика:

Осуществляется психолого-педагогическая и полицейская работа с несовершеннолетними «группы риска», с целью обеспечения общественной безопасности в образовательных учреждениях и за их пределами. Ведется активная работа со школьными прогульщиками и правонарушителями, организуется уличная социальная работа, спортивные проекты (загородные походы, альпинизм).

3. Третичная или специальная профилактика:

Данный уровень является кризисной формой социально-педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями (работа в амбулаторных и стационарных службах) [2, с. 84-85].

Важными методическими принципами профилактических работ будут являться:

1. Принцип творческой и активной деятельности и самостоятельности, согласно которому все мероприятия, проводимые в учебном заведении, должны способствовать раскрытию творческих сил подростка, его самостоятельности в поиске истины путем привлечения к различным видам творческой активной деятельности, к решению социально-нравственных задач.

2. Принцип гуманизации взаимоотношений педагогов и подростков, то есть восприятие педагогом личности подростка как высшей жизненной ценности.

3. Принцип демократизации, который предусматривает устранение авторитарного стиля в организации обучения и воспитания, утверждение таких форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют формированию демократической культуры личности подростка.

4. Принцип индивидуализации, включающий обязательный учет индивидуальных и возрастных особенностей физического, социального, духовного и психологического развития подростков, их активности и жизненной позиции.

5. Принцип психологизации, ведь именно обучение и воспитание по своей сути требуют формирования социально-коммуникативной активности подростка, реализации его потенциальных возможностей.

6. Принцип учета познавательных интересов и духовных потребностей современных подростков, что позволяет на основе их выяснения корректировать учебно-воспитательный процесс [4, с. 61-62].

Таким образом, профилактика конфликтов среди подростков в школах, колледжах, техникумах необходима так же, как и их урегулирование. Одним из важнейших условий предупреждения конфликтов является высокий уровень конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, их умение диагностировать конфликт и выбирать эффективные методы. 

 

Список литературы:
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 551 с.
2. Гребенкин Е.В. Современные методы профилактики конфликтов в системе образования ФРГ: специфика и перспективы трансформации // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – №1 (91). – С. 83-87.
3. Гулаева М.И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. – 2015. – №10 (3). – С. 95-97. 
4. Дурманенко Е. А. Предупреждение межличностных конфликтов в коллективе школьников-подростков // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – №1. – С. 59-62.