ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩИМ ШКОЛЬНИКАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Аннотация. В статье проведено исследование школьной неуспеваемости в образовательном учреждении по дисциплине «Обществознание» среди учащихся возрастом 14-16 лет, выявлены основные причины неуспеваемости. Также зафиксированы общие особенности неуспеваемости школьников на основе методик Джекобса, Литтмана, Бурдона. Рассматриваются особенности психолого-педагогической помощи неуспевающим школьникам по дисциплине «Обществознание», включая видоизменение ведения образовательного процесса, формата работы с неуспевающими учащимися.
Ключевые слова: обществознание, образовательный процесс, психолого-педагогическая помощь, школьная неуспеваемость, дифференцированный подход, мотивация, когнитивные способности, коррекционно-развивающая работа, воспитание, внеурочная деятельность.
Проблема неуспеваемости и затруднений в обучении изучается на протяжении многих веков. В. А. Сухомлинский, А. М. Гельмонт, В. Ф. Шаталов и другие исследователи внесли вклад в изучение данной проблемы [2]. Однако предмет обсуждения и по сей день остается актуальным. Связан этот феномен с регулярными трансформациями и модернизацией образования: изменяются методы оценивания, вносятся коррективы в программы обучения, усовершенствуются концепции воспитания, и другие аспекты.
По мнению Н.Р. Клементьевой, к школьной неуспеваемости относится не только факт низкой степени усвоения школьной программы, но и проблемы поведенческого плана, такие как: трудновоспитуемость, потеря интереса к школьной жизни, пропуск занятий и т.д. Поэтому, решая проблему неуспеваемости школьника, стоит затрагивать не только педагогические, но и психологические способы и средства [1].
Известно, что школьная неуспеваемость является последствием воздействия определенных факторов [2]. Поэтому, чтобы сформировать индивидуальный подход к решению проблемы, следует исследовать ее основание. К одной из причин школьной неуспеваемости относят уровень психофизиологического развития. По данным статистики Министерства здравоохранения Российской Федерации за 2022 год около 80% от обследуемых учащихся школ относят к первой и второй группе здоровья, не имеющим серьезные отклонения в здоровье. Порядка 20% имеют нарушения. Нередко состояние здоровья взаимосвязано с эмоциональными расстройствами, что влечет за собой проблему школьной неуспеваемости [6].
К другим причинам школьной неуспеваемости также относят слабый тип нервной системы, низкий уровень познавательных способностей, низкая эффективность учебной деятельности, несформированность познавательных мотивов, эмоциональные и волевые нарушения [4].
В нашей работе проводим исследование, направленное на изучение особенностей психолого-педагогической помощи неуспевающим школьникам по дисциплине «Обществознание». Исследование проведено на базе одной из школ г. Волгограда. В ходе исследования респондентами были 40 учащихся в возрасте от 14 до 16 лет. Для изучения аттенционных способностей мы использовали корректурную пробу Б. Бурдона, метод Джекобса, тест Липпмана «Логические закономерности».
В качестве показателей успешности успеваемости по дисциплине «Обществознание» было использовано среднее арифметическое годовых оценок за 2021-2022 годы обучения.
Рисунок 1. Распределение испытуемых по успеваемости
Рассматривая распределение испытуемых по успеваемости, можно сделать вывод, что 22,5% от всех респондентов имеют низкий-средне-низкий уровни успеваемости. С данной группой респондентов была проделана дальнейшая работа.
По результатам исследования, установлено, что у учащихся с низким и средне-низким уровнем успеваемости преобладают слабость памяти, невнимательность, слабая самоорганизация в процессе учения, несформированные учебные мотивы, низкий уровень сформированности осуществления причинно-следственных связей.
Исходя из результатов исследования, можно разработать направление психолого-педагогической помощи неуспевающим учащимся по дисциплине «Обществознание». Основными направлениями психолого-педагогической помощи выделяется коррекционно-развивающая работа, повышение мотивации к обучению, повышение уровня воспитанности, особая организация учебного процесса, работа с родителями.
Развивающая работа состоит в определении выбора оптимальных для развития учащегося, исходя из его индивидуальных характеристик, методов и приемов обучения в соответствии с его образовательными потребностями. Реализуется организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для развития когнитивных способностей, решение проблем в обучаемости.
В преодолении неуспеваемости также задействуются воспитательные направления работы для повышения учебной мотивации. Основными методами работы являются создание ситуации успеха, которая характеризуется целенаправленным созданием комплекса успеха, позволяющая достичь высоких результатов деятельности, где успех – это результат данной ситуации. Под успехом понимают положительные эмоции, чувство удовлетворения от достигнутого результата, достижение высоких личностных и групповых результатов. Также включение учащихся во внеурочную деятельность, основной целью которого является развитие личностных, метапредметных, предметных результатов [3].
Работа с родителями направлена на установление неформальных контактов между родителями и педагогами и их привлечение к образовательному процессу в школе. Такие работы включают: составление программы развития ребенка; согласование с мнением родителей на введение специальных предметов, курсов; обсуждение, анализ учебных достижений ребенка, коллектива класса совместно с родителями.
Немалое значение в преодолении неуспеваемости школьников имеет организация учебного процесса. С начала XIX в. главнейшими принципами в преодолении школьной неуспеваемости в образовательном процессе являются индивидуальный и дифференцированный подходы к учащемуся. И. Э. Унт трактует дифференциацию как учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются [5]. Данные принципы следует активно внедрять в учебный процесс. Реализация их возможна с помощью добавления в учебный процесс игр, направленных на развитие мотивации к обучению, а также на проверку изученного материала.
Отдельно стоит отметить прием дифференцирования заданий, учебного материала, раздаточного материала. Цель использования метода состоит в адаптации условий работы неуспевающих школьников, позволяя прийти к более высоким результатам обучения. Данный метод можно использовать при работе с содержанием учебного пособия, требованиям усвоения знаний, работы учащегося. В частности, при проведении работ на проверку усвоения знаний следует указывать школьникам на допущение отдельных ошибок, допускаются отдельные советы. Возможна реализация дополнительных занятий, направленных на изучение тем, вызывающих трудностей, а также для закрепления ранее изученного материала с учетом индивидуальных характеристик учащегося.
Таким образом, владея знаниями об основных аспектах психолого-педагогической помощи при работе с неуспевающими школьниками по дисциплине «Обществознание», можно более эффективно организовать работу с учащимися, испытывающими трудности в изучении предмета.